Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВАРТЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 482

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КВАРТЕ́Т (итал. quartetto, от лат. quar­tus – чет­вёр­тый), 1) ан­самбль из 4 ис­пол­ни­те­лей (ин­ст­ру­мен­та­ли­стов, во­ка­ли­с­тов). Со­став ин­ст­ру­мен­таль­но­го К. мо­жет быть од­но­род­ным (струн­ные смыч­ко­вые, де­ре­вян­ные ду­хо­вые, мед­ные ду­хо­вые) и сме­шан­ным. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил струн­ный К. (2 скрип­ки, альт, вио­лон­чель), сфор­ми­ро­вав­ший­ся во 2-й пол. 18 в. в Ав­ст­рии, Ита­лии, Анг­лии, Фран­ции. Пер­вые в ис­то­рии пуб­лич­ные кон­цер­ты (ве­че­ра) квар­тет­ной му­зы­ки со­стоя­лись в 1804–05 в Ве­не, в них уча­ст­во­вал К., соз­дан­ный ме­це­на­том кн. К. Лих­нов­ским. В 1814 в Па­ри­же П. Байо ор­га­ни­зо­вал К., да­вав­ший або­не­мент­ные ве­че­ра ка­мер­ной му­зы­ки. Пер­вым К., га­ст­ро­ли­ро­вав­шим по ев­роп. стра­нам (1835–51), стал К. нем. му­зы­кан­тов – бр. Мюл­лер (стар­ших). В Рос­сии квар­тет­ная иг­ра на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся с 1770–80-х гг. в уса­деб­ном и при­двор­ном бы­ту. В кон. 18 в. в С.-Пе­тер­бур­ге бы­ли из­вест­ны К. гр. П. А. Зу­бо­ва (со­сто­ял из кре­по­ст­ных му­зы­кан­тов, воз­глав­лял его скри­пач Н. Ло­ги­нов) и при­двор­ный К. под рук. Ф. Ти­ца. В 1835 в С.-Пе­тер­бур­ге К. ор­га­ни­зо­вал скри­пач, ди­рек­тор При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лы кн. А. Ф. Львов. В 1-й пол. 19 в. пуб­лич­ные кон­цер­ты в С.-Пе­тер­бур­ге да­ва­ли К. под рук. А. Вьё­та­на и Ф. Бё­ма. В свя­зи с ор­га­ни­за­ци­ей в 1859 Рус. муз. об-ва (РМО) ста­ли соз­да­вать­ся по­сто­ян­ные квар­тет­ные ан­самб­ли, их в раз­ное вре­мя воз­глав­ля­ли скри­па­чи Л. С. Ау­эр (С.-Пе­тер­бург), Ф. Ла­уб, И. В. Гржи­ма­ли (Мо­ск­ва), К. К. Гор­ский (Харь­ков), А. П. Фи­дель­ман (Одес­са) и др. Впер­вые пред­при­ня­ли кон­церт­ные по­езд­ки по Рос­сии Рус­ский квар­тет под рук. Д. А. Па­но­ва (1872) и Мек­лен­бург­ский квар­тет (1896; ру­ко­во­ди­тель Б. Ка­мен­ский, за­тем К. К. Гри­го­ро­вич), ко­то­рый стал пер­вым рус. К., га­ст­ро­лиро­вав­шим в Зап. Ев­ро­пе. Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. отеч. квар­тет­ных ан­самб­лей 20 в.: Квар­тет им. А. К. Гла­зу­но­ва (1919), Квар­тет име­ни Бет­хо­ве­на, Квар­тет име­ни Ко­ми­та­са, Квар­тет име­ни Бо­ро­ди­на, Квар­тет име­ни Та­нее­ва, Квар­тет име­ни Шос­та­ко­ви­ча. К. де­ре­вян­ных ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов по со­ста­ву мо­гут быть раз­лич­ны: флей­та, го­бой, клар­нет, фа­гот; флей­та, клар­нет, вал­тор­на, фа­гот; 4 од­но­тип­ных ин­ст­ру­мен­та (вал­тор­ны, фа­го­ты и др.). Сре­ди сме­шан­ных со­ста­вов наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил т. н. фор­те­пи­ан­ный К. (скрип­ка, альт, вио­лон­чель, фп.), сфор­ми­ро­вав­ший­ся, как и струн­ный, во 2-й пол. 18 в. Во­каль­ный К. – ча­ще сме­шан­но­го со­ста­ва (со­пра­но, альт, те­нор, бас), мо­жет так­же со­сто­ять из од­них жен­ских ли­бо муж­ских го­ло­сов.

2) Муз. жанр; про­из­ве­де­ние, рас­счи­тан­ное на ис­пол­не­ние ан­самб­лем ана­логич­но­го на­зва­ния. Один из осн. жан­ров ка­мер­ной ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён струн­ный К. Струк­ту­ра цик­ла ран­не­клас­си­че­ско­го К. не бы­ла рег­ла­мен­ти­ро­ван­ной, ко­ли­че­ст­во час­тей – от 2 (у Л. Бок­ке­ри­ни) до 5 (Квар­те­ты ор. 1 Й. Гайд­на). В твор­че­ст­ве ком­по­зи­то­ров вен­ской клас­си­че­ской шко­лы (Й. Гайдн, В. А. Мо­царт, Л. ван Бет­хо­вен) вы­ра­бо­тан 4-ча­ст­ный цикл с за­кре­п­лён­ны­ми фор­ма­ми и функ­ция­ми час­тей, ко­то­рый стал ос­но­вой для по­сле­дую­ще­го раз­ви­тия жан­ра. Сре­ди круп­ней­ших мас­те­ров жан­ра: Ф. Шу­берт, Ф. Мен­дель­сон, Э. Григ, А. П. Бо­ро­дин, П. И. Чай­ков­ский, С. И. Та­не­ев, А. К. Гла­зу­нов, К. Де­бюс­си, М. Ра­вель, Б. Бар­ток, Н. Я. Мяс­ков­ский, Д. Д. Шос­та­ко­вич. К фор­те­пи­ан­но­му К. об­ра­ща­лись В. А. Мо­царт, Р. Шу­ман, И. Брамс, С. И. Та­не­ев, Г. Ма­лер, Р. Штра­ус, А. Г. Шнит­ке и др. круп­ней­шие ком­по­зи­то­ры. Во­каль­ный К. как са­мо­стоя­тель­ный жанр был осо­бен­но рас­про­ст­ра­нён во 2-й пол. 18–19 вв.; на­ря­ду с К. для сме­шан­но­го со­ста­ва, соз­да­ва­лись и од­но­род­ные К. для жен­ских (со­чи­не­ния И. Брам­са) и муж­ских го­ло­сов. В ка­че­ст­ве час­ти бо­лее круп­но­го со­чи­не­ния во­каль­ный К. встре­ча­ет­ся в опе­ре, ора­то­рии, мес­се, кан­та­те.

Лит.: Раа­бен Л. Во­про­сы квар­тет­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва. 2-е изд. М., 1960; он же. Ин­ст­ру­мен­таль­ный ан­самбль в рус­ской му­зы­ке. М., 1961; он же. Мас­те­ра со­вет­ско­го ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля. Л., 1964; Да­ви­дян Р. Р. Квар­тет­ное ис­кус­ст­во: про­бле­мы ис­пол­ни­тель­ст­ва. 2-е изд. М., 1994.

Вернуться к началу