СКЛАД МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКЛАД МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ (нем. Satz, англ. texture), принцип сложения голосов и/или созвучий, различаемых по их музыкально-логич. и композиционно-технич. функции. В отеч. музыкознании принято различать 4 главных С. м.: монодический (монодия), гетерофонный (гетерофония), полифонический (полифония) и гомофонный (он же гомофонно-гармонический; гомофония). К ним иногда добавляют бурдонный склад (бурдон) – промежуточный между монодией и полифонией. В отеч. и зарубежной музыковедческой лит-ре понятие «С. м.» часто смешивается с понятием фактуры, в англоязычной, испанской и некоторых других – приравнивается к ней; во франц. традиции С. м. включается в понятие «музыкального письма» (франц. écriture musicale). В рус. и нем. традициях склад и фактура соотносятся как категории рода и вида. Напр., аккомпанемент (как функциональный слой в составе целостной структуры) в гомофонно-гармоническом С. м. может быть реализован в виде аккордовой (с басом), фигурационной (напр., арпеджированной), хоральной (как в протестантском хорале) и др. фактуры; полифонич. пьеса может быть выдержана в фактуре моноритмической («старогомофонной»), имитационной, гокета, пуантилизма и др.