ПАРТИТУ́РА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРТИТУ́РА (итал. partitura, букв. – разделение, распределение, от лат. partio – делить, разделять), в музыке 16–21 вв. стандартный способ фиксации многоголосного сочинения с помощью нотного письма. Партии, записанные на отд. составляющих П. нотоносцах, синхронизируются так, чтобы ноты, берущиеся одновременно, находились друг под другом на одной и той же воображаемой вертикальной линии. Ныне термин применяется также расширительно для обозначения записи одновременно звучащих «голосов» (партий) с помощью разных видов нотации: невменной, смешанной буквенно-линейной (в т. ч. дасийной), нотной, разл. видов современной. Принцип партитурной записи (один голос под другим) появился в Европе одновременно с ранними формами многоголосия. Распространению П. в 18 в. предшествовали «книги», содержащие отд. партии, – поголосники (нем. Stimmbuch, англ. partbook; осн. вид записи многоголосия от эпохи Возрождения до 18 в.); «хоровые книги», в которых на развороте записывались все одновременно звучащие голоса, но «такты» не совпадали по вертикали, либо на каждой странице фиксировалось по 2 голоса четырёхголосия; разного рода табулатуры.
Появление в 16–17 вв. партитурных записей связано с развитием гармонии и имитационной полифонии. Партии внутри П. упорядочивались по тесситурному принципу: более высокие голоса записывались на верхних строчках, более низкие – на нижних; осн. указателями тесситуры служили ключи. Первые П. не содержали обозначений состава исполнителей; каждая партия могла быть исполнена любым голосом или инструментом соответствующей тесситуры, состав исполнителей мог варьироваться. На рубеже 16 и 17 вв. возникла П. с генерал-басом. В такой П. полностью выписывались вокальные и мелодич. инструментальные (облигато) голоса, а также партия баса, нередко сопровождавшаяся цифровыми обозначениями аккордов и предназначавшаяся для инструментов группы бассо континуо, в т. ч. многоголосных (клавесин и др.), на которых осуществлялась импровизация на основе выписанного басового голоса. Во 2-й пол. 18 в. у композиторов венской классической школы, мангеймской школы [см. также Классика (2-е значение)] значение группы континуо в муз. практике постепенно снижается, и П. с генерал-басом, допускающие элемент импровизации, сменяются П. с полной и точной фиксацией всех партий. Порядок записи партий в музыке этого периода мог быть различным, но с кон. 18 в. постепенно складывался принцип визуального объединения инструментов в оркестровые группы.
Принятая ныне организация П. оформилась окончательно к сер. 19 в. Партии инструментов (см. в ст. Оркестр) располагаются по оркестровым группам, внутри каждой группы инструменты записываются по тесситуре сверху вниз (за исключением труб, которые пишутся ниже валторн). Подобным образом более высокие по тесситуре разновидности одного инструмента записываются выше партии осн. инструмента, более низкие – ниже. Партии арфы, фп., органа, а также певцов-солистов и хора записываются над группой смычковых.
Расположение инструментов в партитуре для большого симфонического оркестра | |
Название на русском языке | Название на итальянском языке |
Деревянные духовые | |
Малая флейта | Flauto piccolo |
Флейты | Flauti |
Гобои | Oboi |
Английский рожок | Como inglese |
Кларнеты | Clarinetti |
Басовый кларнет | Clarinette basso |
Фаготы | Fagotti |
Контрафагот | Contrafagotto |
Медные духовые | |
Валторны | Corni |
Трубы | Trombe |
Тромбоны | Tromboni |
Туба | Tuba |
Ударные | |
Литавры | Timpani |
Треугольник | Triangolo |
Бубен | Tamburino |
Малый барабан | Tamburo militare |
Тарелки | Piatti |
Большой барабан | Gran cassa |
Ксилофон | Silofono |
Колокольчики | Campanelli |
Челеста | Celesta |
Арфа | Arpa |
Струнные (смычковые) | |
1-е скрипки | 1 Violini |
2-е скрипки | 2 Violini |
Альты | Viole |
Виолончели | Violoncelli |
Контрабасы | Contrabassi |
В П. принята запись в разных ключах, для ряда инструментов – запись в транспозиции, условная запись флажолетов. Названия инструментов и авторские (редакторские) ремарки даются чаще всего на итал. языке.