СЛО́ЖНЫЕ ФО́РМЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 452-453

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

СЛО́ЖНЫЕ ФО́РМЫ, му­зы­каль­ные фор­мы, оп­ре­де­ляю­щим при­зна­ком ко­то­рых яв­ля­ет­ся на­ли­чие двух и бо­лее тем. Важ­ный (но не обя­за­тель­ный) при­знак – нали­чие про­стой фор­мы как ми­ни­мум в I час­ти 3-ча­ст­ной или в лю­бой из час­тей 2-ча­ст­ной С. ф. Ред­кие ис­клю­че­ния в сто­ро­ну ус­лож­не­ния фор­мы: в 3-ча­стных фор­мах в I час­ти встре­ча­ет­ся полная со­нат­ная фор­ма (Скер­цо из 9-й сим­фо­нии Л. ван Бет­хо­ве­на), слож­ная 2-ча­ст­ная фор­ма (II часть 5-й сим­фо­нии П. И. Чай­ков­ско­го), в 2-ча­ст­ных фор­мах – II часть мо­жет быть в слож­ной 3-ча­ст­ной фор­ме («Стой, мой вер­ный, бур­ный конь» М. И. Глин­ки). Ес­ли I часть 3-ча­ст­ной фор­мы пе­ри­од/пред­ло­же­ние, то фор­му мож­но от­не­сти к пе­ре­ход­ным. При­над­ле­жат клас­си­ко-ро­ман­тич. тра­ди­ции, в даль­ней­шем встре­ча­ют­ся в про­из­ве­де­ни­ях, со­хра­няю­щих пре­ем­ст­вен­ность этой тра­ди­ции, и/или как сти­ли­за­ция.

