КОЛОРАТУ́РА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛОРАТУ́РА (итал. coloratura, букв. – украшение, от лат. coloro – красить), виртуозные, технически трудные пассажи и мелизмы в сольной вокальной партии. Синоним К. – рулада (необязательно в сольной партии). Сходный по смыслу термин юбиляция употребляется гл. обр. по отношению к мелодич. распевам в хоровой партии. В европ. музыке средних веков и эпохи Возрождения К. применялась в одноголосии (аллилуйя в разл. локальных традициях григорианского хорала) и в многоголосии как элемент импровизации (мотеты, мадригалы, шансон и др.). Вокальные и инструментальные мелодич. украшения вплоть до 17 в. строго не различались, назывались диминуциями (от лат. diminutio – уменьшение, размельчение); др. названия – лат. flores (цветы), итал. fioretti (цветочки), исп. glosas (глосы). Певцы и инструменталисты по своему усмотрению дробили (диминуировали) осн. тоны мелодии на группы мелких нот. Широкое применение К. в многоголосии затрудняло восприятие музыки, поэтому начиная с 16 в. К. вводили в каждом отрывке преим. только в одном из голосов, а в басу их число ограничивали.
Важнейшее значение К. приобрела в итал. опере, став уже в сер. 17 в. составной частью арии. К. располагалась преим. в конце каждого из разделов арии и состояла из трелей, пассажей широкого диапазона, скачков на широкие интервалы, мелодич. секвенций и т. п. К. включалась во все оперные партии – от исполняемых певцами-кастратами и женскими голосами до партий басов-буфф, под влиянием оперы стала широко применяться в кантате, в новом качестве возродилась в духовных жанрах (в т. ч. в оратории, мессе, пассионах, где предусматривались сольные арии и ансамбли). Хотя в нач. 17 в. некоторые композиторы сами выписывали К. в нотах («Смерть Орфея» С. Ланди, 1619), обычно певцы импровизировали К. сверх задуманных автором музыки; К. со временем стала утрачивать выразит. значение, превращаясь в самоцель, в средство демонстрации технич. возможностей певца. В лучших образцах итал. оперы (в 19 в. – у Дж. Россини, В. Беллини, Дж. Верди) использование К. является внутренне оправданным, служит характеристике героев. Во франц. опере, где музыка, как правило, более тесно связана с текстом, К. нашла ограниченное применение и использовалась гл. обр. для спец. худож. задач (напр., в связи с ориентальным характером музыки в опере «Лакме» Л. Делиба). В нем. и австр. опере К. приобрела существенное значение лишь в отд. сочинениях («Похищение из сераля», «Волшебная флейта» В. А. Моцарта; «Оберон» К. М. фон Вебера). Под влиянием худож. концепции Р. Вагнера, осудившего К. как элемент «недраматический», композиторы 19 в. стали избегать К. В 20 в. К. вновь стала важным выразит. средством в творчестве Р. Штрауса, возродившего некоторые оперные формы 18 в. («Ариадна на Наксосе»), встречается и в операх представителей новой музыки («Лулу» А. Берга). Образцы К. в рус. музыке – в операх «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова.
В связи с практикой колоратурного пения сформировалось понятие «колоратурных голосов», способных легко и свободно исполнять мелодич. украшения. В 18 в. в качестве исполнителей колоратурных партий славились итал. певцы-кастраты Каффарелли и Фаринелли, а также певица Ф. Бордони и др., в 19 в. – А. Патти, с кон. 20 в. – Ч. Бартоли. В России известность получили Н. И. Забела-Врубель, А. В. Нежданова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская и др.
В классич. музыке Востока встречаются своеобразные формы К. (напр., у арм. и азерб. ашугов).