ФЛАЖОЛЕ́ТЫ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЛАЖОЛЕ́ТЫ (от старофранцузского flageolet, букв. – флейточка), озвученные обертоны на струнных смычковых и щипковых (напр., гитара, арфа) инструментах. Тихий глуховатый звук Ф. слегка напоминает флейтовый. Различаются Ф. натуральные и искусственные. Натуральные извлекаются лёгким касанием открытой струны в точках её деления на 2 (Ф. звучит октавой выше основного тона открытой струны), на 3 (дуодецимой выше), на 4 (двумя октавами выше). Искусственные извлекаются на прижатой струне: один палец плотно ставится на струну, другой легко её касается в точке, отвечающей консонансам октавы, квинты и кварты (с октавными удвоениями). Устройство некоторых муз. инструментов позволяет играть только флажолетами; таков, напр., трумшайт.
Ранние худож. образцы Ф. в европ. музыке Нового времени – в сб-ке скрипичных сонат «Les sons harmoniques» Ж. Ж. де Мондонвиля (1738). Ф. обильно использовались в музыке композиторов-романтиков: в виртуозной сольной литературе (скрипичные сочинения Н. Паганини и др.), в оркестровой музыке (Вступление к опере «Лоэнгрин» Р. Вагнера и др.), позднее у франц. импрессионистов («Море» К. Дебюсси, «Испанская рапсодия» М. Равеля), избирательно – в музыке 20 в. («Поцелуй земли» из «Весны священной» И. Ф. Стравинского, Сцена бритья из оперы «Нос» Д. Д. Шостаковича).
См. также Натуральный звукоряд.