ГО́ЛОС ПЕ́ВЧЕСКИЙ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГО́ЛОС ПЕ́ВЧЕСКИЙ, способность человека производить муз. звуки, петь с помощью голосового аппарата, а также сами эти звуки. Различают Г. п. бытовой («непоставленный») и профессиональный («поставленный», см. Постановка голоса). Определяющие качества Г. п. – красота тембра, сила, способность долго выдерживать звук. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышимым в больших залах, т. е. обладать т. н. полётностью – качеством, зависящим от наличия в спектре Г. п. группы высоких обертонов (высокой певческой форманты). Округлость и мягкость звучания зависят от обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато обеспечивают красоту голоса. Сила Г. п. – особенно важное качество в оперном пении (требуется слышимость на фоне оркестрового сопровождения).
Детский Г. п. отличается светлым («серебристым») тембром и к 13 годам достигает объёма в полторы октавы. В период мутации у мальчика голос понижается примерно на октаву, при этом нередко теряются его лучшие певческие свойства; чтобы избежать этого, в Италии 17–18 вв. прибегали к кастрации (с иск-вом кастратов связан расцвет «бравурного» стиля бельканто в итал. опере 18 в.). Г. п. взрослого человека от природы имеет неск. регистров. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона (отличается силой и насыщенностью звучания) и фальцетный – в верхней (менее ярок по тембру). В женском голосе различают: грудной регистр, головной – в верхней части диапазона (звучит светло, открыто) и центральный (головное и грудное звучание). Проф. Г. п. должен иметь объём не менее 2 октав и звучать относительно ровно на всём протяжении диапазона. Это качество достигается с помощью развития смешанного звучания (т. н. микст).
Г. п. классифицируют по тембру и высоте. В академич. сольном пении высокий женский голос – сопрано (самая высокая разновидность – колоратурное сопрано), средний – меццо-сопрано, низкий – контральто. Высокий мужской голос – тенор (изредка встречается сверхвысокий голос – мужской альт, или контратенор), средний – баритон, низкий – бас. В каждом типе более высокие и светлые по звучанию голоса носят назв. лирических, более низкие и густые – драматических (см. также Амплуа). В 4-голосном смешанном хоре различают голоса женские и/или детские (сопрано, альты) и мужские (тенора, басы). Осн. формой звуковеде́ния является связное пение, лежащее в основе кантилены. Умение петь в быстром движении зависит гл. обр. от выработанности колоратуры.
В теории музыки понятие голоса перенесено на составные элементы муз. фактуры. Характер движения голосов (и в вокальной, и в инструментальной музыке) определяет тот или иной тип голосоведения. В курсе гармонии дидактически-нормативным считается 4-голосие, где по аналогии с хором различают крайние (сопрано, бас) и средние (альт, тенор) голоса. См. также Многоголосие, Одноголосие.