ГЕНЕРА́Л-БАС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕНЕРА́Л-БАС (нем. Generalbaß, букв. – общий бас), цифрованный бас, выписанный в нотах басовый голос с цифрами и/или знаками альтерации; основа аккомпанемента в музыке 17–18 вв. (аккомпаниатором мог быть органист или клавесинист, реже лютнист; см. Бассо континуо). Цифры над или под басовой строчкой обозначают диатонич. интервалы, специфические для данного созвучия (обозначения терций и квинт, как правило, опускались): 6 – секста (созвучие –секстаккорд); $^5_4$ – кварта и квинта, $^6_4$ – кварта и секста (задержания к трезвучию); 7 – септима (септаккорд), $^6_5$ – квинта и секста (квинтсекстаккорд), $\overset{6}{\underset{2} 4}$ или $^4_2$ – секунда и кварта (секундаккорд) и т. д. Знаки альтерации либо обозначают видоизменение терции, либо относятся к цифре, возле которой они стоят: $^{♭7}_5$, $^{♯ 4}_{2}$. Хроматич. повышение обозначается также перечёркиванием цифры: 6.
Цифровка несёт печать старинного (полифонич.) понимания гармонич. вертикали как суммы интервалов без различения аккордовых и неаккордовых звуков (см. Аккорд). Условность записи обеспечивала исполнителю свободу в выборе деталей фактуры, голосоведения, т. е. предполагала элемент импровизации. Г.-б. сложился во 2-й пол. 16 в. в Италии в практике исполнения полифонич. музыки как желательный элемент пения или игры с многоголосным инструментальным аккомпанементом. Потребность в сопровождении отражала новые муз.-эстетич. устремления в кон. 16 в., выдвинувшие, в частности, идею солирования; она воплотилась в новом типе композиции с бассо континуо. Распространение Г.-б. связано с развитием гомофонии в европ. музыке кон. 16 – сер. 18 вв. (т. н. эпоха генерал-баса). Сочетание в композициях с Г.-б. полифонич. и гомофонного начал характеризует стиль барокко. Пособия по аккомпанементу как учению о построении и соединении созвучий частично служили ранними руководствами по гармонии (цифровки, подобные Г.-б., поныне используются как учебные задания). Цифровой способ записи аккомпанирующей партии возродился в джазе и эстрадной музыке.