Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРУ́ЗО ЭНРИКО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 254

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Э. Карузо в партии Манрико («Трубадур» Дж. Верди).

КАРУ́ЗО (Caruso) Эн­ри­ко (25.2.1873, Не­аполь – 2.8.1921, там же), итал. пе­вец (те­нор). Сис­те­ма­ти­че­ско­го муз. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил, в 1891–97 брал уро­ки пе­ния у Г. Верд­жи­не и В. Лом­бар­ди. Де­бю­ти­ро­вал в 1894 на сце­не те­ат­ра «Нуо­во» в Не­апо­ле (опе­ра «Друг Фран­че­ско» М. Мо­рел­ли). В 1895–97 пел на вто­ро­сте­пен­ных сце­нах Ита­лии; с ус­пе­хом вы­сту­пил в ми­лан­ском «Те­ат­ро ли­ри­ко» в пре­мье­ре опе­ры «Ар­ле­зи­ан­ка» Ф. Чи­леа (1897), в опе­ре «Фе­до­ра» У. Джор­да­но (1898). С 1898 га­ст­ро­ли­ро­вал во мно­гих стра­нах ми­ра, вы­сту­пал в лон­дон­ском те­ат­ре «Ко­вент-Гар­ден» (1902), пел в С.-Пе­тер­бур­ге (1898, 1900), Мо­ск­ве (1900), в стра­нах Лат. Аме­ри­ки (1917–20). С 1900 вы­сту­пал в ми­лан­ском те­ат­ре «Ла Ска­ла», де­бю­ти­ро­вал в пар­тии Ру­доль­фа в «Бо­ге­ме» Дж. Пуч­чи­ни (ди­ри­жёр А. Тос­ка­ни­ни), в 1901 спел пар­тию Фау­ста в опе­ре «Ме­фи­сто­фель» А. Бой­то (в за­глав­ной ро­ли – Ф. И. Ша­ля­пин). В 1903–20 со­лист «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ры» (Нью-Йорк).

Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей сти­ля бель­кан­то. Пе­ние К. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся точ­но­стью ин­то­на­ции, без­уко­риз­нен­ным кон­тро­лем ды­ха­ния; не­об­хо­ди­мо­го дра­ма­тич. эф­фек­та К. дос­ти­гал, мас­тер­ски ис­поль­зуя раз­ную ок­ра­ску сво­его го­ло­са в разл. ре­ги­ст­рах (в т. ч. в низ­ком «ба­ри­то­но­вом»). В ос­но­ве ре­пер­туа­ра – пар­тии ли­рич. ге­ро­ев итал. и франц. опер 19 – нач. 20 вв., гл. обр. Дж. Вер­ди (ча­ще дру­гих К. ис­пол­нял пар­тию Ра­да­ме­са в опе­ре «Аи­да», из­люб­лен­ной бы­ла пар­тия Ман­ри­ко в «Тру­ба­ду­ре»), Г. До­ни­цет­ти (Не­мо­ри­но в опе­ре «Лю­бов­ный на­пи­ток»), Дж. Пуч­чи­ни (Ру­дольф в «Бо­ге­ме», Ка­ва­ра­дос­си в «Тос­ке»), Р. Ле­он­ка­вал­ло (Ка­нио в «Пая­цах»), Ш. Гу­но (за­глав­ная пар­тия в «Фау­сте»), Ж. Би­зе (На­дир в «Ис­ка­те­лях жем­чу­га»). За­мет­ное ме­сто в ка­мер­ном ре­пер­туа­ре пев­ца за­ни­ма­ли по­пу­ляр­ные итал. пес­ни, в т. ч. не­апо­ли­тан­ские се­ре­на­ды (неск. пе­сен он со­чи­нил сам). К. од­ним из пер­вых сре­ди пев­цов стал за­пи­сы­вать­ся на грам­пла­стин­ки.

Лит.: Toртoрелли В. Э. Ка­ру­зо. М., 1965; Фу­чи­то С., Бей­ер Б. Дж. Ис­кус­ст­во пе­ния и во­каль­ная ме­то­ди­ка Э. Ка­ру­зо. 2-е изд. Л., 1967; Bolig J. R. The recordings of E. Caruso. Dover, 1973; Mouchon J. P. E. Caruso: l’homme et l’artiste. P., 1978–1980. Vol. 1–5; Caruso D. E. Caruso: his life and death. Westport, 1987; Gargano P., Cesarini G. Caruso. Mil., 1990; Ca­ruso E. (jr), Farkas A. Е. Ca­ru­so: my father and my family. Portland, 1997; Caruso records: a history and discography. Denver, 2002.

Вернуться к началу