ТИНКТО́РИС ЙОХАННЕС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИНКТО́РИС (Tinctoris) Йоханнес (Иоанн) (ок. 1435, близ Нивеля, Брабант – 1511, Фландрия?), флам. теоретик и историк музыки, работавший в Италии. В 1460 викарий в кафедральном соборе Камбре, где предположительно брал уроки музыки у Г. Дюфаи. Ок. 1460–62 гл. певчий (succentor) собора в Орлеане. С 1462 изучал гражд. и римское право в Орлеанском ун-те. В нач. 1470-х гг. поступил на службу короля Фердинанда I в Неаполе, где в течение 20 лет исполнял обязанности капельмейстера, придворного юриста и преподавателя муз. дисциплин; с королевским двором посещал Феррару (1479), Рим (1492), ездил по Европе с целью вербовки новых певчих (1487). Биографич. сведения о последних 20 годах жизни скудны; после смерти Фердинанда I (1494) Т. предположительно вернулся на родину, где и скончался.
Один из крупнейших учёных музыкантов 15 в. В своих трудах затронул все осн. проблемы муз. науки того времени: контрапункт, учение о ладах, нотацию и ритмику (в т. ч. дал первое в истории систематич. описание синкопы), эстетику муз. композиции. Наиболее известны «Книга об искусстве контрапункта» (1477), «Книга о природе и свойствах тонов» (1476; многоголосные лады описаны как совокупность монодических григорианских; лад целого определяется по ладу тенора) и энциклопедич. труд «Определитель музыкальных терминов» (ок. 1475; изд. в 1495). В труде «Музыкальные пропорции» (ок. 1475) впервые описал (с приведением нотного примера) кводлибет (без упоминания термина), в верхнем голосе которого звучит популярная итал. песня 15 в. «O rosa bella» (приписываемая Дж. Данстейблу), в то время как в теноре звучит шлягер того времени «L’homme armé» («Вооружённый человек»), который сменяют две другие, менее известные, мелодии. Антикизирующие тенденции, типичные для ренессансной науки, у Т. проявили себя, в частности, в экстраполяции принципа разнообразия (лат. varietas, diversitas), применявшегося в античной риторике, на многоголосную композицию. По Т., хороший композитор обязан быть изобретательным, а это значит максимально разнообразить применение метра и ритма, диссонантных и консонантных созвучий, применять разл. виды полифонич. техники и др. Венцом науч. деятельности Т. должен был стать грандиозный философско-историографич. трактат «Об изобретении и применении музыки» (в 5 книгах, ок. 1481), от которого сохранились лишь фрагменты.
В трактатах Т. ценность представляют также ссылки (часто с нотными примерами) на композиторов (Й. Окегем, А. Бюнуа и др.) и теоретиков, свидетельствующие о широкой осведомлённости Т. о современной ему муз. жизни Европы. Благодаря Ф. Гафури, на которого Т. оказал прямое влияние, учение Т. широко распространилось в ренессансной Италии. Цитаты из «Определителя...» отмечаются в трудах итал. и нем. теоретиков и лексикографов вплоть до 17 в.