РЮ ПЬЕР ДЕ ЛА РЮ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЮ, Пьер де ла Рю (франц. Pierre de la Rue, лат. Petrus Platensis) (ок. 1452, Турне, графство Эно, Бургундия, ныне пров. Эно, Бельгия – 20.11.1518, Кортрейк, близ Лилля, Бургундия, ныне пров. Зап. Фландрия, Бельгия), франко-флам. композитор, представитель нидерландской школы. В молодости был церковным певчим в Брюсселе, Генте, Кёльне. В 1492–1516 служил при бургундском дворе Габсбургов: у Филиппа I Габсбурга, его вдовы Хуаны Безумной, затем у малолетнего Карла V, жившего в Мехелене под покровительством своей тётки – Маргариты Австрийской – правительницы Нидерландов. В 1501–03 и 1506 вместе с двором ездил в Испанию, где предположительно познакомился с композиторами Александром Агриколой и Хуаном де Анчиетой. В 1508 вернулся во Фландрию, с 1516 жил в Кортрейке.
Работал преим. в области церковной музыки: автор многочисл. месс (св. 30), мотетов (23), магнификатов, реквиема. Техника письма в них отличается чрезвычайной развитостью, широким использованием имитационной полифонии. Некоторые сочинения выдержаны целиком в канонической технике: в 4-голосной мессе «O salutaris hostia» («О, спасительная жертва») все голоса выведены из одного; 6-голосная месса «Ave sanctissima Maria» состоит из трёх 2-голосных канонов. В мессе на популярную песню «Вооружённый человек» («L’homme armé») применены т. н. мензуральные каноны (2- и 4-голосные). Наряду с этим, Р. применял технику фобурдона, сочинял в моноритмической («старогомофонной») фактуре. В качестве основы полифонического многоголосия использовал темы Й. Окегема, Г. Дюфаи, Х. Изака и др., а также многоголосные фрагменты из своих и чужих сочинений; так, его мессы-пародии «Tous les regretz» («Все страсти, [что терзают сердце]») и «Incessament» («Непрестанно [сожалеет сердце бедное моё]») основаны на материале собственных шансон (см. об этом в ст. Пародия). Мотеты Р. посвящены гл. обр. Деве Марии, 6 из них написаны на текст антифона «Salve Regina». 8 магнификатов на все 8 церковных тонов составляют, возможно, первый в истории музыки цикл такого рода. Р. – автор ок. 20 светских многоголосных пьес, гл. обр. шансон и рондó. Сохранилось также значит. количество анонимных светских пьес (в т. ч. на поэтич. тексты Маргариты Австрийской), с большой вероятностью принадлежащих Р. Ряд сочинений, ранее приписывавшихся Жоскену Депре, ныне считаются произведениями Р., напр. мотет «Авессалом, сын мой» («Absalon fili mi»), в котором чрезвычайно низкая вокальная тесситура (до «си-бемоль» контроктавы на словах «Но сойду, рыдая, в бездну») использована в качестве приёма риторики музыкальной.
Сочинения Р. издавались при его жизни в разных странах Европы и хорошо сохранились. О посмертной славе композитора свидетельствуют Г. Глареан, Дж. Царлино, К. Монтеверди (в предисловии к 5-й кн. мадригалов), М. Лютер и др.