Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТОКО́ВСКИЙ ЛЕОПОЛЬД

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 266

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СТОКО́ВСКИЙ (Stokowski) Ле­о­польд (18.4.1882, Лон­дон – 13.9.1977, Не­тер-Уол­лоп, граф­ст­во Хэмп­шир, Ве­ли­ко­бри­та­ния), амер. ди­ри­жёр. Учил­ся в Коро­лев­ском муз. кол­ледже, в 1900 окон­чил Ко­ро­лев­ский кол­ледж ор­га­ни­стов (оба – в Лон­до­не). Ба­ка­лавр му­зы­ки (Окс­форд, 1903). В 1902–05 ор­га­нист и ру­ко­во­ди­тель хо­ра церк­ви Сент-Джеймс в Лон­до­не. Как ди­ри­жёр де­бю­ти­ро­вал в 1908 в Па­ри­же. С 1909 жил пре­им. в США (гра­ж­дан­ст­во с 1915). Ру­ко­во­дил Сим­фо­нич. ор­кест­ром Цин­цин­на­ти (1909–12), Фи­ладель­фий­ским сим­фо­нич. ор­ке­ст­ром (1912–36; бла­го­да­ря С. ор­кестр об­рёл своё уни­каль­ное зву­ча­ние), Ор­ке­ст­ром Эн-Би-Си (1941–44, с 1942 совм. с А. Тос­ка­ни­ни), Нью-Йорк­ским фи­лар­мо­нич. (1949–50, совм. с Д. Ми­тро­пу­ло­сом), Хью­стон­ским сим­фо­нич. (1955–60) ор­ке­ст­ра­ми. В 1960 вы­сту­пил как опер­ный ди­ри­жёр в «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ре». В 1962 ос­но­вал и до 1972 воз­глав­лял Амер. сим­фо­нич. ор­кестр в Нью-Йор­ке. Га­ст­ро­ли­ро­вал в США и Ев­ро­пе, в СССР (1958), не­од­но­крат­но уча­ст­во­вал в Зальц­бург­ском и др. ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­лях. По­след­нее пуб­лич­ное вы­сту­п­ле­ние со­стоя­лось в 1975. Ос­но­ва ре­пер­туа­ра – му­зы­ка 20 в.; С. про­па­ган­ди­ро­вал англ. (Э. Эл­гар, Р. Во­ан-Уиль­ямс) и амер. (пер­вый ис­пол­ни­тель 4-й сим­фо­нии Ч. Айв­за, 1965) ком­по­зи­то­ров, час­то ис­пол­нял рус. и сов. му­зы­ку (П. И. Чай­ков­ский, М. П. Му­сорг­ский, Н. Я. Мяс­ковский, С. С. Про­кофь­ев, Д. Д. Шос­та­ко­вич и др.; пер­вый ис­пол­ни­тель 3-й сим­фо­нии, 4-го фп. кон­цер­та и «Рап­со­дии на те­му Па­га­ни­ни» С. В. Рах­ма­ни­но­ва). Внёс боль­шой вклад в муз. жизнь США, по­пу­ля­ри­зи­ро­вал клас­сич. му­зыку по ра­дио, в кон­цер­тах для де­тей и юно­ше­ст­ва, снял­ся в «жи­вых» кад­рах дис­не­ев­ско­го мульт­филь­ма «Фан­та­зия» (1940), на­пи­сал по­пу­ляр­ную мо­но­гра­фию «Му­зы­ка для всех» (1943; рус. пер. 1963). В 1945 ввёл в прак­ти­ку со­вре­мен­ную (т. н. аме­ри­кан­скую) рас­сад­ку му­зы­кан­тов в ор­ке­ст­ре. Мно­го­числ. ау­дио­за­пи­си (с 1917), вклю­чая собств. ор­ке­ст­ро­вые ре­пе­ти­ции.

Лит.: Daniel O. Stokowski: A counterpoint of view. N. Y., 1982.

Вернуться к началу