ФАКТУ́РА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАКТУ́РА (лат. factura – устройство, строение), типичный способ мелодической, гармонической и ритмической реализации многоголосной музыкальной композиции или её части в каком-либо складе музыкальном. В рус. теоретич. музыкознании понятие Ф. традиционно связано с понятием муз. склада, что отражается в употребительных терминах «старогомофонная Ф.» (или «моноритмическая»), «полифоническая Ф.», «гетерофонная Ф.». Эта связь подразумевается в терминах «аккордовая Ф.» (имеется в виду наличие аккорда – категории гармонии, присущей тональной музыке гомофонного склада), «имитационная Ф.» (подразумевается полифонический склад). В англоязычном музыкознании понятия Ф. и склада включены в единый термин «texture». В нем. муз. теории склад (Satz) и Ф. (Textur) различаются.
Существует огромное разнообразие конкретных фактурных приёмов, связанных со стилем конкретной худож. эпохи, школы, данного композитора, с применением неаккордовых звуков и др.; слово «Ф.» может использоваться нестрого. Напр., выражение «хоральная Ф.» часто обозначает многоголосную моноритмическую обработку лютеранских церковных песен (хоралов) у И. С. Баха и др. композиторов барокко, выражение «альбертиевы басы» – изложение аккомпанемента в виде аккордовых фигураций в клавирных сонатах Д. Скарлатти, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, также отчасти Л. ван Бетховена и др. композиторов. В эксперим. музыке 20–21 вв. термин «Ф.» используется в т. ч. и вне связи с традиц. муз. складом; напр., пуантилизм – Ф., складывающаяся из отдельных, «изолированных» тонов, распределённых между голосами.
Слово «Ф.» зачастую используется для образной характеристики музыки: напр., выражение «плотная Ф.» применяется к органным сочинениям М. Регера, «прозрачная Ф.» – к фп. пьесам Ф. Шопена.