Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́НДО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 649

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

РО́НДО (итал., нем., англ. rondo, франц. rondeau), муз. фор­ма, ос­но­ван­ная на не­од­но­крат­ном про­ве­де­нии реф­ре­на, че­ре­дую­ще­го­ся с раз­ны­ми эпи­зо­да­ми. Про­ис­хо­дит от пе­сен­но-тан­це­валь­ной му­зы­ки и со­хра­ня­ет опо­сре­до­ван­ную связь с бы­то­вы­ми жан­ра­ми; один из ис­точ­ни­ков фор­мы – рон­до́.

Ку­плет­ное Р. (от франц. couplet – эпи­зод; др. назв. – Р. эпо­хи ба­рок­ко, «ста­рин­ное») – ин­ст­ру­мен­таль­ное [ред­кое ис­клю­че­ние – ду­эт с хо­ром из опе­ры «Ди­до­на и Эней» Г. Пёр­сел­ла (№ 6 из 1-го дей­ст­вия)], од­но­тем­ное, ма­ло­кон­тра­ст­ное. Реф­рен в фор­ме пе­рио­да или пред­ло­же­ния (ред­ко – в про­стой 2-ча­ст­ной фор­ме), все­гда стро­го в ос­нов­ной то­наль­но­сти; эпи­зо­ды в фор­мах пе­рио­да/пред­ло­же­ния, про­стой 2-ча­ст­ной, не­ус­той­чи­вых (хо­до­об­раз­ных) в ос­нов­ной, род­ст­вен­ных (ред­ко в од­но­имён­ных) то­наль­но­стях, мо­гут мо­ду­ли­ро­вать. «Рон­до фран­цуз­ских кла­ве­си­ни­стов» – фор­ма ми­ниа­тю­ры с про­грамм­ным назв. («Свя­то­ши и мо­наш­ки, или Ба­ла­ган» Ф. Ку­пе­ре­на) ли­бо фор­ма тан­цев («Жи­ги» Ж. Ф. Ра­мо); нор­ма­тив­ны го­мо­фон­ный склад, со­став­ной ха­рак­тер фор­мы [т. е. свя­зи ме­ж­ду час­тя­ми ос­лаб­ле­ны; Ф. Ку­пе­рен в трак­та­те «Ис­кус­ст­во иг­ры на кла­ве­си­не» (1716) раз­ре­ша­ет ис­пол­ни­те­лю ме­нять по­ря­док эпи­зо­дов]. «Рон­до Ба­ха» (тер­мин ус­лов­ный) – фор­ма час­тей в сюи­тах (кро­ме ал­ле­ман­ды, ку­ран­ты, жи­ги и ме­ну­эта) (напр., «Рон­до» из кла­вир­ной пар­ти­ты c-moll И. С. Ба­ха; Га­вот из кла­вир­ной сюи­ты G-dur Г. Ф. Ген­де­ля), фор­ма фи­на­лов в ба­роч­ных кон­цер­тах и со­на­тах (Кон­церт для скрип­ки E-dur И. С. Ба­ха; 6 ка­но­ни­че­ских со­нат для 2 скри­пок или флейт Г. Те­ле­ма­на TWV 40:118–123, № 3, № 5); ха­рак­тер­ны бо́ль­шая цель­ность фор­мы, по­ли­фо­ни­че­ский склад.

