КАРУ́ЗО ЭНРИКО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРУ́ЗО (Caruso) Энрико (25.2.1873, Неаполь – 2.8.1921, там же), итал. певец (тенор). Систематического муз. образования не получил, в 1891–97 брал уроки пения у Г. Верджине и В. Ломбарди. Дебютировал в 1894 на сцене театра «Нуово» в Неаполе (опера «Друг Франческо» М. Морелли). В 1895–97 пел на второстепенных сценах Италии; с успехом выступил в миланском «Театро лирико» в премьере оперы «Арлезианка» Ф. Чилеа (1897), в опере «Федора» У. Джордано (1898). С 1898 гастролировал во многих странах мира, выступал в лондонском театре «Ковент-Гарден» (1902), пел в С.-Петербурге (1898, 1900), Москве (1900), в странах Лат. Америки (1917–20). С 1900 выступал в миланском театре «Ла Скала», дебютировал в партии Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини (дирижёр А. Тосканини), в 1901 спел партию Фауста в опере «Мефистофель» А. Бойто (в заглавной роли – Ф. И. Шаляпин). В 1903–20 солист «Метрополитен-оперы» (Нью-Йорк).
Один из крупнейших представителей стиля бельканто. Пение К. характеризуется точностью интонации, безукоризненным контролем дыхания; необходимого драматич. эффекта К. достигал, мастерски используя разную окраску своего голоса в разл. регистрах (в т. ч. в низком «баритоновом»). В основе репертуара – партии лирич. героев итал. и франц. опер 19 – нач. 20 вв., гл. обр. Дж. Верди (чаще других К. исполнял партию Радамеса в опере «Аида», излюбленной была партия Манрико в «Трубадуре»), Г. Доницетти (Неморино в опере «Любовный напиток»), Дж. Пуччини (Рудольф в «Богеме», Каварадосси в «Тоске»), Р. Леонкавалло (Канио в «Паяцах»), Ш. Гуно (заглавная партия в «Фаусте»), Ж. Бизе (Надир в «Искателях жемчуга»). Заметное место в камерном репертуаре певца занимали популярные итал. песни, в т. ч. неаполитанские серенады (неск. песен он сочинил сам). К. одним из первых среди певцов стал записываться на грампластинки.