Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЯД

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 148

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РЯД в му­зы­ке, 1) за­дан­ная (пре­ком­по­зи­ци­он­ная) по­сле­до­ва­тель­ность зву­ков раз­ной вы­со­ты, а так­же рит­ми­че­ских дли­тель­но­стей (в т. ч. па­уз) и (из­ред­ка) ди­на­ми­че­ских ню­ан­сов. Тер­мин (на­ря­ду с близ­ким по зна­че­нию тер­ми­ном се­рия) по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в тео­рии муз. ком­по­зи­ции 20 в.: ис­поль­зу­ет­ся при­ме­ни­тель­но к до­де­ка­фо­нии, се­риа­лиз­му; Р. на­хо­дят так­же в со­чи­не­ни­ях, соз­дан­ных в се­рий­ной тех­ни­ке. 2) Тер­мин «Р.» при­ме­ня­ет­ся так­же для пе­ре­да­чи лат. тер­ми­на ordo: в тео­рии му­зы­ки 13–14 вв. этим сло­вом обо­зна­ча­лось ко­ли­че­ст­во рит­мич. мо­де­лей (мо­ду­сов) до пау­зы (см. так­же Мен­зу­раль­ная но­та­ция). 3) Т. н. ак­кор­до­вые ря­ды – по­сле­до­ва­тель­ность ак­кор­дов оди­на­ко­вой струк­ту­ры. В этом смыс­ле тер­мин упот­реб­ля­ет­ся для объ­яс­не­ния гар­мо­нии 19–20 вв. [не ис­поль­зу­ет­ся по от­но­ше­нию к ста­рин­ной му­зы­ке, где встре­ча­ют­ся по­сле­до­ва­тель­но­сти еди­но­струк­тур­ных ин­тер­ва­лов и/или ин­тер­валь­ных ком­плек­сов – «кон­кор­дов» (напр., в па­рал­лель­ном ор­га­ну­ме и фо­бур­до­не)].

Лит.: Ко­го­утек Ц. Тех­ни­ка ком­по­зи­ции в му­зы­ке XX ве­ка. М., 1976; Хо­ло­пов Ю. Н. Гар­мо­ния. Тео­ре­ти­че­ский курс. СПб. [и др.], 2003; Тео­рия со­вре­мен­ной ком­по­зи­ции / Под ред. В. С. Це­но­вой. М., 2007.

Вернуться к началу