Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОДЕКАФО́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 182

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов

ДОДЕКАФО́НИЯ (от греч. δῴδεϰα – две­на­дцать и φωνῄ – звук), вид ком­по­зи­тор­ской тех­ни­ки 20–21 вв.; ме­тод со­чи­не­ния му­зы­ки, при ко­то­ром вся ткань про­из­ве­де­ния вы­во­дит­ся из 12-то­но­вой (12-звуч­ной) се­рии. Из­би­рая для про­из­ве­де­ния се­рию, ком­по­зи­тор ус­та­нав­ли­ва­ет ту ин­то­нац. ос­но­ву, ко­то­рая в то­наль­ной пье­се пре­до­пре­де­ля­лась бы ла­до­вой струк­ту­рой; все мо­тив­но-те­ма­тич. эле­мен­ты обу­слов­ле­ны се­ри­ей. Эс­те­тич. смысл при­ме­не­ния тех­ни­ки Д. – дос­ти­же­ние ин­то­нац. един­ст­ва (как бы «се­рий­но­го ла­да») и му­зы­каль­но-ло­гич. связ­но­сти, без ко­то­рых не­дос­ти­жи­мо вы­ра­же­ние ху­дож. идеи. Поч­вой для воз­ник­но­ве­ния Д. ста­ло кри­зис­ное со­стоя­ние тра­диц. то­наль­ной ком­по­зи­ции в ус­ло­ви­ях позд­не­ро­ман­тич. гар­мо­нии (рас­ши­ре­ние то­наль­но­сти, ав­то­ном­ность дис­со­нан­са, мно­го­знач­ность дис­со­ни­рую­щих ак­кор­дов – их «все­то­наль­ность» и т. д.). Пре­дел раз­ви­тия то­наль­ной гар­мо­нии – хро­ма­тич. 12-сту­пен­ность («пан­то­наль­ность», «ом­ни­то­наль­ность»); на этой ста­дии то­наль­ность пе­ре­ста­ла быть на­дёж­ной ос­но­вой по­строе­ния круп­ных форм клас­сич. ти­па (по сло­вам С. И. Та­нее­ва, за­фик­си­ро­вав­ше­го это яв­ле­ние, «раз­ру­ше­ние то­наль­но­сти ве­дёт к раз­ру­ше­нию му­зы­каль­ной фор­мы»). Но­вый этап эво­лю­ции зву­ко­вы­сот­но­сти ха­рак­те­ри­зу­ет­ся 12-то­но­во­стью вы­сот­ной сис­те­мы: ес­ли в гар­мо­нич. то­наль­но­сти со­пос­тав­ля­лись ак­кор­ды и их осн. то­ны (как бы «мик­ро­то­наль­но­сти»), то те­перь со­по­став­ля­ют­ся уже отд. зву­ки, т. е. воз­ро­ж­да­ет­ся кон­тра­пункт в из­на­чаль­ном смыс­ле (тех­ни­ка punctus contra punc­tum). По­ис­ки но­вых прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции муз. про­из­ве­де­ния сти­му­ли­ро­ва­ли об­ра­ще­ние к т. н. ме­то­ду кон­стант (по­сто­ян­ное по­вто­ре­ние од­но­го и то­го же зву­ко­во­го эле­мен­та как сред­ст­во дос­ти­же­ния связ­но­сти в пье­се), по­на­ча­лу в ка­че­ст­ве до­ба­воч­но­го кон­ст­рук­тив­но­го эле­мен­та («Ве­берн-груп­па» cis-c-e во всту­п­ле­нии к Квар­те­ту А. фон Ве­бер­на, 1905), за­тем ос­нов­но­го и, на­ко­нец, един­ст­вен­но­го (се­рия). Cоединившись с 12-то­но­во­стью вы­сот­ной сис­те­мы, прин­цип по­вторяю­щей­ся зву­ко­груп­пы и при­вёл к соз­да­нию се­рий­но-две­на­дца­ти­то­но­во­го ме­то­да со­чи­не­ния, т. е. к до­де­ка­фо­нии.

