КВАРТЕ́Т
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КВАРТЕ́Т (итал. quartetto, от лат. quartus – четвёртый), 1) ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов, вокалистов). Состав инструментального К. может быть однородным (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые) и смешанным. Наибольшее распространение получил струнный К. (2 скрипки, альт, виолончель), сформировавшийся во 2-й пол. 18 в. в Австрии, Италии, Англии, Франции. Первые в истории публичные концерты (вечера) квартетной музыки состоялись в 1804–05 в Вене, в них участвовал К., созданный меценатом кн. К. Лихновским. В 1814 в Париже П. Байо организовал К., дававший абонементные вечера камерной музыки. Первым К., гастролировавшим по европ. странам (1835–51), стал К. нем. музыкантов – бр. Мюллер (старших). В России квартетная игра начала распространяться с 1770–80-х гг. в усадебном и придворном быту. В кон. 18 в. в С.-Петербурге были известны К. гр. П. А. Зубова (состоял из крепостных музыкантов, возглавлял его скрипач Н. Логинов) и придворный К. под рук. Ф. Тица. В 1835 в С.-Петербурге К. организовал скрипач, директор Придворной певческой капеллы кн. А. Ф. Львов. В 1-й пол. 19 в. публичные концерты в С.-Петербурге давали К. под рук. А. Вьётана и Ф. Бёма. В связи с организацией в 1859 Рус. муз. об-ва (РМО) стали создаваться постоянные квартетные ансамбли, их в разное время возглавляли скрипачи Л. С. Ауэр (С.-Петербург), Ф. Лауб, И. В. Гржимали (Москва), К. К. Горский (Харьков), А. П. Фидельман (Одесса) и др. Впервые предприняли концертные поездки по России Русский квартет под рук. Д. А. Панова (1872) и Мекленбургский квартет (1896; руководитель Б. Каменский, затем К. К. Григорович), который стал первым рус. К., гастролировавшим в Зап. Европе. Среди наиболее значит. отеч. квартетных ансамблей 20 в.: Квартет им. А. К. Глазунова (1919), Квартет имени Бетховена, Квартет имени Комитаса, Квартет имени Бородина, Квартет имени Танеева, Квартет имени Шостаковича. К. деревянных духовых инструментов по составу могут быть различны: флейта, гобой, кларнет, фагот; флейта, кларнет, валторна, фагот; 4 однотипных инструмента (валторны, фаготы и др.). Среди смешанных составов наибольшее распространение получил т. н. фортепианный К. (скрипка, альт, виолончель, фп.), сформировавшийся, как и струнный, во 2-й пол. 18 в. Вокальный К. – чаще смешанного состава (сопрано, альт, тенор, бас), может также состоять из одних женских либо мужских голосов.
2) Муз. жанр; произведение, рассчитанное на исполнение ансамблем аналогичного названия. Один из осн. жанров камерной инструментальной музыки. Наиболее распространён струнный К. Структура цикла раннеклассического К. не была регламентированной, количество частей – от 2 (у Л. Боккерини) до 5 (Квартеты ор. 1 Й. Гайдна). В творчестве композиторов венской классической школы (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен) выработан 4-частный цикл с закреплёнными формами и функциями частей, который стал основой для последующего развития жанра. Среди крупнейших мастеров жанра: Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Э. Григ, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, А. К. Глазунов, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович. К фортепианному К. обращались В. А. Моцарт, Р. Шуман, И. Брамс, С. И. Танеев, Г. Малер, Р. Штраус, А. Г. Шнитке и др. крупнейшие композиторы. Вокальный К. как самостоятельный жанр был особенно распространён во 2-й пол. 18–19 вв.; наряду с К. для смешанного состава, создавались и однородные К. для женских (сочинения И. Брамса) и мужских голосов. В качестве части более крупного сочинения вокальный К. встречается в опере, оратории, мессе, кантате.