КЛА́ССИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛА́ССИКА в музыке, 1) совокупность произведений европ. композиторской традиции, признанных худож. шедеврами независимо от историч. эпохи, жанра, стиля, направления и школы. В этом смысле к К. принято относить выдающиеся сочинения, созданные в эпохи арс нова, Возрождения, барокко, классицизма, представителями венской классической школы, романтизма, нац. школ 19 – нач. 20 вв., импрессионизма, композиторами 20 в., в т. ч. новой венской школы.
2) Исторический стиль, утвердившийся в европ. музыке в сер. 18 – 1-й четв. 19 вв. Называется также классич. стилем (или классицизмом в расширительном смысле). Уже в музыке Р. Кайзера, Дж. Б. Саммартини, И. А. Хассе, представителей неаполитанской (после А. Скарлатти), берлинской, мангеймской, ранней венской школ обнаружились новые стилевые признаки, отличающие её от музыки барокко: непосредств. эмоциональность (в противовес риторичности и символич. нагруженности), мелодизм преим. гомофонного склада, простота двуладовой тональной гармонии, со временем – динамизм ритма и темпа. Новый стиль (именовавшийся галантным стилем, «чувствительным стилем») соответствовал духовному движению, вдохновлённому «спором о древних и новых» во Франции (Ш. Перро, Б. де Фонтенель, А. Удар де ла Мотт), которое интернационализировалось и приняло законченный облик в европ. Просвещении. Отталкивание нового поколения музыкантов от старого контрапунктич. стиля было подготовлено декларативными высказываниями Г. Ф. Телемана, И. Маттезона («Critica musica», Bd 1–2, 1722–25) о важности мелодии как источника эмоционального воздействия на «сердце» слушателя. Образцом для выразительного исполнения объявлялось сольное пение в итал. манере (canto figurato; см. также Бельканто, Кастраты), отсюда влияние итал. оперы-сериа на все музыкальные жанры того времени, включая духовную музыку (теоретически обосновано Маттезоном в его трактате «Der musicalische Patriot», 1728). В самой опере-сериа проявилось стремление симфонизировать речитатив, сделать его аккомпанированным, драматизировать оркестровую партию (Л. Винчи, И. А. Хассе, К. Г. Граун, Н. Йоммелли, Т. Траэтта), что способствовало развитию автономного оркестра; оперная увертюра (итал. sinfonia) постепенно приобрела самостоятельность как инструментальное циклическое сочинение.
Наиболее острая полемика по вопросам музыки и оперного искусства, связанная с антагонизмом «старого» (барокко) и «нового» (К.) стилей, развернулась во Франции в 1750-х гг. (т. н. война буффонов, спровоцированная триумфальным успехом в Париже опер-буффа, в частности «Служанки-госпожи» Дж. Б. Перголези, исполненных силами итал. труппы). Её итогом стало рождение франц. комической оперы как самостоят. жанра, ставшего ведущим во франц. муз. театре 18 в. (Ж. Ж. Руссо, Ф. А. Филидор, П. А. Монсиньи, А. Э. М. Гретри). Восприняв от оперы-буффа ведущую драматургич. роль музыки и развитые оперные формы, композиторы – авторы франц. комич. опер, нем. и австр. зингшпилей (И. А. Хиллер, Й. А. Бенда, К. Г. Нефе, И. Хольцбауэр, Й. Гайдн, И. Умлауф, К. Диттерсдорф, В. А. Моцарт, В. Мюллер), рус. комич. опер (В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин) – опирались на нар. песню и танец, сохраняли разговорные диалоги. Особое место в развитии классич. (и классицистского) муз. театра занял жанр мелодрамы, в котором синтезировались диалог и оркестровая музыка (Й. А. Бенда, Фомин).
