КВО́ДЛИБЕТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КВО́ДЛИБЕТ (ср.-век. лат. quodlibet, от лат. quod libet – что угодно), музыкальный жанр, основанный на соединении (одновременном, а также последовательном – в духе попурри) уже существующих мелодий и стихов. Как правило, К. сочинялись с развлекательной целью и носили юмористический характер (пародия на учёный диспут, застольная песня и др.). В 3-й книге трактата «Музыкальные пропорции» Й. Тинкториса (ок. 1475) приведён и описан 2-голосный К. (без использования слова «К.»), в верхнем голосе которого звучит популярная итальянская песня 15 в. «O rosa bella» (приписываемая Дж. Данстейблу), а в теноре одновременно – начало популярной французской песни «L’homme armé», сменяемой двумя другими песнями на французском языке. Ранний пример К. эпохи Ренессанса – вильянсико «Por las sierras de Madrid» Ф. Пеньялосы (ок. 1500), где одновременно звучат 4 испанские мелодии. Локальные разновидности ренессансных К.: в Испании – энсалада (ensalada, букв. – салат), во Франции – фрикассе (fricassée, букв. – мешанина, солянка). Термин «К.», который ныне используется весьма широко, впервые отмечается в песеннике немецкого композитора В. Шмельцля (ок. 1505–64) «Доброе, необычайное и искусное немецкое пение» (1544). Из 25 пьес этого сборника 12 носят название «К.», в т. ч. песня «Da trunken sie...» («Так пили они…» ). Первое систематическое описание К. дал М. Преториус в 3-й книге трактата «Syntagma musicum» (1618). Самый известный К. эпохи барокко – «Свадебный кводлибет» И. С. Баха (BWV 524), представляющий собой почти 10-минутную череду шуток, каламбуров, пародий и цитат. Пример К. в музыке венских классиков – «Музыкальная галиматья» В. А. Моцарта (KV 32). В ряде сочинений 20 в. использован принцип К. вне рамок развлекательности (во 2-й симфонии Ч. Айвза, «Антиформалистическом райке» Д. Д. Шостаковича и др.).