НО́НО ЛУИДЖИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́НО (Nono) Луиджи (29.1.1924, Венеция – 8.5.1990, там же), итальянский композитор. Участник Движения Сопротивления. Окончил факультет права Падуанского университета (1946). Композицией занимался у Дж. Ф. Малипьеро в Венецианской консерватории (1941–45). В 1946–1948 совершенствовался у Б. Мадерны и Г. Шерхена (композиция и дирижирование); общение с ними и с Л. Даллапикколой стимулировало интерес композитора к додекафонии, творчеству А. фон Веберна, А. Шёнберга (с 1955 Н. был женат на его дочери), Б. Бартока, И. Ф. Стравинского. Член Итальянской Компартии (с 1952) и ЦК Итальянской Компартии (с 1975), неоднократно приезжал в СССР (с 1962). В 1967 совершил длительную поездку по Латинской Америке. В 1950-е гг. стал одним из лидеров европейского музыкального авангардизма и так называемой ангажированной музыки; революционные и гуманистичические идеи выражал, используя новейшие техники композиции. В 1950–60 участник Дармштадтского фестиваля и Донауэшингенского фестиваля (ФРГ), где с 1957 выступал с лекциями (в 1959–62 также в Дарлингтоне, Великобритания; в 1961 в Хельсинки). В 1960–80-х гг. работал в области электронной музыки, с 1983 художественный консультант экспериментальной студии фонда Г. Штробеля (Фрайбург, ФРГ). Оказал влияние на А. Г. Шнитке и других российских композиторов. В числе его учеников – немецкий композитор-авангардист Х. Лахенман.
Многие произведения Н. возникли как отклик на трагические события современной истории: «Эпитафия Федерико Гарсия Лорке» для солистов, хора и оркестра (1953); кантаты «Прерванная песня» (на тексты писем казнённых участников европейского Сопротивления, 1956) и «На мосту Хиросимы. Песни жизни и любви» (1962); оркестровая композиция «Польский дневник 1958» (1959), написанная после посещения музеев Освенцима и Варшавского гетто. Опираясь на концепцию эпического театра Б. Брехта, театральные достижения В. Э. Мейерхольда, Э. Пискатора и новаторские поиски А. Шёнберга, А. Берга, К. Вайля, П. Хиндемита, П. Дессау, Л. Даллапикколы, Н. создал собственный род оперы – сценическое действо (итал. azione scenico). Так, «Нетерпимость 1960» («Intolleranza 1960») посвящена обличению бесчеловечного отношения к иммигрантам на Западе (в либретто цитируются тексты Брехта, П. Элюара, В. В. Маяковского, Ж. П. Сартра; 1961, Венеция). Сценическое действо «Под жарким солнцем любви» [«Al gran sole carico d’amore»; либретто на итальянском, немецком, французском языках Ю. П. Любимова и Н. на основе текстов К. Маркса, В. И. Ленина, А. Грамши, Ф. Кастро Руса, Гевары де ла Серны (Че), Брехта, М. Горького, Ч. Павезе, А. Рембо и др.; 1975, Милан, режиссёр Любимов, дирижёр К. Аббадо, хореограф Л. В. Якобсон, худ. Д. Л. Боровский], по словам Н., – гигантское полотно классовой борьбы начиная с Парижской коммуны 1871 (центральная идея – самоотверженная любовь к человечеству, воплощённая в образах героинь революционного и освободительного движения). В своих сочинениях Н. широко использовал возможности серийной техники и сериализма (включая сериальный пуантилизм), сонорики («Песнь любви» для хора, арфы, вибрафона и ударных, 1954; кантата «Земля и содружество», «Хоры Дидоны» с ударными, оба сочинения – 1958; «Она пришла: песни для Сильвии» для сопрано и 6 голосов, 1960), алеаторики, электронной музыки, конкретной музыки.
В конце 1970-х гг. Н. постепенно отошёл от стилевого радикализма и политической ангажированности, в его творчестве значительное место заняла абстрактная философская проблематика. Опусы 1980-х гг. включают тексты из высокой поэзии и европейской философии в качестве программных аллюзий (струнный квартет «Фрагменты – Тишина, к Диотиме», 1980, изобилующий генеральными паузами с ферматами, по партитуре которого разбросаны около 50 фрагментов из сочинений Ф. Гёльдерлина), вокального текста («Дышащая ясность» для хора, басовой флейты и электроники на слова Р. М. Рильке, 1981) или оперного либретто. Итоговое сочинение Н. – «Прометей» (на слова Гесиода, Эсхила, Гёльдерлина, В. Беньямина в адаптации М. Каччари, 1984, Венеция), в его основе – набор реминисценций из сочинений разных авторов на разных языках. В поздние годы Н. характеризовал современную духовную ситуацию пессимистически («боги прошлого мертвы, настоящее туманно, а новые боги ещё не родились»). Откликом на смерть друга (А. А. Тарковского) явилось оркестровое сочинение «Нет дорог, надо идти…» («No hay caminos, hay que caminar», 1987). Среди других сочинений: балет «Красный плащ» (по Ф. Гарсия Лорке; 1954, Берлин); «Победа Герники» для хора с оркестром (по П. Элюару, 1954); «Призрак бродит по миру» для сопрано, хора и оркестра (на слова К. Маркса, С. Санчес, Х. Сантамарин, 1971); для оркестра – Канонические вариации на серию ор. 41 [«Ода Наполеону»] А. Шёнберга (1950), «Композиция I» (1951), «Две экспрессии» (1953); 2 фортепианных концерта (1972, 1975); «Варианты» для скрипки, струнных и духовых (1957); инструментальные ансамбли – «Полифония-Монодия-Ритмика» («Polifonica-Monodia-Ritmica», 1951), «Песни для тринадцати» («Canti per 13», 1955), «Встречи» («Incontri», 1955); для голоса – «Сладостным будет молчанье» («Sarà dolce tacere», для 8 голосов, 1960); электронные композиции – «Помни, что с тобой сделали в Освенциме» («Ricorda cosa ti hanno fatto in Auschwitz», 1966) и «Мысленный диалектический контрапункт» («Contrappunto dialettico alla mente», 1968) для магнитофонной ленты, «Как волна силы и света» («Como una ola de fuerza y luz») для солиста, фортепиано, магнитофонной ленты и оркестра (1972), «Лучано» (1974).