ПОЛИФО́НИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИФО́НИЯ (от поли... и греч. φωνή – звук), 1) вид многоголосия, для которого характерны равноправие голосов, несовпадение в разных голосах каденций, цезур, кульминаций, акцентов и др. 2) Основанная на этом виде многоголосия область муз. иск-ва («полифоническая музыка»). В развитых полифонич. формах (высшая из которых – фуга) гл. «строительной единицей» является тема – смысловое и структурное муз. целое. Повторные проведения темы обогащаются использованием имитационно-контрапунктических (имитация, стретта, сложный контрапункт) и тонально-гармонических (перегармонизация, модуляция) средств. Начиная с эпохи барокко широко применяется разработочное развитие.
Элементы П. заметны в фольклоре разных европ. и неевропейских народов. В истории проф. европ. музыки различают: П. Средневековья (9–14 вв.), П. Возрождения (15–16 вв.), П. Нового времени (с 17 в.). Первые образцы многоголосия, сохранившиеся в трактатах 9 в., представляют собой органум. Высшие достижения полифонич. иск-ва Средневековья – мотет, дискант, кондукт (см. также в ст. Арс антиква). Историч. значение в П. этого времени имеют освоение ритмич. контраста голосов, опыты использования имитации, канона, возникновение остинатных форм (см. Остинато). Период арс нова, переходный от Средневековья к Возрождению, ознаменован ростом значения светских жанров (мадригал, качча, рондо и др.), применением изоритмии, практич. и теоретич. (Филипп де Витри) разработкой разл. форм голосоведения. Крупнейшие мастера средневековой П. – Ф. Ландини, Г. де Машо. В эпоху Возрождения иск-во П. расцветает в Англии, Франции, Нидерландах, Италии, Германии, Испании, Чехии, Польше; это т. н. эпоха строгого письма (или строгого стиля), нормы которого определены Дж. Царлино. Полифонич. композиции сочинялись преим. для хора а капелла (создавалось немало сочинений с участием инструментов или инструментальных, но развитие инструментальных форм как самостоят. области П. относится к 17 в.). Осн. жанры – месса, мотет, мадригал, духовные и светские песни. Мастера строгого стиля владели всеми средствами контрапункта, разработали практически все формы имитации и канона, широко пользовались полифонич. преобразованиями (обращение, ракоход, увеличение, уменьшение). Строгое письмо опиралось на систему диатонич. модальных ладов (см. Модальность, Церковные лады). Тематич. основой был григорианский хорал, однако использовались и светские мелодии. В 15–16 вв. самой представительной была нидерландская школа (Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Окегем, Жоскен Депре, О. ди Лассо, Х. Изак, П. де ла Рю, Я. Обрехт, Я. Аркадельт и др.). Во 2-й пол. 16 в. ведущее положение заняла итал. музыка: римскую школу возглавлял Дж. П. да Палестрина, его традиции продолжали испанцы Т. Л. де Виктория, К. де Моралес; нидерландец А. Вилларт стал основоположником венецианской школы, расцвет которой связан с А. Габриели и Дж. Габриели. Освоение выразительности хроматики в сочинениях К. Джезуальдо и Л. Маренцио делает их провозвестниками барокко.
П. эпохи барокко и 18 в. именуется «свободным стилем», для которого характерна возросшая индивидуализация авторских манер. Преобладание инструментализма стимулировало развитие хоральной обработки, полифонических вариаций (в т. ч. пассакалии), а также фантазии, токкаты, канцоны, ричеркара, из которых к сер. 17 в. сформировалась фуга. Ладовой основой П. стала классич. функциональная система мажора и минора. Слияние П. с аккордовой гармонией в практике генерал-баса, привлечение тонально-гармонич. развития, взаимодействие полифонических (фуга и др.) и гомофонных (старинной 2-частной, концертной) форм открыли перспективы дальнейшего обновления П., осн. тенденции которого сконцентрировались в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В музыке Баха П. достигла высшей точки своего развития. Мастера венской классической школы сравнительно редко писали самостоят. полифонич. сочинения, но их значение велико: они новаторски применили П. в симфонии, сонате и др. формах, использовали полифонич. средства (имитация, каноническая секвенция и др.) для разработки материала в разработочных разделах, создали смешанные гомофонно-полифонич. формы и др.
В эстетич. системе романтизма П. обрела несвойственную ей ранее экспрессию, расширились представления о полифонич. тематизме (песенный у Ф. Шуберта, подчёркнуто инструментальный на аккордовой основе у Ф. Листа, А. Брукнера), усилилось влияние принципов гомофонного формообразования в фугах. Обратная тенденция связана с наметившейся ещё в 18 в. полифонизацией гомофонной фактуры (Р. Шуман, Р. Вагнер и др.).
В проф. рус. музыке самобытные полифонич. формы развивались в 17 – 1-й пол. 18 вв. (партесный концерт, кант и др.). Основы классич. рус. П. заложены М. И. Глинкой, который сочетал традиции нар. подголосочной П. и проф. рус. П. (М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский) с опытом зап.-европ. полифонич. культуры. В рус. музыке 19 – нач. 20 вв. П. отличается многообразием типов мелодики (кантилена в канонах Глинки, А. П. Бородина), симфоничностью форм (П. И. Чайковский), тяготением к монументальному стилю (А. К. Глазунов, С. И. Танеев), необычностью форм применения (М. П. Мусоргский и др.). Традиции рус. П. получили широкое развитие в сов. музыке (Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).
Усиление значения П. характерно для всего 20 в. Оно выражается в частом обращении к фуге, полифонич. вариациям, включении полифонич. или полифонизированных частей в сонатно-симфонич. цикл, сюиту, кантату, оперу. Интерес к сложной полифонич. технике стимулировал неоклассицизм (И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит). Муз. язык П. усложнялся благодаря применению расширенной тональности, симметричных ладов (у О. Мессиана), нетрадиц. способов варьирования темы (звуковысотного, ритмического). В П. нашли применение особые виды ритмич. техники (полиостинато, ритмич. прогрессии и др.), во 2-й пол. 20 в. П. усложнилась приёмами сонорики (В. Лютославский). В музыке рубежа 20–21 вв. П. остаётся одной из важнейших форм муз. мышления.
Как учебный предмет П. входит в систему муз.-теоретич. образования.