Пред­фор­мы до­де­ка­фон­ной тех­ни­ки: сво­бод­ная 12-то­но­вость (пес­ни op. 3 Ве­бер­на, пес­ни op. 15 А. Шён­бер­га, 1909), мик­ро­се­рий­ность на мо­даль­ной ос­но­ве у И. Ф. Стра­вин­ско­го (сце­на пле­не­ния Жар-пти­цы в ба­ле­те «Жар-пти­ца», 1910, циф­ры 22–29 пар­ти­ту­ры), 12-то­но­вые ря­ды у А. Бер­га («5 пе­сен на тек­сты к поч­то­вым от­крыт­кам П. Аль­тен­бер­га», 1912), «син­те­так­кор­ды» Н. А. Ро­слав­ца (1913), «гар­мо­ния 12 то­нов без уд­вое­ний» Н. Обу­хо­ва (1914–16), не­се­рий­ная 12-то­но­вая гар­мо­ния Е. Го­лы­ше­ва («Ле­дя­ная пес­ня», 1919), «за­кон 12 то­нов» Й. М. Хау­эра (1919), 12-то­но­вый те­ма­тизм у Ф. Х. Клай­на (1921). Ме­тод соб­ст­вен­но Д. (при по­мо­щи ря­да из «две­на­дца­ти лишь ме­ж­ду со­бой со­от­не­сён­ных то­нов») был тео­ре­ти­че­ски раз­ра­бо­тан и во­пло­щён Шён­бер­гом (впер­вые – Сюи­та для фп., op. 25, 1923). С 1950-х гг. Д. осоз­нан­но при­ме­ня­ет­ся в отеч. му­зы­ке (А. М. Вол­кон­ский, Э. В. Де­ни­сов, Д. Н. Смир­нов и др.). См. так­же Се­рий­ная тех­ни­ка.

Лит.: Schäffer B. Klasycy dodekafonii. Kra­ków, 1961–1964. Cz. 1–2; Rufer J. Die Kom­po­sition mit zwölf Tönen. 2. Aufl. Kassel u. a., 1966; Де­ни­сов Э. До­де­ка­фо­ния и про­бле­мы со­вре­мен­ной ком­по­зи­тор­ской тех­ни­ки // Му­зы­ка и со­вре­мен­ность. М., 1969. Вып. 6; Ко­го­утек Ц. Тех­ни­ка ком­по­зи­ции в му­зы­ке XX в. М., 1976; Хо­ло­пов Ю. Н. Кто изо­брел 12-то­но­вую тех­ни­ку? // Про­бле­мы ис­то­рии ав­ст­ро-не­мец­кой му­зы­ки. М., 1983; Golab M. Dodekafonia… Bydgoszcz, 1987; Гер­шко­вич Ф. То­наль­ные ис­то­ки Шен­бер­го­вой до­де­ка­фо­нии // Ф. Гер­шко­вич о му­зы­ке. Ста­тьи. За­мет­ки. Пись­ма. Вос­по­ми­на­ния. М., 1991; Кше­нек Э. Уп­раж­не­ния в кон­тра­пунк­те, ос­но­ван­ном на 12-то­но­вой тех­ни­ке // Му­зы­каль­ное ис­кус­ст­во XX в. М., 1992; Кур­бат­ская С. Се­рий­ная му­зы­ка: во­про­сы ис­то­рии, тео­рии, эс­те­ти­ки. М., 1996; Leibowitz R. Introduction а̀ la musique de douze sons. P., 1997; Адор­но Т. Квин­тет для ду­хо­вых Шен­бер­га // Адор­но Т. Из­бран­ное. Со­цио­ло­гия му­зы­ки. М.; СПб., 1999; он же. Фи­ло­со­фия но­вой му­зы­ки. М., 2001; Шен­берг А. Стиль и мысль. Ста­тьи и ма­те­риа­лы. М., 2006. См. так­же лит. при ст. Гар­мо­ния.

Вернуться к началу