Сложные 3-частные (двухтемные) репризные формы с разновидностями

Для пер­вых час­тей ха­рак­тер­ны про­стые фор­мы, в фор­мах с трио – с по­вто­ре­ни­ем час­тей. Слит­ные фор­мы – с не­ус­той­чи­вой сред­ней ча­стью (с эпи­зо­дом). По А. Б. Мар­ксу, «рон­до 2-й фор­мы». Встре­ча­ют­ся в мед­лен­ных час­тях со­нат­но-сим­фо­ни­че­ских цик­лов, в са­мо­сто­ят. не­бы­ст­рых пье­сах, ре­же – в бы­ст­рой ин­ст­ру­мен­таль­ной и во­каль­ной му­зы­ке. Сред­няя часть – не­ус­той­чи­вая, су­ще­ст­ву­ет в двух ви­дах. Уво­дя­щий ход (по Мар­ксу, «Gang») – по­боч­ная те­ма (ПТ; по Мар­ксу, «Seitensatz») – воз­врат­ный ход; ча­ще в ус­той­чи­вой фор­ме (пе­ри­од/пред­ло­же­ние, про­стая фор­ма), гар­мо­ни­че­скую и струк­тур­ную не­ус­той­чи­вость обес­пе­чи­ва­ют хо­ды, в пер­вую оче­редь уво­дя­щий ход (Фи­нал 7-й фп. со­на­ты С. С. Про­кофь­е­ва). Без уво­дя­ще­го хо­да. Сред­няя часть вво­дит­ся сра­зу с ПТ, ко­то­рая гар­мо­ни­че­ски не­ус­той­чи­ва (в про­тив­ном слу­чае сред­няя часть бу­дет вос­при­ни­мать­ся как ус­той­чи­вая), пи­шет­ся в не­ус­той­чи­вых фор­мах (со­еди­нён­ные пред­ло­же­ния, хо­до­об­раз­ный пе­ри­од и близ­кие к ним; II часть 4-й фп. со­на­ты Л. ван Бет­хо­ве­на). I и III час­ти име­ют назв. «глав­ная те­ма» (ГТ; по Мар­ксу, «Hauptsatz»). Ре­при­зы не­точ­ные. Со­став­ные фор­мы: с ус­той­чи­вой сред­ней ча­стью, в ча­ст­но­сти, с трио. По Мар­ксу – «пе­сен­ные фор­мы» (нем. Liedform). Л. Бусс­лер уза­ко­нил тер­мин «со­став­ная пес­ня» (нем. zusammen­gesetze Lied) для от­ли­чия та­кой фор­мы от пе­ри­о­да/пред­ло­же­ния, про­стых форм и стро­гих ва­риа­ций, ко­то­рые Маркс так­же при­чис­ля­ет к «пе­сен­ным фор­мам». Сред­няя часть в про­стой фор­ме, ко­то­рая, как пра­ви­ло, на­чи­на­ет­ся и за­кан­чи­ва­ет­ся в од­ной и той же или од­но­им. то­наль­ности (т. е. струк­тур­но и гар­мо­ни­че­ски ус­той­чи­ва); вво­дит­ся со­пос­тав­ле­ни­ем. Из­ред­ка встре­ча­ет­ся воз­врат­ный ход (в Скер­цо из 2-й сим­фо­нии П. И. Чай­ков­ско­го он на­чи­на­ет­ся как 4-е суб­пред­ложе­ние боль­шо­го слож­но­го пе­рио­да). а) 3-ча­ст­ная с трио. Ис­то­ри­че­ски пер­вая, от­час­ти вос­хо­дит к тан­це­валь­ным фор­мам ба­рок­ко. Встре­ча­ет­ся во мно­гих тан­цах, мар­шах, скер­цо, в т. ч. в со­ста­ве со­нат­но-сим­фо­ни­че­ских цик­лов (ме­ну­эт из сим­фо­нии № 40 В. А. Мо­цар­та; Тра­ур­ный марш из 12-й фп. со­на­ты Л. ван Бет­хо­ве­на). Про­стые 3-ча­ст­ные фор­мы в пер­вых час­тях ме­ну­этов и скер­цо име­ют тен­ден­цию к ус­лож­не­нию, в осн. это ка­са­ет­ся се­ре­дин, ко­то­рые по схе­ме то­ж­де­ст­вен­ны эпи­зо­ду в слож­ных 3-ча­ст­ных фор­мах с не­ус­той­чи­вой сред­ней частью, но без ПТ: вме­сто неё – «пре­бы­ва­ние» [напр., в Ме­ну­эте из 1-й сим­фо­нии Бет­хо­ве­на оно яв­ля­ет­ся се­ри­ей до­пол­не­ний (ус­той­чи­вая струк­ту­ра не скла­ды­ва­ет­ся) на то­ни­че­ском ор­ган­ном пунк­те в то­наль­но­сти Des-dur] или «суб­те­ма» (по тер­ми­но­ло­гии А. С. Арен­ско­го, «ввод­ное [т. е. вве­дён­ное] пред­ло­же­ние»; напр., в Скер­цо из 2-й фп. со­на­ты Бет­хо­ве­на она пред­став­ля­ет со­бой пе­ри­од в gis-moll, воз­врат­ный ход на­чи­на­ет­ся как 2-е пред­ло­же­ние это­го пе­рио­да). А. Шён­берг, Ю. Н. Хо­ло­пов на­зы­ва­ют та­кую про­стую 3-ча­ст­ную фор­му «фор­мой скер­цо». Для форм с трио ха­рак­тер­ны точ­ные ре­при­зы, час­то da capo, без по­вто­ре­ния час­тей. б) Позд­нее рас­про­стра­ни­лись об­раз­цы му­зы­ки, в ко­то­рых сред­няя часть по со­дер­жа­нию и ха­рак­те­ру не от­ве­ча­ет жан­ро­вым при­зна­кам трио. Для их опи­са­ния был вве­дён тер­мин «слож­ная 3-ча­ст­ная фор­ма с ус­той­чи­вой сред­ней ча­стью», ко­то­рый со вре­ме­нем стал обоб­щаю­щим. Ча­ще встре­ча­ет­ся в му­зы­ке не­бы­ст­ро­го тем­па (Пре­лю­дия Des-dur op. 28 № 15 Ф. Шо­пе­на). В от­ли­чие от форм с трио, точ­ные ре­при­зы ред­ки. Раз­но­вид­но­сти: а) 3–5-ча­ст­ная фор­ма (ABABA). В сво­ей ос­но­ве она 3-ча­ст­ная, но в дей­ст­ви­тель­но­сти, из-за по­вто­ре­ний, в ней пять час­тей (Скер­цо из 7-й сим­фо­нии Бет­хо­ве­на). б) Двой­ная 3-ча­ст­ная (ABABA). Из­ме­не­ния в B мо­гут ка­сать­ся струк­ту­ры и гар­мо­нии, как ми­ни­мум это пе­ре­нос в др. то­наль­ность (Экс­промт c-moll op. 90 № 1 Ф. Шу­бер­та – фор­ма с ус­той­чи­вы­ми сред­ни­ми час­тя­ми, II часть из его же Со­на­ти­ны для скрип­ки и фп. a-moll op. 137 № 2 – фор­ма с не­ус­той­чи­вы­ми сред­ни­ми час­тя­ми). в) С дву­мя трио (ABACA). Схе­ма и 3-е про­ве­де­ние A (по­доб­но реф­ре­ну) на­по­ми­на­ют рон­до, но B и C – ти­пич­ные трио (Ме­ну­эт из Квин­те­та для клар­не­та и струн­ных A-dur Мо­цар­та KV 581). г) С дву­мя трио, иду­щи­ми под­ряд (ABCA; Скер­цо из 4-й сим­фо­нии Чай­ков­ско­го).

