БЕЛЬКА́НТО
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕЛЬКА́НТО (итал. bel canto, букв. – прекрасное пение), стиль сольного пения. Предполагает наличие ярких голосовых данных и совершенное владение техникой пения, прежде всего кантиленой. Возникновение Б. в Италии в начале 17 в. связано с формированием оперы. В ранних операх (К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Чести) основано на выразительной кантилене, небольшие колоратурные украшения (см. Колоратура) вводились для достижения драматич. эффекта. В кон. 17 в. – 1-й четв. 19 в. господствовало «бравурное» Б. – блестящий виртуозный стиль с преобладанием колоратуры, который достиг расцвета в опере-сериа. Мн. оперные композиторы этого периода были вокальными педагогами, напр. А. Скарлатти, Л. Винчи, Дж. Перголези, Н. Порпора. Певиц и певцов воспитывали с детства, самые значительные вокальные школы находились в Болонье (с 1700), Неаполе, Риме, Флоренции, Венеции, Милане. Преим. с этим периодом развития Б. связано иск-во певцов-кастратов. Начиная с лирико-драматич. опер Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини, Б. приобретает романтич. черты, становится более разнообразным в тембровом и динамическом отношении (ария Нормы в одноим. опере Беллини). В операх Дж. Верди и композиторов-веристов роль колоратуры заметно уменьшается, и основой стиля Б. становится эмоционально наполненная кантилена. Б. оказало влияние на все европ. вокальные школы. Лежит в основе иск-ва лучших оперных певцов мира 19–21 вв.; среди мастеров Б. – М. Каллас, А. В. Нежданова, Дж. Сазерленд, Б. Нильсон, Р. Тебальди, М. Френи, Э. Карузо, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Т. Гобби, М. Дель Монако, Б. Христов, Н. Гяуров, П. Доминго, Х. Каррерас.