Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 568

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕ́НИЕ, во­каль­ное ис­кус­ст­во, ис­пол­не­ние му­зы­ки го­ло­сом; вид му­зы­каль­но-ис­пол­ни­тель­ско­го ис­кус­ст­ва. Бы­ва­ет соль­ным (од­но­го­лос­ным), ан­самб­ле­вым (ду­эт, тер­цет, или трио, квар­тет и др.) и хо­ро­вым, со сло­ва­ми или без слов (во­ка­лиз), с ин­ст­ру­мен­таль­ным ак­ком­па­не­мен­том или без не­го (напр., хо­ро­вое П. а ка­пел­ла). Для про­фес­сио­наль­но­го П. че­ло­век дол­жен пре­ж­де все­го «иметь голос», т. е. об­ла­дать фи­зио­ло­гич. спо­соб­но­стью петь (см. Го­лос пев­че­ский); по­лу­чив на­вы­ки П. (на­чаль­ный этап обу­че­ния – по­ста­нов­ка го­ло­са), во­ка­лист ос­ваи­ва­ет сти­ли­сти­ку со­от­вет­ст­вую­щей нац. тра­ди­ции, шко­лы, на­прав­ле­ния, жан­ра и др. В ев­роп. ака­де­мич. тра­ди­ции раз­ли­ча­ют­ся опер­ное П., не­пре­мен­ные ус­ло­вия для ко­то­ро­го – на­ли­чие яр­ко­го силь­но­го пев­че­ско­го го­ло­са, бле­стя­ще­го во­каль­но­го мас­тер­ст­ва, ак­тёр­ских спо­соб­но­стей, и ка­мер­ное П., рас­счи­тан­ное на не­боль­шую слу­ша­тель­скую ау­ди­то­рию. Пер­вое ис­поль­зу­ет­ся, кро­ме опе­ры, в ора­то­рии, кан­та­те и др. во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных жан­рах; об­ласть ка­мер­но­го П. – во­каль­ная ка­мер­ная му­зы­ка (ро­ман­сы, пес­ни и др.). Ис­то­ри­че­ски пер­вая ев­роп. шко­ла соль­но­го П. – италь­ян­ская (её ис­то­рия вос­хо­дит к нач. 17 в.), в ней вы­ра­бо­тал­ся эта­лон зву­ча­ния го­ло­са и спе­ци­фич. во­каль­ный стиль – бель­кан­то. Итал. пев­че­ское иск-во по­влия­ло на фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие др. нац. во­каль­ных школ: фран­цуз­ской, не­мец­кой, ис­пан­ской, рус­ской и др. В опе­рет­те, мю­зик­ле и эс­т­рад­ных жан­рах со­су­ще­ст­ву­ют разл. сти­ли П., вклю­чая т. н. бы­то­вое П. не­по­став­лен­ным го­ло­сом (го­вор­ком, в мик­ро­фон – по­след­нее ши­ро­ко пред­став­ле­но так­же в джа­зе, рок-му­зы­ке). Раз­ви­тые нац. проф. шко­лы соль­но­го П. су­ще­ст­ву­ют в ин­дий­ской, араб­ской, иран­ской, уз­бек­ско-тад­жик­ской, азер­бай­джан­ской и др. тра­ди­ци­ях.

Лит.: Nodoleczny M. Untersuchungen über den Kunstgesang. B., 1923; Panzеrа С. L’art de chanter. P., 1945; Machabey A. Le bel canto. P., 1948; До­ли­во А. Л. Пе­вец и пес­ня. M.; Л., 1948; Duey R. Bel canto in its golden age. N. Y., 1951; Соссhi L. Il canto artistico. Tori­no, 1952; Benharoche M. De l’art vocal... Biar­ritz, 1958. Vol. 1–2; De Young R. The singer’s art. Chi., 1958; Rоss W. Secrets of singing. Bloo­ming­ton, 1959; H. З. [За­ха­ров Н. И.]. Не­сколь­ко слов по по­во­ду пе­ния в Рос­сии // Му­зы­каль­ное на­след­ст­во. M., 1962. Т. 1; Львов М. Л. Из ис­то­рии во­каль­но­го ис­кус­ст­ва. M., 1964; На­за­рен­ко И. К. Ис­кус­ст­во пе­ния. M., 1968; Лау­ри-Воль­пи Д. Во­каль­ные па­рал­ле­ли. Л., 1972.

Вернуться к началу