Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОБУРДО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 447

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Пример техники французского фобурдона. Г. Дюфаи. Гимн «Ave maris stella». Фрагмент.

ФОБУРДО́Н (франц. fauxbourdon, букв. – лож­ный бур­дон), тех­ни­ка ком­по­зи­ции в мно­го­го­лос­ной му­зы­ке Зап. Ев­ро­пы, рас­про­стра­нён­ная гл. обр. в 15–16 вв. В Анг­лии 15 в. Ф. (англ. faburden) – им­про­ви­зи­руе­мое 3-го­ло­сие на ос­но­ве те­но­ра. Его тех­ни­ка опи­сы­ва­ет­ся как до­бав­ле­ние к дан­но­му, но­ти­ро­ван­но­му го­ло­су (mean) двух дру­гих го­ло­сов. Ниж­ний го­лос (faburden) всту­па­ет в ниж­нюю квин­ту с те­но­ром, про­дол­жа­ет в ниж­нюю тер­цию и за­кан­чи­ва­ет (в ка­ден­ции ме­ло­ди­че­ской фра­зы) вновь в квин­ту. Верх­ний го­лос (treble) зву­чит в верх­нюю квар­ту к те­но­ру на про­тя­же­нии всей ком­по­зи­ции. Воз­ни­ка­ет яс­но слы­ши­мое дви­же­ние па­рал­лель­ны­ми тер­цо­во-сек­сто­вы­ми кон­кор­да­ми (ус­лов­но сек­стак­кор­да­ми), кро­ме ини­ция и уль­ти­мы ка­ден­ций, пред­став­лен­ных квин­ток­та­ва­ми. Об­раз­цы Ф. – в цер­ков­ной (пре­им. ано­ним­ной) му­зы­ке для про­цес­сий: ли­та­нии, ан­ти­фо­ны, гим­ны, пес­ни биб­лей­ские (осо­бен­но маг­ни­фи­ка­ты); здесь Ф. ис­поль­зо­ван толь­ко в чёт­ных или толь­ко в не­чёт­ных сти­хах как аль­тер­на­ти­ва мо­но­дии.

Во Фран­ции, Бур­гун­дии и др. стра­нах кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы 15 в. Ф. так­же трёх­го­ло­сен. К двум за­ра­нее дан­ным (но­ти­ро­ван­ным) го­ло­сам – верх­не­му (дис­кант, кан­тус или со­пра­но) и ниж­не­му (те­нор) при­со­чи­нял­ся (в даль­ней­шем вы­пи­сы­вал­ся) сред­ний го­лос – кон­тра­те­нор (зву­чал в ниж­нюю квар­ту к дис­кан­ту и од­но­вре­мен­но в тер­цию ли­бо в квин­ту к те­но­ру). Гл. осо­бен­но­сти зву­ко­вы­сот­ной струк­ту­ры в кон­ти­нен­таль­ном Ф. те же, что и в анг­лий­ском. Об­ласть при­ме­не­ния – мно­го­го­лос­ные об­ра­бот­ки цер­ков­ной му­зы­ки (псал­мо­вых то­нов, гим­нов, ан­ти­фо­нов), ук­ра­шав­шие тра­ди­ци­он­ное для ка­то­лич. бо­го­слу­же­ния од­но­го­ло­сие. Сре­ди ав­то­ров – Г. Дю­фаи [«Vos qui secuti estis» из его Мес­сы св. Иа­ко­ва (ок. 1430) счи­та­ет­ся пер­вым об­раз­цом кон­ти­нен­таль­но­го Ф.], Ж. Бен­шуа, А. Бю­нуа, Ио­анн Лим­бург­ский (1430-е гг.); мн. пье­сы ано­ним­ны. Взаи­мо­влия­ния англ. и кон­ти­нен­таль­но­го Ф. – пред­мет ост­рой и мно­го­лет­ней на­уч. по­ле­ми­ки. Ф. опи­сы­ва­ли И. Тинк­то­рис, Адам Фульд­ский, Ф. Га­фу­ри и мн. др. тео­ре­ти­ки 15 в.; наи­бо­лее раз­вёр­ну­тое опи­са­ние (с нот­ны­ми при­ме­ра­ми) при­над­ле­жит Гиль­ель­мо Мо­на­ху.

В Ита­лии и Ис­па­нии 16 в. Ф. (итал. falsobordone, исп. fabordón) пер­во­на­чаль­но 4-го­лос­ная но­ти­ро­ван­ная гар­мо­ни­за­ция стан­дарт­но­го псал­мо­во­го то­на (по­ме­щал­ся в те­но­ре). Рас­пев псал­ма сил­ла­би­че­ский, с ми­ним. ор­на­мен­ти­кой в ка­ден­ци­ях. Фак­ту­ра на слух вос­при­ни­ма­ет­ся как ак­кор­до­вая, при этом функ­цио­наль­ное раз­де­ле­ние на ме­ло­дию и ак­ком­па­не­мент от­сут­ст­ву­ет. Впо­след­ст­вии ком­по­зиц. ог­ра­ни­че­ния по ко­ли­че­ст­ву го­ло­сов и не­пре­мен­но­му ис­поль­зо­ва­нию за­дан­но­го на­пе­ва (cantus prius factus) от­па­ли. Итал. Ф. кон. 16 – нач. 17 вв. пред­став­ля­ет со­бой ва­ри­ант по­ли­фо­ни­че­ской фак­ту­ры с го­мо­рит­ми­ей и сил­ла­би­кой (напр., в «Miserere» и «Benedictus» Дже­зу­аль­до ди Ве­но­зы, в «Оф­фи­ции Стра­ст­ной сед­ми­цы» Л. Виа­да­ны, в «Mi­serere» Г. Ал­лег­ри). По­ка­за­тель­ные об­раз­цы ин­ст­ру­мен­таль­ных Ф. – у А. де Ка­бе­со­на (пье­сы во всех цер­ков­ных то­нах). Ита­ло-ис­пан­ский Ф. по­вли­ял на ста­нов­ле­ние ощу­ще­ния ак­кор­да, го­мо­фо­нии, ран­не­ба­роч­ной гар­мо­ни­че­ской то­наль­но­сти.

Лит.: Trowell B. Faburden and fauxbourdon // Musica Disciplina. 1959. Vol. 13; Bes­se­ler H. Bourdon und Fauxbourdon. 2. Aufl. Lpz., 1974; Macchiarella I. Il falsobordone: fra tradizione orale e tradizione scritta. Lucca, 1995.

Вернуться к началу