Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАКТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 184

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ФАКТУ́РА (лат. factura – уст­рой­ст­во, строе­ние), ти­пич­ный спо­соб ме­ло­ди­че­ской, гар­мо­ни­че­ской и рит­ми­че­ской реа­ли­за­ции мно­го­го­лос­ной му­зы­каль­ной ком­по­зи­ции или её час­ти в ка­ком-ли­бо скла­де му­зы­каль­ном. В рус. тео­ре­тич. му­зы­коз­на­нии по­ня­тие Ф. тра­ди­ци­он­но свя­за­но с по­ня­ти­ем муз. скла­да, что от­ра­жа­ет­ся в упот­ре­би­тель­ных тер­ми­нах «ста­ро­го­мо­фон­ная Ф.» (или «мо­но­рит­ми­че­ская»), «по­ли­фо­ни­че­ская Ф.», «ге­те­ро­фон­ная Ф.». Эта связь под­ра­зу­ме­ва­ет­ся в тер­ми­нах «ак­кор­до­вая Ф.» (име­ет­ся в ви­ду на­ли­чие ак­кор­да – ка­те­го­рии гар­мо­нии, при­су­щей то­наль­ной му­зы­ке го­мо­фон­но­го скла­да), «ими­та­ци­он­ная Ф.» (под­ра­зу­ме­ва­ет­ся по­ли­фо­ни­че­ский склад). В анг­лоя­зыч­ном му­зы­коз­на­нии по­ня­тия Ф. и скла­да вклю­че­ны в еди­ный тер­мин «texture». В нем. муз. тео­рии склад (Satz) и Ф. (Textur) раз­ли­ча­ют­ся.

Су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ное раз­но­об­ра­зие кон­крет­ных фак­тур­ных приё­мов, свя­зан­ных со сти­лем кон­крет­ной ху­дож. эпо­хи, шко­лы, дан­но­го ком­по­зи­то­ра, с при­ме­не­ни­ем не­ак­кор­до­вых зву­ков и др.; сло­во «Ф.» мо­жет ис­поль­зо­вать­ся не­стро­го. Напр., вы­ра­же­ние «хо­раль­ная Ф.» час­то обо­зна­ча­ет мно­го­го­лос­ную мо­но­рит­ми­че­скую об­ра­бот­ку лю­те­ран­ских цер­ков­ных пе­сен (хо­ра­лов) у И. С. Ба­ха и др. ком­по­зи­то­ров ба­рок­ко, вы­ра­же­ние «аль­бер­тие­вы ба­сы» – из­ло­же­ние ак­ком­па­не­мен­та в ви­де ак­кор­до­вых фи­гу­ра­ций в кла­вир­ных со­на­тах Д. Скар­лат­ти, В. А. Мо­цар­та, Й. Гайд­на, так­же от­час­ти Л. ван Бет­хо­ве­на и др. ком­по­зи­то­ров. В экс­пе­рим. му­зы­ке 20–21 вв. тер­мин «Ф.» ис­поль­зу­ет­ся в т. ч. и вне свя­зи с тра­диц. муз. скла­дом; напр., пу­ан­ти­лизм – Ф., скла­ды­ваю­щая­ся из от­дель­ных, «изо­ли­ро­ван­ных» то­нов, рас­пре­де­лён­ных ме­ж­ду го­ло­са­ми.

Сло­во «Ф.» за­час­тую ис­поль­зу­ет­ся для об­раз­ной ха­рак­те­ри­сти­ки му­зы­ки: напр., вы­ра­же­ние «плот­ная Ф.» при­ме­ня­ет­ся к ор­ган­ным со­чи­не­ни­ям М. Ре­ге­ра, «про­зрач­ная Ф.» – к фп. пье­сам Ф. Шо­пе­на.

Лит.: Тю­лин Ю. Н. Му­зы­каль­ная фак­ту­ра и ме­ло­ди­че­ская фи­гу­ра­ция. М., 1980. Кн. 1–2; Хо­ло­пов Ю. Н. Вве­де­ние в му­зы­каль­ную фор­му. 2-е изд. М., 2008.

Вернуться к началу