Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРТИТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 390-391

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Страница партитуры. П. И. Чайковский. 4-я симфония. Финал.

ПАРТИТУ́РА (итал. partitura, букв. – раз­де­ле­ние, рас­пре­де­ле­ние, от лат. partio – де­лить, раз­де­лять), в му­зы­ке 16–21 вв. стан­дарт­ный спо­соб фик­са­ции мно­го­го­лос­но­го со­чи­не­ния с по­мо­щью нот­но­го пись­ма. Пар­тии, за­пи­сан­ные на отд. со­став­ляю­щих П. но­то­нос­цах, син­хро­ни­зи­ру­ют­ся так, что­бы но­ты, бе­ру­щие­ся од­но­вре­мен­но, на­хо­ди­лись друг под дру­гом на од­ной и той же во­об­ра­жае­мой вер­ти­каль­ной ли­нии. Ны­не тер­мин при­ме­ня­ет­ся так­же рас­ши­ри­тель­но для обо­зна­че­ния за­пи­си од­но­вре­мен­но зву­ча­щих «го­ло­сов» (пар­тий) с по­мо­щью раз­ных ви­дов но­та­ции: не­вмен­ной, сме­шан­ной бу­к­вен­но-ли­ней­ной (в т. ч. да­сий­ной), нот­ной, разл. ви­дов со­вре­мен­ной. Прин­цип пар­ти­тур­ной за­пи­си (один го­лос под дру­гим) поя­вил­ся в Ев­ро­пе од­но­вре­мен­но с ран­ни­ми фор­ма­ми мно­го­го­ло­сия. Рас­про­ст­ра­не­нию П. в 18 в. пред­ше­ст­во­ва­ли «кни­ги», со­дер­жа­щие отд. пар­тии, – по­го­лос­ни­ки (нем. Stimmbuch, англ. partbook; осн. вид за­пи­си мно­го­го­ло­сия от эпо­хи Воз­рож­де­ния до 18 в.); «хо­ро­вые кни­ги», в ко­то­рых на раз­во­ро­те за­пи­сы­ва­лись все од­но­вре­мен­но зву­ча­щие го­ло­са, но «так­ты» не сов­па­да­ли по вер­ти­ка­ли, ли­бо на ка­ж­дой стра­ни­це фик­си­ро­ва­лось по 2 го­ло­са че­ты­рёх­го­ло­сия; раз­но­го ро­да та­бу­ла­ту­ры.

По­яв­ле­ние в 16–17 вв. пар­ти­тур­ных за­пи­сей свя­за­но с раз­ви­ти­ем гар­мо­нии и ими­та­ци­он­ной по­ли­фо­нии. Пар­тии внут­ри П. упо­ря­до­чи­ва­лись по тес­си­тур­но­му прин­ци­пу: бо­лее вы­со­кие го­ло­са за­пи­сы­ва­лись на ве­рх­них строч­ках, бо­лее низ­кие – на ниж­них; осн. ука­за­те­ля­ми тес­си­ту­ры слу­жи­ли клю­чи. Пер­вые П. не со­дер­жа­ли об­оз­на­че­ний со­ста­ва ис­пол­ни­те­лей; каж­дая пар­тия мог­ла быть ис­пол­не­на лю­бым го­ло­сом или ин­ст­ру­мен­том со­от­вет­ст­вую­щей тес­си­ту­ры, со­став ис­пол­ни­те­лей мог варь­и­ро­вать­ся. На ру­бе­же 16 и 17 вв. воз­ник­ла П. с ге­не­рал-ба­сом. В та­кой П. пол­но­стью вы­пи­сы­ва­лись во­каль­ные и ме­ло­дич. ин­ст­ру­мен­таль­ные (об­ли­га­то) го­ло­са, а также пар­тия ба­са, не­ред­ко со­про­вож­дав­шая­ся циф­ро­вы­ми об­оз­на­че­ния­ми ак­кор­дов и пред­наз­на­чав­шая­ся для ин­ст­ру­мен­тов груп­пы бас­со кон­ти­нуо, в т. ч. мно­го­голос­ных (кла­ве­син и др.), на ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­лась им­про­ви­за­ция на ос­но­ве вы­пи­сан­но­го ба­со­во­го го­ло­са. Во 2-й пол. 18 в. у ком­по­зи­то­ров вен­ской клас­си­че­ской шко­лы, ман­гейм­ской шко­лы [см. так­же Клас­си­ка (2-е зна­че­ние)] зна­че­ние груп­пы кон­ти­нуо в муз. прак­ти­ке по­сте­пен­но сни­жа­ет­ся, и П. с ге­не­рал-ба­сом, до­пу­скаю­щие эле­мент им­про­ви­за­ции, сме­ня­ют­ся П. с пол­ной и точ­ной фик­са­ци­ей всех пар­тий. По­ря­док за­пи­си пар­тий в му­зы­ке это­го пе­рио­да мог быть раз­лич­ным, но с кон. 18 в. по­сте­пен­но скла­ды­вал­ся прин­цип ви­зу­аль­но­го объ­еди­не­ния ин­ст­ру­мен­тов в ор­ке­ст­ро­вые груп­пы.

