Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕНЬЯЛО́СА ФРАНСИСКО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 584

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕНЬЯЛО́СА (Peñalosa) Фран­си­ско (ок. 1470, Та­ла­ве­ра-де-ла-Рей­на – 1.4.1528, Се­ви­лья), исп. ком­по­зи­тор. Был бли­зок до­му ко­ро­ля Фер­ди­нан­да II Ара­гон­ско­го: в 1498–1516 пев­чий, за­тем ру­ко­во­ди­тель ко­ро­лев­ской ка­пел­лы, с 1511 обу­чал му­зы­ке вну­ка ко­ро­ля – Фер­ди­нан­да. В 1517–21 пев­чий Сик­стин­ской ка­пел­лы в Ри­ме, в 1522–28 ка­но­ник в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Се­ви­льи, где пре­по­да­вал пе­ние, лат. грам­ма­ти­ку и др. Осн. творч. дос­ти­же­ния свя­за­ны с цер­ков­ной му­зы­кой: ав­тор 6 месс, 6 маг­ни­фи­ка­тов, 3 сб-ков «Пла­чи про­ро­ка Ие­ре­мии», гим­нов и др. жан­ров оф­фи­ция. П. при­над­ле­жат так­же бо­лее 20 мо­те­тов (пре­им. 3-го­лос­ных) и 11 ис­пан­ских виль­ян­си­ко. Тех­ни­ка ком­по­зи­ции об­на­ру­жи­ва­ет зна­ком­ст­во ав­то­ра с со­чи­не­ния­ми ком­по­зито­ров ни­дер­ланд­ской шко­лы (гл. обр. Пье­ра де ла Рю и Алек­сан­д­ра Аг­ри­ко­лы). Все его мес­сы 4-го­лос­ные, в ка­че­ст­ве кан­тус фир­мус ис­поль­зо­ва­ны из­вест­ные пес­ни – фран­цуз­ские, в т. ч. «Воо­ру­жён­ный че­ло­век» («L’homme armé»), и ис­пан­ская («Nunca fue pena mayor»), ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся (по­доб­но мес­сам Жос­ке­на Де­пре) тех­ни­ка ка­но­на. При­мер по­ли­фо­ни­че­ско­го мас­тер­ст­ва П. – 6-го­лос­ное виль­ян­си­ко «В го­рах Мад­ри­да» («Por las sierras de Madrid»), в ко­то­ром текст «на раз­ных язы­ках они вос­хва­ля­ли ве­ли­кие де­ла Бо­жьи» оз­ву­чен в ви­де кон­тра­пунк­та из 5 раз­ных тем.

Лит.: Knighton T. F. de Peñalosa: new works lost and found // Encomium musicae: essays in memory of R. J. Snow / Ed. D. Crawford. Hills­dale, 2002.

Вернуться к началу