Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЮЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 325

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КЛЮЧ, знак на нот­ном ста­не, по ко­то­ро­му оп­ре­де­ля­ет­ся зву­ко­вы­сот­ное зна­че­ние нот. Ста­вит­ся в на­ча­ле ка­ж­до­го но­то­нос­ца на од­ной из ли­ний; при сме­не од­но­го К. дру­гим в со­от­вет­ст­вую­щем мес­те нот­но­го ста­на вы­пи­сы­ва­ет­ся но­вый К. Смысл при­ме­не­ния разл. К. со­сто­ит в том, что­бы по воз­мож­но­сти из­бе­жать при за­пи­си боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва до­ба­воч­ных ли­ний и об­лег­чить этим чте­ние нот. Упот­реб­ля­ют­ся три разл. К.: соль (G), фа (F) и до ©; их на­чер­та­ния, про­ис­хо­дящие от лат. бу­к­вен­ных обо­зна­че­ний зву­ков, по­сте­пен­но ви­до­из­ме­ня­лись, по­ка не при­об­ре­ли совр. гра­фич. фор­мы.

Ключи соль, фа и до.

В нач. 11 в. Гви­до Аре­тин­ский для обо­зна­че­ния вы­со­ты зву­ков поль­зо­вал­ся цвет­ны­ми ли­ния­ми; ниж­няя ли­ния крас­но­го цве­та обо­зна­ча­ла вы­со­ту зву­ка F, тре­тья ли­ния жёл­то­го цве­та – вы­со­ту зву­ка С. В на­ча­ле этих ли­ний ста­ви­лись бу­к­вен­ные обо­зна­че­ния С и F, вы­пол­няв­шие функ­ции К. (в даль­ней­шем от при­ме­не­ния цвет­ных ли­ний от­ка­за­лись). Пер­во­на­чаль­но на ка­ж­дом нот­ном ста­не пи­са­ли по неск. К. (до трёх), за­тем ко­ли­че­ст­во их со­кра­ти­лось до од­но­го.

К. соль, или скри­пич­ный, обо­зна­ча­ет ме­сто­по­ло­же­ние зву­ка «соль» 1-й ок­та­вы и рас­по­ла­га­ет­ся на вто­рой сни­зу ли­нии нот­но­го ста­на (др. вид К. соль, т. н. ста­роф­ран­цуз­ский, по­ме­щав­ший­ся на пер­вой ли­нии, ны­не вы­шел из упот­реб­ле­ния). К. фа, или ба­со­вый, обо­зна­ча­ет по­ло­же­ние зву­ка «фа» ма­лой ок­та­вы, ста­вит­ся на чет­вёр­той ли­нии нот­но­го ста­на. В ста­рин­ной му­зы­ке К. фа встре­ча­ет­ся так­же в ви­де ба­со-про­фун­до­во­го К. (от итал. pro­fundo – глу­бо­ко), ко­то­рый при­ме­нял­ся для низ­ко­го ре­ги­ст­ра ба­со­вой пар­тии и ста­вил­ся на пя­той ли­нии, и ба­ри­то­но­во­го К.  на треть­ей ли­нии. К. до обо­зна­ча­ет ме­сто­по­ло­же­ние зву­ка «до» 1-й ок­та­вы, ны­не су­ще­ст­ву­ет в двух ви­дах: аль­то­вый на треть­ей ли­нии и те­но­ро­вый – на чет­вёр­той ли­нии. Аль­то­вый К. при­ме­ня­ет­ся для но­та­ции пар­тии смыч­ко­во­го аль­та и ви­оль дʼамур; те­но­ро­вый – для но­та­ции пар­тии те­но­ро­во­го тром­бо­на и час­тич­но вио­лон­че­ли (в верх­нем ре­ги­ст­ре). В ста­рин­ных хо­ро­вых пар­ти­ту­рах (до 19 в.) К. до встре­ча­ет­ся на всех ли­ни­ях нот­но­го ста­на; кро­ме на­зван­ных вы­ше при­ме­ня­лись: со­пра­но­вый К.  на пер­вой ли­нии, мец­цо-со­пра­но­вый – на вто­рой ли­нии и ба­ри­то­но­вый – на пя­той ли­нии. Совр. хо­ро­вые пар­ти­ту­ры за­пи­сы­ва­ют­ся в скри­пич­ном и ба­со­вом К., но хо­ри­сты и хо­ро­вые ди­ри­жё­ры по­сто­ян­но встре­ча­ют­ся с К. до при ис­пол­не­нии со­чи­не­ний про­шлых эпох. Пар­тия те­но­ра ны­не пи­шет­ся в скри­пич­ном К., но чи­та­ет­ся ок­та­вой ни­же на­пи­сан­но­го (ино­гда обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 8 сни­зу от К.). В не­ко­то­рых слу­ча­ях для те­но­ро­вой пар­тии при­ме­ня­ет­ся уд­во­ен­ный скри­пич­ный К. в том же зна­че­нии.

Гра­фич. раз­но­вид­но­стью К. до яв­ля­ет­ся це­фа­ут­ный К., ко­то­рый при­ме­нял­ся в Рос­сии кон. 17 – 19 вв. для за­пи­си од­но­го­лос­ных оби­ход­ных пес­но­пе­ний (на­чер­та­ние за­им­ст­во­ва­но из квад­рат­но­го нот­но­го пись­ма, т. н. ки­ев­ско­го зна­ме­ни). Его на­зва­ние про­ис­хо­дит от при­ме­няв­шей­ся в цер­ков­ной муз. прак­ти­ке сис­те­мы соль­ми­за­ции, в ко­то­рой звук C по­лу­чал на­зва­ния fa и ut, взя­тые из раз­ных гек­са­хор­дов.

Лит.: Спо­со­бин И. В. Эле­мен­тар­ная тео­рия му­зы­ки. М., 1994; Барсова И. Очер­ки по ис­то­рии пар­ти­тур­ной но­та­ции (XVI – 1-я пол. XVIII в.). М., 1997. См. так­же лит. при ста­тьях Но­та­ция, Нот­ное пись­мо.

Вернуться к началу