Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́ССО КОНТИ́НУО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 94

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БА́ССО КОНТИ́НУО (итал. basso conti­nuo – не­пре­рыв­ный бас), ак­ком­па­ни­рую­щая груп­па ин­ст­ру­мен­тов в му­зы­ке 17–18 вв., а так­же уп­ро­щён­ный спо­соб за­пи­си ак­ком­па­не­мен­та. В груп­пу Б. к. обя­за­тель­но вхо­дил кла­виш­ный ин­ст­ру­мент (ор­ган, кла­ве­син), осу­ще­ст­в­ляв­ший ак­кор­до­вую под­держ­ку ве­ду­щей ме­ло­дии (в го­мо­фо­нии од­ной, в по­ли­фо­нии не­сколь­ких), мог­ли вклю­чать­ся так­же вио­ла да гам­ба, вио­лон­чель, ба­со­вые раз­но­вид­но­сти лют­ни, фа­гот, ре­же ар­фа, ис­пол­няв­шие пар­тию ба­со­во­го го­ло­са ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля (за­пи­сы­ва­лась на ниж­нем но­то­нос­це пар­ти­ту­ры). Ак­кор­ды и гар­мо­нич. фи­гу­ра­ции им­про­ви­зи­ро­ва­лись ор­га­ни­стом (кла­ве­си­ни­стом, лют­ни­стом) на ос­но­ве но­ти­ро­ван­но­го ба­са; но­ты до­пол­ня­лись циф­ра­ми и/или зна­ка­ми аль­те­ра­ции, ука­зы­вав­ши­ми ин­тер­ва­лы вверх от ба­са (см. Ге­не­рал-бас). В кон­чер­то грос­со, ино­гда в опе­ре (18 в.) ис­поль­зо­ва­лись 2 кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­та. Прак­ти­ка Б. к. вы­зва­на обо­соб­ле­ни­ем ба­са как ос­но­вы муз. гар­мо­нии (кон. 16 в.). Пер­вые из­дан­ные пар­ти­ту­ры с циф­ро­ван­ным Б. к. – опе­ры «Эв­ри­ди­ка» Я. Пе­ри, «Эв­ри­ди­ка» Дж. Кач­чи­ни, «Пред­став­ле­ние о ду­ше и те­ле» Э. Ка­валь­е­ри (все 1600). В совр. из­да­ни­ях ста­рин­ной му­зы­ки циф­ро­ван­ный бас не­ред­ко рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся в спе­ци­аль­но вы­пи­сан­ной пар­тии кла­виш­но­го ин­ст­ру­мен­та (как пра­ви­ло, 4-го­лос­ной).

Лит.: Бар­со­ва И. Очер­ки по ис­то­рии пар­ти­тур­ной но­та­ции (XVI – 1-я пол. XVIII в.). М., 1997.

Вернуться к началу