ФОБУРДО́Н
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОБУРДО́Н (франц. fauxbourdon, букв. – ложный бурдон), техника композиции в многоголосной музыке Зап. Европы, распространённая гл. обр. в 15–16 вв. В Англии 15 в. Ф. (англ. faburden) – импровизируемое 3-голосие на основе тенора. Его техника описывается как добавление к данному, нотированному голосу (mean) двух других голосов. Нижний голос (faburden) вступает в нижнюю квинту с тенором, продолжает в нижнюю терцию и заканчивает (в каденции мелодической фразы) вновь в квинту. Верхний голос (treble) звучит в верхнюю кварту к тенору на протяжении всей композиции. Возникает ясно слышимое движение параллельными терцово-секстовыми конкордами (условно секстаккордами), кроме иниция и ультимы каденций, представленных квинтоктавами. Образцы Ф. – в церковной (преим. анонимной) музыке для процессий: литании, антифоны, гимны, песни библейские (особенно магнификаты); здесь Ф. использован только в чётных или только в нечётных стихах как альтернатива монодии.
Во Франции, Бургундии и др. странах континентальной Европы 15 в. Ф. также трёхголосен. К двум заранее данным (нотированным) голосам – верхнему (дискант, кантус или сопрано) и нижнему (тенор) присочинялся (в дальнейшем выписывался) средний голос – контратенор (звучал в нижнюю кварту к дисканту и одновременно в терцию либо в квинту к тенору). Гл. особенности звуковысотной структуры в континентальном Ф. те же, что и в английском. Область применения – многоголосные обработки церковной музыки (псалмовых тонов, гимнов, антифонов), украшавшие традиционное для католич. богослужения одноголосие. Среди авторов – Г. Дюфаи [«Vos qui secuti estis» из его Мессы св. Иакова (ок. 1430) считается первым образцом континентального Ф.], Ж. Беншуа, А. Бюнуа, Иоанн Лимбургский (1430-е гг.); мн. пьесы анонимны. Взаимовлияния англ. и континентального Ф. – предмет острой и многолетней науч. полемики. Ф. описывали И. Тинкторис, Адам Фульдский, Ф. Гафури и мн. др. теоретики 15 в.; наиболее развёрнутое описание (с нотными примерами) принадлежит Гильельмо Монаху.
В Италии и Испании 16 в. Ф. (итал. falsobordone, исп. fabordón) первоначально 4-голосная нотированная гармонизация стандартного псалмового тона (помещался в теноре). Распев псалма силлабический, с миним. орнаментикой в каденциях. Фактура на слух воспринимается как аккордовая, при этом функциональное разделение на мелодию и аккомпанемент отсутствует. Впоследствии композиц. ограничения по количеству голосов и непременному использованию заданного напева (cantus prius factus) отпали. Итал. Ф. кон. 16 – нач. 17 вв. представляет собой вариант полифонической фактуры с гоморитмией и силлабикой (напр., в «Miserere» и «Benedictus» Джезуальдо ди Венозы, в «Оффиции Страстной седмицы» Л. Виаданы, в «Miserere» Г. Аллегри). Показательные образцы инструментальных Ф. – у А. де Кабесона (пьесы во всех церковных тонах). Итало-испанский Ф. повлиял на становление ощущения аккорда, гомофонии, раннебарочной гармонической тональности.