Пе­ре­ход­ные (про­ме­жу­точ­ные) фор­мы (ме­ж­ду слож­ны­ми и про­сты­ми 3-ча­ст­ны­ми). а) Слож­ная (по­сколь­ку двух­тем­ная) со струк­тур­ным при­знаком про­стой (I часть – пе­ри­од/пред­ло­же­ние). (Ро­манс «Ноч­ной зе­фир» М. И. Глин­ки – 3–5-ча­ст­ная фор­ма с ус­той­чи­вы­ми сред­ни­ми час­тя­ми, ка­ж­дая часть в фор­ме по­вто­рен­но­го ма­ло­го пред­ло­же­ния.) б) Про­стая (по­сколь­ку од­нотем­ная) со струк­тур­ным при­зна­ком слож­ной (I часть – про­стая фор­ма), с раз­ви­той се­ре­ди­ной (II часть 1-го фп. кон­цер­та С. В. Рах­ма­ни­но­ва). По А. Б. Мар­ксу, «рон­до 1-й фор­мы» (рон­до 1-й и 2-й фор­мы он от­но­сит к «ма­лым рон­до»).

Тер­мин «слож­ная трёх­ча­ст­ная фор­ма», объ­е­ди­няю­щий мар­ксо­вы «слож­ную пес­ню» и рон­до 1-й и 2-й фор­мы под од­ним на­зва­ни­ем, ввёл В. М. Бе­ля­ев («Крат­кое из­ло­же­ние уче­ния о кон­тра­пунк­те и уче­ния о му­зы­каль­ных фор­мах», 1915).

