ДОДЕКАФО́НИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОДЕКАФО́НИЯ (от греч. δῴδεϰα – двенадцать и φωνῄ – звук), вид композиторской техники 20–21 вв.; метод сочинения музыки, при котором вся ткань произведения выводится из 12-тоновой (12-звучной) серии. Избирая для произведения серию, композитор устанавливает ту интонац. основу, которая в тональной пьесе предопределялась бы ладовой структурой; все мотивно-тематич. элементы обусловлены серией. Эстетич. смысл применения техники Д. – достижение интонац. единства (как бы «серийного лада») и музыкально-логич. связности, без которых недостижимо выражение худож. идеи. Почвой для возникновения Д. стало кризисное состояние традиц. тональной композиции в условиях позднеромантич. гармонии (расширение тональности, автономность диссонанса, многозначность диссонирующих аккордов – их «всетональность» и т. д.). Предел развития тональной гармонии – хроматич. 12-ступенность («пантональность», «омнитональность»); на этой стадии тональность перестала быть надёжной основой построения крупных форм классич. типа (по словам С. И. Танеева, зафиксировавшего это явление, «разрушение тональности ведёт к разрушению музыкальной формы»). Новый этап эволюции звуковысотности характеризуется 12-тоновостью высотной системы: если в гармонич. тональности сопоставлялись аккорды и их осн. тоны (как бы «микротональности»), то теперь сопоставляются уже отд. звуки, т. е. возрождается контрапункт в изначальном смысле (техника punctus contra punctum). Поиски новых принципов организации муз. произведения стимулировали обращение к т. н. методу констант (постоянное повторение одного и того же звукового элемента как средство достижения связности в пьесе), поначалу в качестве добавочного конструктивного элемента («Веберн-группа» cis-c-e во вступлении к Квартету А. фон Веберна, 1905), затем основного и, наконец, единственного (серия). Cоединившись с 12-тоновостью высотной системы, принцип повторяющейся звукогруппы и привёл к созданию серийно-двенадцатитонового метода сочинения, т. е. к додекафонии.
Предформы додекафонной техники: свободная 12-тоновость (песни op. 3 Веберна, песни op. 15 А. Шёнберга, 1909), микросерийность на модальной основе у И. Ф. Стравинского (сцена пленения Жар-птицы в балете «Жар-птица», 1910, цифры 22–29 партитуры), 12-тоновые ряды у А. Берга («5 песен на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга», 1912), «синтетаккорды» Н. А. Рославца (1913), «гармония 12 тонов без удвоений» Н. Обухова (1914–16), несерийная 12-тоновая гармония Е. Голышева («Ледяная песня», 1919), «закон 12 тонов» Й. М. Хауэра (1919), 12-тоновый тематизм у Ф. Х. Клайна (1921). Метод собственно Д. (при помощи ряда из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов») был теоретически разработан и воплощён Шёнбергом (впервые – Сюита для фп., op. 25, 1923). С 1950-х гг. Д. осознанно применяется в отеч. музыке (А. М. Волконский, Э. В. Денисов, Д. Н. Смирнов и др.). См. также Серийная техника.