Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛОРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 531

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОЛОРАТУ́РА (итал. coloratura, букв.  ук­ра­ше­ние, от лат. coloro – кра­сить), вир­ту­оз­ные, тех­ни­че­ски труд­ные пас­са­жи и ме­лиз­мы в соль­ной во­каль­ной пар­тии. Си­но­ним К.  ру­ла­да (не­обя­за­тель­но в соль­ной пар­тии). Сход­ный по смыс­лу тер­мин юби­ля­ция упот­реб­ля­ет­ся гл. обр. по от­но­ше­нию к ме­ло­дич. рас­пе­вам в хо­ро­вой пар­тии. В ев­роп. му­зы­ке сред­них ве­ков и эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния К. при­ме­ня­лась в од­но­го­ло­сии (ал­ли­луйя в разл. ло­каль­ных тра­ди­ци­ях гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла) и в мно­го­го­ло­сии как эле­мент им­про­ви­за­ции (мо­те­ты, мад­ри­га­лы, шан­сон и др.). Во­каль­ные и ин­ст­ру­мен­таль­ные ме­ло­дич. ук­ра­ше­ния вплоть до 17 в. стро­го не раз­ли­ча­лись, на­зы­ва­лись ди­ми­ну­ция­ми (от лат. diminutio – умень­ше­ние, раз­мель­че­ние); др. на­зва­ния – лат. flores (цве­ты), итал. fioretti (цве­точ­ки), исп. glosas (гло­сы). Пев­цы и ин­ст­ру­мен­та­ли­сты по сво­ему ус­мот­ре­нию дро­би­ли (ди­ми­нуи­ро­ва­ли) осн. то­ны ме­ло­дии на груп­пы мел­ких нот. Ши­ро­кое при­ме­не­ние К. в мно­го­го­ло­сии за­труд­ня­ло вос­при­ятие му­зы­ки, по­это­му на­чи­ная с 16 в. К. вво­ди­ли в ка­ж­дом от­рыв­ке пре­им. толь­ко в од­ном из го­ло­сов, а в ба­су их чис­ло ог­ра­ни­чи­ва­ли.

Важ­ней­шее зна­че­ние К. при­об­ре­ла в итал. опе­ре, став уже в сер. 17 в. со­став­ной ча­стью арии. К. рас­по­ла­га­лась пре­им. в кон­це ка­ж­до­го из раз­де­лов арии и со­стоя­ла из тре­лей, пас­са­жей ши­ро­ко­го диа­па­зо­на, скач­ков на ши­ро­кие ин­тер­ва­лы, ме­ло­дич. се­к­вен­ций и т. п. К. вклю­ча­лась во все опер­ные пар­тии – от ис­пол­няе­мых пев­ца­ми-ка­ст­ра­та­ми и жен­ски­ми го­ло­са­ми до пар­тий ба­сов-буфф, под влия­ни­ем опе­ры ста­ла ши­ро­ко при­ме­нять­ся в кан­та­те, в но­вом ка­че­ст­ве воз­ро­ди­лась в ду­хов­ных жан­рах (в т. ч. в ора­то­рии, мес­се, пас­сио­нах, где пре­ду­смат­ри­ва­лись соль­ные арии и ан­самб­ли). Хо­тя в нач. 17 в. не­ко­то­рые ком­по­зи­то­ры са­ми вы­пи­сы­ва­ли К. в но­тах («Смерть Ор­фея» С. Лан­ди, 1619), обыч­но пев­цы им­про­ви­зи­ро­ва­ли К. сверх за­ду­ман­ных ав­то­ром му­зы­ки; К. со вре­ме­нем ста­ла ут­ра­чи­вать вы­ра­зит. зна­че­ние, пре­вра­ща­ясь в са­мо­цель, в сред­ст­во де­мон­ст­ра­ции тех­нич. воз­мож­но­стей пев­ца. В луч­ших об­раз­цах итал. опе­ры (в 19 в.  у Дж. Рос­си­ни, В. Бел­ли­ни, Дж. Вер­ди) ис­поль­зо­ва­ние К. яв­ля­ет­ся внут­рен­не оп­рав­дан­ным, слу­жит ха­рак­те­ри­сти­ке ге­ро­ев. Во франц. опе­ре, где му­зы­ка, как пра­ви­ло, бо­лее тес­но свя­за­на с тек­стом, К. на­шла ог­ра­ни­чен­ное при­ме­не­ние и ис­поль­зо­ва­лась гл. обр. для спец. ху­дож. за­дач (напр., в свя­зи с ори­ен­таль­ным ха­рак­те­ром му­зы­ки в опе­ре «Лак­ме» Л. Де­ли­ба). В нем. и австр. опе­ре К. при­об­ре­ла су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние лишь в отд. со­чи­не­ни­ях («По­хи­ще­ние из се­ра­ля», «Вол­шеб­ная флей­та» В. А. Мо­цар­та; «Обе­рон» К. М. фон Ве­бе­ра). Под влия­ни­ем ху­дож. кон­цеп­ции Р. Ваг­не­ра, осу­див­ше­го К. как эле­мент «не­дра­ма­ти­че­ский», ком­по­зи­то­ры 19 в. ста­ли из­бе­гать К. В 20 в. К. вновь ста­ла важ­ным вы­ра­зит. сред­ст­вом в твор­че­ст­ве Р. Штрау­са, воз­ро­див­ше­го не­ко­то­рые опер­ные фор­мы 18 в. («Ари­ад­на на Нак­со­се»), встре­ча­ет­ся и в опе­рах пред­ста­ви­те­лей но­вой му­зы­ки («Лу­лу» А. Бер­га). Об­раз­цы К. в рус. му­зы­ке – в опе­рах «Жизнь за ца­ря», «Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки, «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не», «Зо­ло­той пе­ту­шок» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва.

В свя­зи с прак­ти­кой ко­ло­ра­тур­но­го пе­ния сфор­ми­ро­ва­лось по­ня­тие «ко­ло­ра­тур­ных го­ло­сов», спо­соб­ных лег­ко и сво­бод­но ис­пол­нять ме­ло­дич. ук­ра­ше­ния. В 18 в. в ка­че­ст­ве ис­пол­ни­те­лей ко­ло­ра­тур­ных пар­тий сла­ви­лись итал. пев­цы-ка­ст­ра­ты Каф­фа­рел­ли и Фа­ри­нел­ли, а так­же пе­ви­ца Ф. Бор­до­ни и др., в 19 в.  А. Пат­ти, с кон. 20 в.  Ч. Бар­то­ли. В Рос­сии из­вест­ность по­лу­чи­ли Н. И. За­бе­ла-Вру­бель, А. В. Не­жда­но­ва, В. В. Бар­со­ва, Е. К. Ка­туль­ская и др.

В клас­сич. му­зы­ке Вос­то­ка встре­ча­ют­ся свое­об­раз­ные фор­мы К. (напр., у арм. и азерб. ашу­гов).

Лит. см. при стать­ях Ор­на­мен­ти­ка, Пе­ние.

Вернуться к началу