Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЁМ ТЕОБАЛЬД

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Березин

БЁМ (Böhm) Тео­бальд (9.4.1794, Мюн­хен  25.11.1881, там же), нем. флей­тист, ин­ст­ру­мен­таль­ный мас­тер, ком­по­зи­тор. С 1812 ар­тист те­ат­раль­но­го ор­ке­ст­ра в Мюн­хе­не, с 1818 му­зы­кант Ба­вар­ской при­двор­ной ка­пел­лы. В 182131 га­ст­ро­ли­ро­вал по Ев­ро­пе, ис­пол­няя собств. со­чи­не­ния. До 1831 иг­рал на тра­диц. 8-кла­пан­ной по­пе­реч­ной флей­те кон­ст­рук­ции Грен­зе­ра. Ус­лы­шав в 1831 в Лон­до­не иг­ру флей­ти­ста Ч. Ни­кол­со­на и оз­на­ко­мив­шись с его изы­ска­ния­ми, скон­ст­руи­ро­вал собств. флей­ту с об­рат­но­ко­нич. фор­мой ство­ла и улуч­шен­ным кла­пан­ным ме­ха­низ­мом. Не­ко­то­рое рас­про­стра­не­ние у ис­пол­ни­те­лей по­лу­чи­ла сле­дую­щая мо­дель (1832), с ко­то­рой Б. вы­сту­пил 25.4.1833 в за­ле «Оде­он» (Па­риж). К 1847, пройдя курс аку­сти­ки в Мюн­хен­ском ун-те, Б. соз­дал бо­лее со­вер­шен­ную мо­дель  из ме­тал­ла, со ство­лом ци­лин­д­рич. фор­мы, ко­то­рая от­ли­ча­лась улуч­шен­ным тем­бром по все­му диа­па­зо­ну, яр­ким зву­ком, вы­ров­нен­ной ин­то­наци­ей и но­вы­ми вир­ту­оз­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. Усо­вер­шен­ст­во­ва­ния Б., рас­це­нён­ные позд­нее как ре­фор­ма, сыг­рали важ­ней­шую роль в эво­лю­ции всех де­ре­вян­ных ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов. К 1920-м гг. флей­та Бё­ма ста­ла прак­ти­че­ски един­ст­вен­ной упот­ре­би­тель­ной мо­де­лью в соль­ном, ан­самб­ле­вом и ор­ке­ст­ро­вом ис­пол­ни­тель­ст­ве, а клар­не­ты и го­бои с ме­ха­ни­кой сис­те­мы Бё­ма по­все­ме­ст­но вы­тес­ни­ли ин­ст­ру­мен­ты ста­рой кон­ст­рук­ции. Ав­тор ра­бот по тео­рии кон­ст­рук­ции флей­ты и иг­ре на ней, а так­же муз. со­чи­не­ний (кон­цер­та, фан­та­зии, ка­при­сов и этю­да для флей­ты со­ло, ва­риа­ций, са­лон­ных пьес и об­ра­бо­ток для флей­ты и ор­ке­ст­ра или фор­те­пиа­но).

Cоч.: Über den Flötenbau und die neuesten Verbesserungen desselben. Mainz, 1847; Die Flöte und das Flötenspiel. Münch., 1871.

Лит.: Ле­вин С. Я. Ду­хо­вые ин­ст­ру­мен­ты в ис­то­рии му­зы­каль­ной куль­ту­ры. Л., 1983. Ч. 2.

Вернуться к началу