Клас­си­че­ское Р. (об­раз­цы – у ком­по­зи­то­ров вен­ской клас­си­че­ской шко­лы) – мно­го­ча­ст­ное (тео­ре­тич. нор­ма – 5 час­тей: ABAC...A), ин­ст­ру­мен­таль­ное (ре­же во­каль­ное; при­мер – Ария Фи­га­ро «Маль­чик рез­вый...» из опе­ры «Свадь­ба Фи­га­ро» В. А. Мо­цар­та), бы­строе и ма­жор­ное (ре­же мед­лен­ное и/или ми­нор­ное; напр., Фп. Р. a-moll Мо­цар­та KV 511); ме­ж­ду час­тя­ми обыч­ны хо­ды (связ­ки). Реф­рен (гл. те­ма) в про­стых фор­мах (ре­же в фор­ме пе­рио­да/пред­ло­же­ния), про­ве­де­ния обыч­но в ос­нов­ной то­наль­но­сти. Функ­ции эпи­зо­дов раз­ные: 1-й эпизод (до­ми­нан­то­во­го на­кло­не­ния) от­те­ня­ет реф­рен, 2-й эпизод (суб­до­ми­нан­то­во­го на­кло­не­ния или в од­но­им. то­наль­но­сти) – смы­сло­вой центр, осн. те­ма­тич. кон­траст; оба эпи­зо­да – в фор­мах пе­рио­да/пред­ло­же­ния и про­стых, 1-й эпизод так­же в не­ус­той­чи­вых (хо­до­об­раз­ных). За­клю­чит. реф­рен ино­гда пе­ре­хо­дит в ко­ду или за­ме­ня­ет­ся ею. Встре­ча­ет­ся как фор­ма са­мо­сто­ят. пьес («Ярость по по­во­ду по­те­рян­но­го гро­ша» Л. ван Бет­хо­ве­на), час­тей клас­сич. кон­цер­тов, со­нат, квар­те­тов, ди­вер­тис­мен­тов и др. (ча­ще в фи­на­лах: фп. со­на­ты № 21, 25 Бет­хо­ве­на). У вен­ских клас­си­ков под сло­вом «Р.» под­ра­зу­ме­вал­ся так­же ха­рак­тер му­зы­ки, по­это­му встре­ча­ют­ся при­ме­ры под назв. «Р.», не имею­щие от­но­ше­ния к од­но­им. фор­ме [Ария Дон­ны Ан­ны (№ 25) из 2-го дей­ст­вия опе­ры «Дон Жу­ан» Мо­цар­та]. У А. Б. Мар­кса клас­сич. Р. на­зы­ва­ет­ся «боль­шое рон­до» или «рон­до 3-й фор­мы»; в его тер­ми­но­ло­гии реф­рен – «глав­ная те­ма» (Hauptsatz), эпи­зод – «по­боч­ная те­ма» (Seitensatz).

В т. н. по­сле­клас­си­че­ском Р. [ус­лов­ное назв., ох­ва­ты­ва­ет ши­ро­кий круг со­чи­не­ний раз­ных сти­лей, соз­дан­ных по­сле смер­ти Л. ван Бет­хо­ве­на (1827)] удер­жи­ва­ют­ся ба­зо­вые прин­ци­пы клас­си­че­ско­го Р. Об­на­ру­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция к ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции и сво­бо­де форм, к уг­луб­ле­нию кон­тра­стов ме­ж­ду час­тя­ми. Ис­поль­зу­ет­ся лю­бое ко­ли­че­ст­во час­тей бо­лее пя­ти (в «Бол­ту­нье» С. С. Про­кофь­е­ва – 9). Реф­рен в фор­мах пе­рио­да/пред­ло­же­ния и про­стых, про­во­дит­ся в лю­бых (не­ос­нов­ных) то­наль­но­стях, мо­жет мо­ду­ли­ро­вать [«Съезд гос­тей» (№ 11) из 1-го дей­ст­вия ба­ле­та «Ро­мео и Джуль­ет­та» Про­кофь­е­ва]. Эпи­зо­ды в лю­бых то­наль­но­стях и фор­мах от пе­рио­да/пред­ло­же­ния до слож­ных (уни­каль­ный при­мер 3-ча­ст­ной фор­мы с не­ус­той­чи­вой сред­ней ча­стью – во вто­ром эпи­зо­де фи­на­ла Фп. со­на­ты D-dur op. 53 Ф. Шу­бер­та) и не­ус­той­чи­вых (эпи­зо­ды 1, 2 в Мар­ше из опе­ры «Лю­бовь к трём апель­си­нам» Про­кофь­е­ва). Встре­ча­ет­ся не­обыч­ное по­сле­до­ва­ние час­тей (2 эпи­зо­да под­ряд; воз­вра­ще­ние эпи­зо­да, в т. ч. в др. то­наль­но­сти). При­ме­няет­ся тра­ди­ци­он­но (напр., фи­нал 1-й со­на­ты для скрип­ки и фп. И. Брам­са) и по-но­во­му: по­яв­ля­ет­ся мно­же­ст­во во­каль­ных Р. (напр., «Мо­ре» А. П. Бо­ро­ди­на), раз­но­го ро­да Р. встре­ча­ют­ся в опер­ной лит-ре (Ин­тро­дук­ция к опе­ре «Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки, Рон­до Фар­ла­фа в той же опе­ре; Сце­на му­зи­ци­ро­ва­ния в опе­ре «Ду­э­нья» Про­кофь­е­ва) и др. Пе­ре­нос смы­сло­вых ак­цен­тов на эпи­зо­ды при­бли­жа­ет мн. по­сле­клас­си­че­ские Р. к фор­ме сюи­ты (напр., «Кар­тин­ки с вы­став­ки» М. П. Му­сорг­ско­го, где «Про­гул­ка» – реф­рен, др. пье­сы – эпи­зо­ды); в та­ких слу­ча­ях име­ет смысл го­во­рить не о соб­ст­вен­но фор­ме, а о прин­ци­пе рондо.

Вернуться к началу