Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАСТРА́ТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 299

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАСТРА́ТЫ (итал. castrati, от лат. castro – очи­щать, под­ре­зать, ос­ко­п­лять), пев­цы, у ко­то­рых вслед­ст­вие про­из­ве­дён­ной в дет­ст­ве ка­ст­ра­ции со­хра­нял­ся вы­со­кий го­лос. Ис­кус­ст­во К. по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние гл. обр. в Ита­лии; пер­вые до­ку­мен­таль­ные сви­де­тель­ст­ва о них от­носят­ся к сер. 16 в. К. пе­ли в ка­то­лич. церк­вах, где за­пре­ща­лось пе­ние жен­щин, и в опер­ных те­ат­рах. В со­ста­ве итал. опер­ных трупп вы­сту­па­ли так­же в Ав­ст­рии, Анг­лии, Гер­ма­нии, Рос­сии. Го­лос К. – высокий, достаточно силь­ный, ров­ный во всех регистрах, от­ли­чался боль­шой подвижностью, что по­зво­ля­ло К. ис­пол­нять со­пра­но­вые и аль­то­вые пар­тии, слож­ные вир­ту­оз­ные пас­са­жи и дол­гие вы­дер­жан­ные зву­ки, ха­рак­тер­ные для ис­кус­ст­ва бель­кан­то. В посл. четв. 17 в. при­об­ре­ли важ­ней­шее зна­че­ние в итал. ба­роч­ной опе­ре, в 18 в. – в жан­ре опе­ры-се­риа, где обыч­но ис­пол­ня­ли главные (и заглавные) муж­ские пар­тии (напр., Юлий Це­зарь в од­но­им. опе­ре Г. Ф. Ген­де­ля), нередко бы­ли за­действованы и в женских партиях. Поль­зовались ко­лос­саль­ным успехом у пуб­ли­ки, являясь наиболее оплачиваемыми пев­ца­ми. Зна­ме­ни­тей­шие К. – Н. Гримальди (Ни­ко­лини), Ф. Бер­нак­ки (Сенезино), Фа­ри­нел­ли, Дж. Б.  Вел­лу­ти, Каф­фа­рел­ли, Дж. Кре­шен­ти­ни, Л. Мар­ке­зи, Г. Пакь­я­рот­ти, Б. Фер­ри и др. Псевдоним Се­не­зи­но но­си­ли в раз­ное вре­мя неск. пев­цов-К. На опер­ной сце­не К. пе­ре­ста­ли вы­сту­пать в сер. 19 в., их пе­ние в ка­то­лич. церк­ви бы­ло за­пре­ще­но па­пой Пи­ем X в 1903. По­след­ним К. счи­та­ет­ся А. Мо­ре­ски, пев­ший в Сик­стин­ской ка­пел­ле (ум. 1922; со­хра­ни­лись грам­мо­фон­ные за­пи­си его го­ло­са, 1902–03).

Лит.: Monaldi G. Cantanti evirati celebri del teatro italiano. Roma, 1920; Haböck Fr. Die Kas­traten und ihre Gesangkunst. В.; Lpz., 1927; Бер­ни Ч. Му­зы­каль­ные пу­те­ше­ст­вия. Днев­ник пу­те­ше­ст­вия 1771 г. по Фран­ции и Ита­лии. М.; Л., 1961; Хэ­ри­от Э. Ка­ст­ра­ты в опе­ре. М., 2001; Бар­бье П. Ис­то­рия ка­ст­ра­тов. СПб., 2006.

Вернуться к началу