ОРКЕ́СТР
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРКЕ́СТР (от греч. ὀρχήστρα – полукруглая площадка для размещения хора перед сценой др.-греч. театра), большой коллектив музыкантов, играющих на разл. инструментах, предназначенный для совместного исполнения музыки. Термин в совр. смысле используется с 18 в. О. имеет отчётливую структуру, в которой отд. группы инструментов выполняют определённые функции. Специфич. особенность О. – унисонное исполнение партий несколькими музыкантами (это касается в осн. струнных инструментов, тогда как духовые, как правило, имеют индивидуальную партию для каждого музыканта), аналогично унисонному исполнению одной партии в хоре несколькими певцами. Этим О. принципиально отличается от инструментального ансамбля, в котором каждый инструмент имеет самостоят. партию. По составу различают О. смешанные, т. е. включающие инструменты разных групп (симфонический, эстрадный и др.), и однородные (струнный, духовой). Струнный О. при этом обычно состоит только из смычковых инструментов (классич. струнный оркестр) либо из щипковых (напр., «неаполитанский» оркестр из мандолин и гитар); духовой О. может быть чисто медного состава (банда) или с добавлением деревянных инструментов (иногда ударных). Другой принцип классификации исходит из функционирования О.: оперный, концертный, бальный, садовый, военный оркестр и др. В странах европ. культуры высшей формой совместного инструментального исполнительства стал симфонический О., состоящий из 4 осн. групп инструментов: смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Специфич. разновидность – О. нар. инструментов, организованные в целом по образцу европейских (использование духовых инструментов разных семейств, струнных инструментов разных регистровых разновидностей и др.). Одним из первых подобных коллективов был Великорусский оркестр, созданный в кон. 19 в. В СССР широко распространились многочисл. О. модернизированных нац. инструментов (гос. оркестры нар. инструментов имелись в столицах всех союзных республик); целесообразность подобных образований, не укоренённых в нац. культуре, была переосмыслена на рубеже 20–21 вв.
Появление О. в Европе связано с возникновением на рубеже 16–17 вв. новых гомофонных жанров – оперы, оратории: из сопровождающего пение инструментального ансамбля постепенно формировался более развитый коллектив инструменталистов, давший начало О. в совр. понимании. Развитие О. определялось эволюцией инструментов, оркестрового исполнительства (новые приёмы игры, расположение музыкантов на сцене или в оркестрой яме, управление оркестром), искусства инструментовки, изменением композиторских стилей. О. 17 – 1-й пол. 18 вв. отличается тембровым и тесситурным богатством, объединяя разнообразные струнные (виолы, скрипки, лиры, лютни, арфы, струнно-клавишные – клавесин, клавикорд), духовые (продольные флейты, язычковые и амбушюрные инструменты) и ударные (литавры и др.). Важной чертой было разделение на мелодические голоса (скрипки, виолы, разл. духовые) и аккомпанирующую группу бассо континуо. Для этого периода в целом (в особенности для начала) характерна нестабильность составов, вызванная постепенным сильным обновлением инструментария (лютни и виолы вытеснялись из муз. практики инструментами скрипичного семейства, продольные флейты – поперечными, бомбарды – фаготами и гобоями; постепенно исчезли цинки), а также случайным подбором инструментов в оперных театрах и соборах. Постепенная стабилизация оркестровых составов связана с зарождением совр. понятия оркестровой группы, объединяющей родственные по тембру и динамич. свойствам инструменты. Важнейшее завоевание О. в 17 в. – кристаллизация струнной группы (скрипки, альты, виолончели, басовые виолы, позднее вытесненные контрабасами). С 1-й пол. 18 в. проводилось различение оркестровых составов в связи с функцией музыки, местом её исполнения (церковные, оперные и концертные составы). Оперный О., наряду со струнными, флейтами, гобоями и группой бассо континуо (основу которой обычно составляли 2 клавесина и разл. инструменты басовой тесситуры), часто включал трубы, тромбоны, литавры; в церковный О. обязательно входил орган. В обоих составах существенную роль играла партия инструмента облигато. Концертный состав почти полностью зависел от места и характера музицирования. Исполнением обычно руководил капельмейстер, игравший на первом клавесине.