На раннем этапе развития классич. стиля сохранялись барочный инструментарий (бассо континуо, клавесин при явном падении интереса к органу) и связанная с ним фактура (см. Генерал-бас); для дальнейшего развития оркестрового инструментализма особую роль играла традиция «гармонической музыки» для медных духовых инструментов (см. в ст. Оркестр). Инструментальные циклы (соната, симфония, концерт) эволюционировали в направлении поляризации контрастов (тональных, темповых) в противовес однотональной танцевальной сюите барокко. Раннеклассич. сюита – инструментальный дивертисмент – имела неск. разновидностей (кассация, серенада, ноктюрн), могла состоять из частей необязательно танцевального характера, число частей не регламентировалось. Из жанра ансамблевой сонаты выделились смычковые ансамбли без бассо континуо – квартет, квинтет (Й. Гайдн, Л. Боккерини), клавирная соната (Д. Скарлатти, Б. Галуппи, П. Парадизи, Дж. Рутини, К. Ф. Э. Бах, И. К. Бах), а также ансамбли с участием клавира, именовавшиеся клавирными сонатами с сопровождением скрипки, виолончели (И. Шоберт, Й. Гайдн). Постепенно формировался новый стиль клавирного исполнительства (на клавикорде, ранних формах фортепиано, успешно конкурировавших с клавесином благодаря богатым возможностям громкостной нюансировки). Гармония и фактура инструментальных сочинений радикально упростились. В выборе аккордов обособились трезвучия и септаккорды тоники, доминанты и субдоминанты (функции T, D и S), их обращения. Обобщающая концепция гармонии (зачатки теории тональных функций, учение о фундаментальном басе, терцовом строении и обращении аккордов), выдвинутая Ж. Ф. Рамо и популяризированная Ж. Д’Аламбером, вначале встретила сопротивление как поборников мелодизма во главе с Ж. Ж. Руссо, так и сторонников традиц. учения о генерал-басе (компромисс старой и новой теорий сохранялся до кон. 18 в.). Композиторская практика опережала теорию: в функциональном ключе (как T, D, S) стали трактоваться не только аккорды, но и тональности, благодаря чему модуляционная система (см. Модуляция в музыке, Родство тональностей) приобрела упорядоченность, централизованность. Если ранее гармонич. полнозвучие достигалось за счёт контрапунктич. многоголосия и опоры на цифрованный бас, то на новом этапе гармония заполнялась разложенными аккордами, отчего фактура стала значительно прозрачнее (устойчивая примета К. – т. н. альбертиевы басы, названные по имени широко применявшего их в своих сочинениях комп. Д. Альберти). В ритмич. организации всё явственнее становились опора на чёткие песенно-танцевальные структуры, квадратность в группировке тактов, метрич. экстраполяция (см. в ст. Музыкальная форма).
Одно из гл. завоеваний ранней К. – кристаллизация гомофонных форм, достигших вершины развития у венских классиков: возникли специфич. формы изложения гомофонной темы (большое предложение, период повторного строения), однотемные «песенные» формы (простые 2- и 3-частные), строгие фигурационные вариации (см. в ст. Вариационная форма); многотемные формы с выраженным контрастом устойчивого, экспозиционного изложения в темах и неустойчивого, модуляционного в ходах (рондо разл. типов, сонатная форма). Строфическая (куплетная) форма получила развитие в жанре худож. песни (нем. Lied) для голоса соло с сопровождением поначалу цифрованного баса, затем фортепиано.
Зрелость стиля была достигнута композиторами венской классической школы, чьё творчество составило эпоху высокой К. в развитии инструментальной музыки (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен) и муз. театра (В. А. Моцарт). Их достижения окончательно утвердили самостоятельность историч. путей музыки, закрепили канон классич. гармонии и классич. муз. форм, в дальнейшем (до кон. 19 в.) воспринимавшийся как извечные «законы музыки»: опора на естественные («природные») закономерности искусства, динамич. взгляд на мир, строго логич. развитие муз. мысли (у Бетховена даже диалектически превращающейся в свою противоположность). Связанный с венскими классиками ценностный пик историч. развития был подготовлен предшествующими этапами К., достижениями др. нац. школ.
В России классич. стиль развивался в силу историч. причин: имп. двор, заимствуя культуру просвещённого абсолютизма, привлекал на службу музыкантов-иностранцев (среди них – Ф. Арайя, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза). Отеч. композиторы заимствовали жанры европ. музыки и муз. театра, в их творчестве складывались и совершенствовались те же формы, что и у их современников в др. странах Европы. Специфич. жанр рус. К., не имеющий аналогов на Западе, – духовный концерт для хора а капелла (сочинения такого рода на рус. службе создавали Б. Галуппи, Дж. Сарти, затем М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский).
3) В совр. этномузыкознании «классической» принято называть неевропейскую музыку высокой традиции, основанную на ладомелодич. каноне (рага, макам и его региональные разновидности, патет и др.), укоренённом в соответствующей системе эстетич. принципов. Наиболее развитые классич. традиции – в музыке Индии и связанных с её культурой стран Юж. Азии, в музыке стран Юго-Вост. Азии, стран арабо-мусульм. культуры, Китая, Кореи, Японии и др.