КО́ДА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ДА (итал. coda, от лат. cauda – хвост), заключительное сверхнормативное построение в конце музыкального произведения или части цикла. В К. снимаются контрасты, закрепляется устойчивый тип изложения. Структурная обособленность в муз. форме и масштаб отличают К. от дополнений, только утверждающих тонич. гармонию. К. встречается, как правило, в структурно замкнутых формах со значит. контрастами, развитием: в сонатной форме, в сложных формах, в классич. или послеклассич. рондо, в вариационной форме. К. обычно строится на темах осн. разделов; в т. н. синтетич. К. многотемных форм темы сближаются друг с другом (вплоть до контрапунктирования, как во 2-й части 6-й симфонии П. И. Чайковского). В программной, сценич., вокальной музыке встречаются К., основанные на самостоят. материале [увертюра «Эгмонт» Л. ван Бетховена, романс «Финский залив» М. И. Глинки, № 12 («Маски») из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева]. Обычно К. начинается после заключит. каденции (в 1-м значении). Возможно постепенное перерастание в К., напр. последнего проведения рефрена в рондо (финал 4-й фп. сонаты Бетховена). В сонатной форме начало К. может нарушать достигнутую в репризе устойчивость, последующее восстановление которой становится более эффективным. В таких случаях К. подобна 2-й разработке, напр. К. 1-й части 5-й симфонии Бетховена. Начиная с Бетховена К. фактически приравнивается к осн. разделам формы: во многих его сонатных композициях она уравновешивает целое.