Сложные 2-частные (двухтемные) формы с разновидностями

Струк­тур­но не­за­вер­шён­ные (нет ре­при­зы и др.). Един­ст­во фор­мы час­то обес­пе­чи­ва­ет­ся лит. тек­стом, по­это­му ха­рак­тер­ны для во­каль­ной му­зы­ки (в ин­ст­ру­мен­таль­ной – с 19 в.). Тем­пы час­тей оди­на­ко­вые или близ­кие (при зна­чит. тем­по­вом кон­тра­сте та­кие фор­мы трак­ту­ют­ся как кон­тра­ст­но-со­став­ные); так­то­вый раз­мер, на­про­тив, не­ред­ко ме­ня­ет­ся («Лю­бо­пыт­ст­во» из во­каль­но­го цик­ла «Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха» Ф. Шу­бер­та: раз­мер ме­ня­ет­ся с на ). То­наль­но­сти оди­на­ко­вые или од­но­имён­ные, из­ред­ка встре­ча­ют­ся дву­то­наль­ные ком­по­зи­ции [ро­манс «Мы си­де­ли с то­бой» П. И. Чай­ков­ско­го (E-dur – cis-moll)]. Фор­мы час­тей од­но­по­ряд­ко­вые [ро­манс «К Мол­ли» М. И. Глин­ки (про­стые фор­мы: 3-ча­ст­ная+2-ча­ст­ная)] ли­бо раз­но­по­ряд­ко­вые [ро­манс «Ис­сту­п­ле­ние» М. А. Ба­ла­ки­ре­ва (про­стая 2-ча­ст­ная + пе­ри­од)], обыч­но замк­ну­тые, не­рав­но­прав­ные (ли­бо I часть вос­при­ни­ма­ет­ся как всту­п­ле­ние, ли­бо II часть – как за­клю­че­ние). 2-ча­ст­ные фор­мы в боль­шин­ст­ве сво­ём со­став­ные, слит­ные ред­ки, с хо­дом ме­ж­ду час­тя­ми (Нок­тюрн g-moll op. 15 № 3 Ф. Шо­пе­на). Раз­но­вид­но­сти сво­дят­ся к по­вто­ру час­тей: AAB («Лю­бо­пыт­ст­во» из во­каль­но­го цик­ла «Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха»), ABB (Нок­тюрн H-dur op. 32 № 1 Шо­пе­на), ABAB [так ска­зать, 2–4-ча­ст­ная фор­ма (Ба­га­тель h-moll op. 126 № 4 Л. ван Бет­хо­ве­на)]. Фор­маль­но раз­но­вид­но­стью, а по су­ти са­мо­сто­ят. фор­мой яв­ля­ет­ся двой­ная 2-ча­ст­ная (ABAB). Вслед за А. Б. Мар­ксом Л. Бусс­лер трак­то­вал её как «со­на­тин­ная фор­ма» и на­зы­вал «со­на­той без раз­ра­бот­ки» (см. в ст. Со­на­ти­на), од­на­ко не­ко­то­рые совр. тео­ре­ти­ки, ис­поль­зую­щие тео­рию Мар­кса, при­чис­ля­ют её к «чёт­но­му» (т. к. в ос­но­ве 2-ча­ст­ная кон­ст­рук­ция) ва­ри­ан­ту «рон­до 2-й фор­мы» (Т. С. Кю­ре­гян). Об­раз­цы: II часть 4-й сим­фо­нии И. Брам­са, Этюд cis-moll op. 42 № 5 А. Н. Скря­би­на.

Многочастные (многотемные) сложные формы

Обыч­но со­став­ные фор­мы тан­цев. Как пра­ви­ло, не рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны по пла­ни­ров­ке и ко­ли­че­ст­ву час­тей (Вос­точ­ные тан­цы из 3-го дей­ст­вия опе­ры «Рус­лан и Люд­ми­ла»). На­по­ми­на­ют сюи­ту или цикл. Ред­кий слу­чай ус­то­яв­шей­ся мно­го­ча­ст­ной фор­мы – фор­ма боль­шо­го вен­ско­го валь­са: всту­п­ле­ние + пять са­мо­сто­ят. валь­сов + ко­да (в ней воз­вра­ща­ют­ся не­ко­то­рые ме­ло­дии валь­сов, мо­гут поя­вить­ся и но­вые). Соз­да­ние этой фор­мы / жан­ра при­пи­сы­ва­ют Й. Лан­не­ру и И. Штрау­су-от­цу; об­ра­зец – «На пре­крас­ном го­лу­бом Ду­нае» И. Штрау­са-сы­на.