Во 2-й пол. 18 в. большое значение приобрела дифференциация оперного и концертного составов, причём первый отличался полнотой и разнообразием, а второй находился в стадии становления. В оперный О. в связи со сценич. ситуацией включались инструменты, не входившие в концертный О.; так, в группе ударных, помимо литавр, появилась группа, называемая «янычарской музыкой» (большой барабан, тарелки, треугольник, малый барабан). Оформление составов шло параллельно с обновлением инструментария. Повсеместное распространение в опере в 1780-е гг. получил кларнет, его введением в симфонич. О. к нач. 19 в. завершилось формирование деревянной духовой группы. В симфонич. творчестве Л. ван Бетховена окончательно сформировался «классический» состав симфонич. О.: струнные и парный состав деревянных духовых – 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (иногда 3 или 4) валторны, 2 трубы, пара литавр; в дальнейшем такой состав получил назв. малого симфонического О. Бетховен в 9-й симфонии (1823) положил начало большому (в совр. значении) составу симфонич. О.: струнные, парный состав деревянных духовых, дополненный видовыми инструментами (у Бетховена – малая флейта и контрафагот), 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, расширенная группа ударных, включающая литавры, треугольник, тарелки, большой барабан. Для подобного состава написаны мн. сочинения Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, И. Брамса, А. Брукнера, П. И. Чайковского и др. композиторов. В первые десятилетия 19 в. произошло радикальное усовершенствование духовых инструментов: флейта, а затем и др. деревянные были снабжены клапанным механизмом (изобретение Т. Бёма), натуральные валторны и трубы – вентильным механизмом, сделавшим их звукоряд хроматическим. В 1830-е гг. А. Сакс сконструировал новые инструменты (саксгорны, саксофоны). В увеличении состава и расширении тембровых возможностей симфонич. О. значит. роль сыграл Г. Берлиоз: в «Фантастической симфонии» (1830) он увеличил струнную группу, точно указав в партитуре количество исполнителей, ввёл характерные инструменты (в т. ч. английский рожок, арфы). Эпохой в истории О. стало оперное творчество Р. Вагнера: начиная с «Лоэнгрина» состав группы деревянных духовых увеличен до тройного (3 флейты или 2 флейты и малая флейта, 3 гобоя или 2 гобоя и английский рожок, 3 кларнета или 2 кларнета и бас-кларнет, 3 фагота или 2 фагота и контрафагот); в 1840-е гг. завершено формирование совр. медной группы (4 валторны, 2–3 трубы, 3 тромбона и туба); в «Кольце нибелунга» состав О. увеличился до четверного, в медную группу добавлен квартет сконструированных по его заказу валторновых туб. Оркестровые новшества Н. А. Римского-Корсакова (он широко пользовался основными и характерными тембрами в пределах парно-тройного и тройного составов), воспринятые рус. композиторами следующего поколения (А. К. Глазунов, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский), оказали влияние в сфере оркестрового колорита и на творчество зап.-европ. композиторов: К. Дебюсси, М. Равеля. Развитие вагнеровских тенденций привело на грани 19–20 вв. к образованию в творчестве Г. Малера, Р. Штрауса, А. Н. Скрябина и раннего Стравинского («Весна священная») «сверхоркестра» – расширенного по сравнению с четверным; апогеем этой тенденции стал состав кантаты «Песни Гурре» А. Шёнберга (1911). Место дирижёра – перед О. спиной к публике – первым определил Р. Вагнер.
В 20 в., наряду с унификацией и расширением (80–100 и более музыкантов) состава симфонич. О., происходил процесс сокращения за счёт более полного использования индивидуальных возможностей инструментов (т. н. ненормативный состав); распространились камерные О. (в основе – струнная группа, дополняемая несколькими духовыми, ударными и др.). Резко увеличилась группа ударных: в неё вошли литавры, большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты, тамтам, колокола, колокольчики, ксилофон; затем получили распространение наборы больших барабанов, тарелок, гонгов разных размеров, вуд-блоков и т. д. В состав О. стало включаться фортепиано. В середине и особенно 2-й пол. 20 в. ударная группа заняла равноправное со струнной и духовыми группами положение как в нормативных, так и в ненормативных составах О. Стремление обогатить тембровую шкалу О. привело к эпизодич. включению электроинструментов, напр. волн Мартено; во 2-й пол. 20 в. в О. начали вводить магнитофонную запись, электрогитару, на рубеже 20–21 вв. – синтезатор.
Самая распространённая ныне рассадка музыкантов в О. – т. н. американская (первые и вторые скрипки располагаются слева от дирижёра, виолончели и альты – справа, в центре – деревянные, за ними медные духовые, в глубине слева – ударные, справа – контрабасы), введённая в 1945 Л. Стоковским. Наряду с ней продолжает использоваться т. н. европейская рассадка (первые скрипки и альты слева от дирижёра, вторые скрипки и виолончели справа). В О. ненормативного состава может применяться индивидуальная рассадка.
Крупнейшие совр. симфонич. О.: оркестр «Гевандхауза» (1781), Парижский оркестр (1828), Венский филармонический оркестр и Нью-Йоркский филармонический оркестр (оба 1842), Бостонский симфонический оркестр (1881), Берлинский филармонический оркестр и Санкт-Петербургский симфонический филармонический оркестр (оба 1882), «Консертгебау» (1888), Чикагский симфонический оркестр (1891), Филадельфийский оркестр (1900), Лондонский симфонический оркестр (1904), Кливлендский оркестр (1918), Нац. оркестр Франции (1934), Симфонич. оркестр Баварского радио (1949), Российский национальный оркестр (1990).
Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. в связи с развитием аутентичного исполнительства получили распространение О., состоящие из историч. инструментов (подлинных или их копий). Среди них – «Concentus Musicus» (1953, Вена), «Orchestra of the 18th Century» (1981, Амстердам), «Orchestre Révolutionnaire et Romantique» (1989, Лондон).