КЛЮЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЮЧ, знак на нотном стане, по которому определяется звуковысотное значение нот. Ставится в начале каждого нотоносца на одной из линий; при смене одного К. другим в соответствующем месте нотного стана выписывается новый К. Смысл применения разл. К. состоит в том, чтобы по возможности избежать при записи большого количества добавочных линий и облегчить этим чтение нот. Употребляются три разл. К.: соль (G), фа (F) и до ©; их начертания, происходящие от лат. буквенных обозначений звуков, постепенно видоизменялись, пока не приобрели совр. графич. формы.
В нач. 11 в. Гвидо Аретинский для обозначения высоты звуков пользовался цветными линиями; нижняя линия красного цвета обозначала высоту звука F, третья линия жёлтого цвета – высоту звука С. В начале этих линий ставились буквенные обозначения С и F, выполнявшие функции К. (в дальнейшем от применения цветных линий отказались). Первоначально на каждом нотном стане писали по неск. К. (до трёх), затем количество их сократилось до одного.
К. соль, или скрипичный, обозначает местоположение звука «соль» 1-й октавы и располагается на второй снизу линии нотного стана (др. вид К. соль, т. н. старофранцузский, помещавшийся на первой линии, ныне вышел из употребления). К. фа, или басовый, обозначает положение звука «фа» малой октавы, ставится на четвёртой линии нотного стана. В старинной музыке К. фа встречается также в виде басо-профундового К. (от итал. profundo – глубоко), который применялся для низкого регистра басовой партии и ставился на пятой линии, и баритонового К. – на третьей линии. К. до обозначает местоположение звука «до» 1-й октавы, ныне существует в двух видах: альтовый на третьей линии и теноровый – на четвёртой линии. Альтовый К. применяется для нотации партии смычкового альта и виоль дʼамур; теноровый – для нотации партии тенорового тромбона и частично виолончели (в верхнем регистре). В старинных хоровых партитурах (до 19 в.) К. до встречается на всех линиях нотного стана; кроме названных выше применялись: сопрановый К. – на первой линии, меццо-сопрановый – на второй линии и баритоновый – на пятой линии. Совр. хоровые партитуры записываются в скрипичном и басовом К., но хористы и хоровые дирижёры постоянно встречаются с К. до при исполнении сочинений прошлых эпох. Партия тенора ныне пишется в скрипичном К., но читается октавой ниже написанного (иногда обозначается цифрой 8 снизу от К.). В некоторых случаях для теноровой партии применяется удвоенный скрипичный К. в том же значении.
Графич. разновидностью К. до является цефаутный К., который применялся в России кон. 17 – 19 вв. для записи одноголосных обиходных песнопений (начертание заимствовано из квадратного нотного письма, т. н. киевского знамени). Его название происходит от применявшейся в церковной муз. практике системы сольмизации, в которой звук C получал названия fa и ut, взятые из разных гексахордов.