При­ня­тая ны­не ор­га­ни­за­ция П. офор­ми­лась окон­ча­тель­но к сер. 19 в. Пар­тии ин­ст­ру­мен­тов (см. в ст. Ор­кестр) рас­по­ла­га­ют­ся по ор­ке­ст­ро­вым груп­пам, внут­ри ка­ж­дой груп­пы ин­ст­ру­мен­ты за­пи­сы­ва­ют­ся по тес­си­ту­ре свер­ху вниз (за ис­клю­че­ни­ем труб, ко­то­рые пи­шут­ся ни­же вал­торн). По­доб­ным об­ра­зом бо­лее вы­со­кие по тес­си­ту­ре раз­но­вид­но­сти од­но­го ин­ст­ру­мен­та за­пи­сы­ва­ют­ся вы­ше пар­тии осн. ин­ст­ру­мен­та, бо­лее низ­кие – ни­же. Пар­тии ар­фы, фп., ор­га­на, а так­же пев­цов-со­лис­тов и хо­ра за­пи­сы­ва­ют­ся над груп­пой смыч­ко­вых.

Расположение инструментов в партитуре для большого симфонического оркестра
Название на русском языкеНазвание на итальянском языке
Деревянные духовые
Малая флейтаFlauto piccolo
ФлейтыFlauti
ГобоиOboi
Английский рожокComo inglese
КларнетыClarinetti
Басовый кларнетClarinette basso
ФаготыFagotti
КонтрафаготContrafagotto
Медные духовые
ВалторныCorni
ТрубыTrombe
ТромбоныTromboni
ТубаTuba
Ударные
ЛитаврыTimpani
ТреугольникTriangolo
БубенTamburino
Малый барабанTamburo militare
ТарелкиPiatti
Большой барабанGran cassa
КсилофонSilofono
КолокольчикиCampanelli
ЧелестаCelesta
АрфаArpa
Струнные (смычковые)
1-е скрипки1 Violini
2-е скрипки2 Violini
АльтыViole
ВиолончелиVioloncelli
КонтрабасыContrabassi

В П. при­ня­та за­пись в раз­ных клю­чах, для ря­да ин­ст­ру­мен­тов – за­пись в транс­по­зи­ции, ус­лов­ная за­пись фла­жо­ле­тов. На­зва­ния ин­ст­ру­мен­тов и ав­тор­ские (ре­дак­тор­ские) ре­мар­ки да­ют­ся ча­ще все­го на итал. язы­ке.

Лит.: Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik. 2. Aufl. Lpz., 1981 (Mu­sikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 5); Бар­со­ва И. А. Очер­ки по ис­то­рии пар­ти­тур­ной но­та­ции: (XVI – пер­вая по­ло­ви­на XVIII в.). М., 1997.

Вернуться к началу