Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕНЕРА́Л-БАС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 540

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. И. Катунян

ГЕНЕРА́Л-БАС (нем. Generalbaß, букв. – об­щий бас), циф­ро­ван­ный бас, вы­пи­сан­ный в но­тах ба­со­вый го­лос с циф­ра­ми и/или зна­ка­ми аль­те­ра­ции; ос­но­ва ак­ком­па­не­мен­та в му­зы­ке 17–18 вв. (ак­ком­па­ниа­то­ром мог быть ор­га­нист или кла­ве­си­нист, ре­же лют­нист; см. Бас­со кон­ти­нуо). Циф­ры над или под ба­со­вой строч­кой обо­зна­ча­ют диа­то­нич. ин­тер­ва­лы, спе­ци­фи­че­ские для дан­но­го со­зву­чия (обо­зна­че­ния тер­ций и квинт, как пра­ви­ло, опус­ка­лись): 6 – сек­ста (со­зву­чие –сек­стак­корд);  $^5_4$ – квар­та и квин­та, $^6_4$ – квар­та и сек­ста (за­дер­жа­ния к тре­звучию); 7 – сеп­ти­ма (сеп­так­корд), $^6_5$ – квинта и секста (квин­тсек­стак­корд), $\overset{6}{\underset{2} 4}$ или $^4_2$ – се­кун­да и квар­та (се­кунд­ак­корд) и т. д. Зна­ки аль­те­ра­ции ли­бо обо­зна­чают ви­до­из­ме­не­ние тер­ции, ли­бо от­носят­ся к циф­ре, воз­ле ко­то­рой они сто­ят: $^{♭7}_5$, $^{♯ 4}_{2}$. Хро­ма­тич. по­вы­ше­ние обозна­ча­ется так­же пе­ре­чёр­ки­ва­ни­ем циф­ры: 6.

Циф­ров­ка не­сёт пе­чать ста­рин­но­го (по­ли­фо­нич.) по­ни­ма­ния гар­мо­нич. вер­ти­ка­ли как сум­мы ин­тер­ва­лов без раз­ли­че­ния ак­кор­до­вых и не­ак­кор­до­вых зву­ков (см. Ак­корд). Ус­лов­ность за­пи­си обес­пе­чи­ва­ла ис­пол­ни­те­лю сво­бо­ду в вы­бо­ре де­та­лей фак­ту­ры, го­ло­со­ве­дения, т. е. пред­по­ла­га­ла эле­мент им­про­ви­за­ции. Г.-б. сло­жил­ся во 2-й пол. 16 в. в Ита­лии в прак­ти­ке ис­пол­не­ния по­ли­фо­нич. му­зы­ки как же­ла­тель­ный эле­мент пе­ния или иг­ры с мно­го­го­лос­ным ин­ст­ру­мен­таль­ным ак­ком­па­не­мен­том. По­треб­ность в со­про­во­ж­де­нии от­ра­жа­ла но­вые муз.-эс­те­тич. уст­рем­ле­ния в кон. 16 в., вы­дви­нув­шие, в ча­ст­но­сти, идею со­ли­ро­ва­ния; она во­пло­ти­лась в но­вом ти­пе ком­по­зи­ции с бас­со кон­ти­нуо. Рас­про­стра­не­ние Г.-б. свя­за­но с раз­ви­ти­ем го­мо­фо­нии в ев­роп. му­зы­ке кон. 16 – сер. 18 вв. (т. н. эпо­ха ге­не­рал-ба­са). Со­че­та­ние в ком­по­зи­ци­ях с Г.-б. по­ли­фо­нич. и го­мо­фон­но­го на­чал ха­рак­те­ри­зу­ет стиль ба­рок­ко. По­со­бия по ак­ком­па­не­мен­ту как уче­нию о по­строе­нии и со­еди­не­нии со­зву­чий час­тич­но слу­жи­ли ран­ни­ми ру­ко­во­дства­ми по гар­мо­нии (циф­ров­ки, по­доб­ные Г.-б., по­ны­не ис­поль­зу­ют­ся как учеб­ные за­да­ния). Циф­ро­вой спо­соб за­пи­си ак­ком­па­ни­рую­щей пар­тии воз­ро­дил­ся в джа­зе и эс­т­рад­ной му­зы­ке.

Вернуться к началу