Контрастно-составная форма

К нор­ма­тив­но­му для С. ф. то­наль­но­му, те­мати­че­ско­му, струк­тур­но­му, фак­тур­но­му кон­тра­сту до­бав­ля­ет­ся кон­траст ра­ди­каль­ный со­дер­жа­тель­ный, тем­по­вый, жан­ро­вый (II часть 3-й сим­фо­нии С. В. Рах­ма­ни­но­ва: мед­лен­ная часть и скер­цо со­нат­но-сим­фо­ни­че­ско­го цик­ла со­став­ля­ют од­но це­лое). Тео­ре­ти­че­ски ко­ли­че­ст­во час­тей не ог­ра­ни­че­но, но ча­ще их две [кла­вир­ная фан­та­зия d-moll В. А. Мо­цар­та KV 397 (385g); «Ки­ки­мо­ра» А. К. Ля­до­ва]. Тер­мин вве­дён В. В. Про­то­по­по­вым для опи­са­ния опер­ных фи­на­лов.

Концентрическая форма

Как ми­ни­мум две час­ти, рас­по­ла­гаю­щие­ся пе­ред цен­траль­ной, воз­вра­ща­ют­ся по­сле неё в зер­каль­но-сим­мет­рич­ном по­ряд­ке; схе­ма: ABCBA («При­ют» из во­каль­но­го цик­ла «Ле­бе­ди­ная пес­ня» Ф. Шу­бер­та), ABCDCBA (Ария Ле­бедь-пти­цы из 2-го дей­ст­вия опе­ры «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­го) и т. д. В стро­гом смыс­ле это не столь­ко фор­ма, сколь­ко прин­цип по­строе­ния; тер­мин «кон­цен­три­че­ская фор­ма» ис­поль­зу­ет­ся при­ме­ни­тель­но к фор­мам с зер­каль­но-сим­мет­рич­ным по­сле­до­ва­ни­ем час­тей, а фор­ма при этом мо­жет быть слож­ной 3-ча­ст­ной (Фи­нал из 7-й фп. со­на­ты С. С. Про­кофь­е­ва), со­на­той с эпи­зо­дом и зер­каль­ной ре­при­зой (Бал­ла­да № 3 Ф. Шо­пе­на).

Не­ко­то­рые слож­ные фор­мы в ре­аль­но­сти ока­зы­ва­ют­ся сво­бод­ны­ми и сме­шан­ны­ми фор­ма­ми.

Лит.: Бусс­лер Л. Учеб­ник форм ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки... М., 1884; Маrх А. В. Die Lehre von der musikalischen Komposition. Lpz., 1887–1890. Bd 1–4; Арен­ский А. С. Ру­ко­во­дство к изу­че­нию форм ин­ст­ру­мен­таль­ной и во­каль­ной му­зы­ки. М., 1930; Ма­зель Л. А., Цук­кер­ман В. А. Ана­лиз му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний. М., 1967. [Ч. 1]; Про­то­по­пов В. В. Очер­ки из ис­то­рии ин­ст­ру­мен­таль­ных форм XVI – на­ча­ла XIX в. М., 1979; Цук­кер­ман В. А. Ана­лиз му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний. Слож­ные фор­мы. М., 1984; Кю­ре­гян Т. С. Фор­ма в му­зы­ке XVII–XX вв. М., 1998; Шен­берг А. Ос­но­вы му­зы­каль­ной ком­по­зи­ции. М., 2000; Фраё­нов В. П. Му­зы­каль­ная фор­ма. Курс лек­ций. М., 2003; Хо­ло­пов Ю. Н. Вве­де­ние в му­зы­каль­ную фор­му. М., 2008; он же. Му­зы­каль­ные фор­мы клас­си­че­ской тра­ди­ции. М., 2012; Спо­со­бин И. В. Му­зы­каль­ная фор­ма. М., 2014.

Вернуться к началу