КАСТРА́ТЫ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАСТРА́ТЫ (итал. castrati, от лат. castro – очищать, подрезать, оскоплять), певцы, у которых вследствие произведённой в детстве кастрации сохранялся высокий голос. Искусство К. получило распространение гл. обр. в Италии; первые документальные свидетельства о них относятся к сер. 16 в. К. пели в католич. церквах, где запрещалось пение женщин, и в оперных театрах. В составе итал. оперных трупп выступали также в Австрии, Англии, Германии, России. Голос К. – высокий, достаточно сильный, ровный во всех регистрах, отличался большой подвижностью, что позволяло К. исполнять сопрановые и альтовые партии, сложные виртуозные пассажи и долгие выдержанные звуки, характерные для искусства бельканто. В посл. четв. 17 в. приобрели важнейшее значение в итал. барочной опере, в 18 в. – в жанре оперы-сериа, где обычно исполняли главные (и заглавные) мужские партии (напр., Юлий Цезарь в одноим. опере Г. Ф. Генделя), нередко были задействованы и в женских партиях. Пользовались колоссальным успехом у публики, являясь наиболее оплачиваемыми певцами. Знаменитейшие К. – Н. Гримальди (Николини), Ф. Бернакки (Сенезино), Фаринелли, Дж. Б. Веллути, Каффарелли, Дж. Крешентини, Л. Маркези, Г. Пакьяротти, Б. Ферри и др. Псевдоним Сенезино носили в разное время неск. певцов-К. На оперной сцене К. перестали выступать в сер. 19 в., их пение в католич. церкви было запрещено папой Пием X в 1903. Последним К. считается А. Морески, певший в Сикстинской капелле (ум. 1922; сохранились граммофонные записи его голоса, 1902–03).