ПУАНТИЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПУАНТИЛИ́ЗМ (франц. pointillisme), точечная музыка (нем. punktuelle Musik), техника муз. композиции; разновидность серийной техники. Термин (нем. вариант) впервые использовал нем. музыковед Г. Аймерт (1952) для характеристики слухового восприятия некоторых сочинений К. Штокхаузена, П. Булеза и К. Гуйвартса. Муз. ткань «Контра-пунктов» Штокхаузена (1953) Аймерт описывал как «напряжённое поле звуков, которые поначалу кажутся изолированными, а затем связываются [в восприятии] в статичную структуру» (газ. «Kölnische Rundschau». 28.5.1953). Булез в ст. «Современные исследования» («Recherches maintenant», 1954) определял П. как «пересечение разл. функциональных возможностей в данной точке» (Boulez P. Stocktakings from an apprenticeship. Oxf., 1991. P. 16), подразумевая детерминирование в одиночном звуке параметров высоты, длительности, динамики и др. (см. Сериализм). Булез также указывал эстетич. предпосылку П. – «оправданный отказ от тематизма» (т. е. от мелодии в её классич. понимании).
Первоначально термин относили к сочинениям К. Штокхаузена, П. Булеза, Л. Ноно, Л. Берио и др. композиторов т. н. дармштадтской школы, написанным в 1949–55. Позднее он стал использоваться как обозначение фактуры, для которой характерно распределение отд. звуков или небольших мотивов во времени и высотно-регистровом пространстве. Примеры такого П. – у А. фон Веберна: 2-я часть Вариаций для фп. op. 27 (1936), начало Вариаций для оркестра op. 30 (1940). Древнейший прообраз – ср.-век. гокет. В отличие от П. как эстетически мотивированной техники композиции, точечная фактура нередко используется в целях муз. изобразительности: «разорванное сознание» пробуждающегося майора Ковалёва в 3-й картине 1-го действия оперы «Нос» Д. Д. Шостаковича (1930), аппарат для изощрённой казни иглами в оркестровой пьесе «Pianissimo» А. Г. Шнитке (по мотивам рассказа Ф. Кафки, 1968).