Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРГА́ННЫЙ ПУНКТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 355

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Фраёнов

ОРГА́ННЫЙ ПУНКТ, вы­дер­жи­вае­мый в ба­су звук, на фо­не ко­то­ро­го, час­то не со­гла­су­ясь с ним функ­цио­наль­но, сво­бод­но дви­жут­ся др. го­ло­са; вид пе­да­ли. То­ни­че­ский О. п. (во всту­пит., за­вер­шаю­щих раз­де­лах муз. про­из­ве­де­ния) спо­соб­ст­ву­ет гар­мо­нической ус­той­чи­во­сти; О. п. на до­ми­нан­те (в пре­дык­тах, пе­ре­ход­ных по­строе­ни­ях) ум­но­жа­ет не­об­хо­ди­мость раз­ре­ше­ния. Встре­ча­ют­ся О. п. на то­ни­че­ской тер­ции ми­но­ра (С. В. Рах­ма­ни­нов, се­ре­ди­на I час­ти «Ко­ло­ко­лов»), на VII (I часть его же Сим­фо­нии № 3, циф­ра 21) и др. сту­пе­нях; двой­ные (С. С. Про­кофь­ев, Сим­фо­ния № 1, трио III час­ти), в ви­де по­вто­ряю­ще­го­ся зву­ка (И. С. Бах, Пре­лю­дия из Сюи­ты № 1 для вио­лон­чели со­ло), фи­гу­ра­ции (Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, 4-я кар­ти­на опе­ры «Сад­ко», циф­ра 151) или крат­ко­го бас­со ос­ти­на­то (И. Ф. Стра­вин­ский. «Вес­на свя­щен­ная», напр. циф­ры 181, 186, 201). О. п. в верх­нем или сред­нем го­ло­се обыч­но на­зы­ва­ет­ся пе­даль­ным то­ном, вы­дер­жан­ным зву­ком.

Вернуться к началу