Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПУАНТИЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 728

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПУАНТИЛИ́ЗМ (франц. pointillisme), то­чеч­ная му­зы­ка (нем. punktuelle Musik), тех­ни­ка муз. ком­по­зи­ции; раз­но­вид­ность се­рий­ной тех­ни­ки. Тер­мин (нем. ва­ри­ант) впер­вые ис­поль­зо­вал нем. му­зы­ко­вед Г. Ай­мерт (1952) для ха­рак­те­ри­сти­ки слу­хо­во­го вос­при­ятия не­ко­то­рых со­чи­не­ний К. Шток­хау­зе­на, П. Бу­ле­за и К. Гуй­вар­тса. Муз. ткань «Кон­тра-пунк­тов» Шток­хау­зе­на (1953) Ай­мерт опи­сы­вал как «на­пря­жён­ное по­ле зву­ков, ко­то­рые по­на­ча­лу ка­жут­ся изо­ли­ро­ван­ны­ми, а за­тем свя­зы­ва­ют­ся [в вос­при­ятии] в ста­тич­ную струк­ту­ру» (газ. «Köl­nische Rundschau». 28.5.1953). Бу­лез в ст. «Сов­ре­мен­ные ис­сле­до­ва­ния» («Recher­ches main­tenant», 1954) оп­ре­де­лял П. как «пе­ре­се­че­ние разл. функ­цио­наль­ных воз­мож­но­стей в дан­ной точ­ке» (Boulez P. Stocktakings from an apprenticeship. Oxf., 1991. P. 16), под­ра­зу­ме­вая де­тер­ми­ни­ро­ва­ние в оди­ноч­ном зву­ке па­ра­мет­ров вы­со­ты, дли­тель­но­сти, ди­на­ми­ки и др. (см. Се­риа­лизм). Бу­лез так­же ука­зы­вал эс­те­тич. пред­по­сыл­ку П. – «оп­рав­дан­ный от­каз от те­ма­тиз­ма» (т. е. от ме­ло­дии в её клас­сич. по­ни­ма­нии).

Пер­во­на­чаль­но тер­мин от­но­си­ли к со­чи­не­ни­ям К. Шток­хау­зе­на, П. Бу­ле­за, Л. Но­но, Л. Бе­рио и др. ком­по­зи­то­ров т. н. дарм­штадт­ской шко­лы, на­пи­сан­ным в 1949–55. Позд­нее он стал ис­поль­зо­вать­ся как обо­зна­че­ние фак­ту­ры, для ко­то­рой ха­рак­тер­но рас­пре­де­ле­ние отд. зву­ков или не­боль­ших мо­ти­вов во вре­ме­ни и вы­сот­но-ре­ги­ст­ро­вом про­стран­ст­ве. При­ме­ры та­ко­го П. – у А. фон Ве­бер­на: 2-я часть Ва­риа­ций для фп. op. 27 (1936), на­ча­ло Ва­риа­ций для ор­ке­ст­ра op. 30 (1940). Древ­ней­ший про­об­раз – ср.-век. го­кет. В от­ли­чие от П. как эс­те­ти­че­ски мо­ти­ви­ро­ван­ной тех­ни­ки ком­по­зи­ции, то­чеч­ная фак­ту­ра не­ред­ко ис­поль­зу­ет­ся в це­лях муз. изо­бра­зи­тель­но­сти: «ра­зо­рван­ное соз­на­ние» про­бу­ж­даю­ще­го­ся май­о­ра Ко­ва­лё­ва в 3-й кар­ти­не 1-го дей­ст­вия опе­ры «Нос» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1930), ап­па­рат для изо­щрён­ной каз­ни иг­ла­ми в ор­ке­ст­ро­вой пье­се «Pianissimo» А. Г. Шнит­ке (по мо­ти­вам рас­ска­за Ф. Каф­ки, 1968).

Лит.: Stockhausen K. Situation des Hand­werks. Kriterien der punktuellen Musik // Stock­hausen K. Texte. Köln, 1963. Bd 1; Eggeb­recht H. H. Punktuelle Musik // Handwör­ter­buch der musikalischen Terminologie. Stuttg., 1972; Ко­го­утек Ц. Тех­ни­ка ком­по­зи­ции в му­зы­ке XX в. М., 1976.

Вернуться к началу