ОРГА́ННЫЙ ПУНКТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРГА́ННЫЙ ПУНКТ, выдерживаемый в басу звук, на фоне которого, часто не согласуясь с ним функционально, свободно движутся др. голоса; вид педали. Тонический О. п. (во вступит., завершающих разделах муз. произведения) способствует гармонической устойчивости; О. п. на доминанте (в предыктах, переходных построениях) умножает необходимость разрешения. Встречаются О. п. на тонической терции минора (С. В. Рахманинов, середина I части «Колоколов»), на VII (I часть его же Симфонии № 3, цифра 21) и др. ступенях; двойные (С. С. Прокофьев, Симфония № 1, трио III части), в виде повторяющегося звука (И. С. Бах, Прелюдия из Сюиты № 1 для виолончели соло), фигурации (Н. А. Римский-Корсаков, 4-я картина оперы «Садко», цифра 151) или краткого бассо остинато (И. Ф. Стравинский. «Весна священная», напр. цифры 181, 186, 201). О. п. в верхнем или среднем голосе обычно называется педальным тоном, выдержанным звуком.