СВОБО́ДНЫЕ И СМЕ́ШАННЫЕ ФО́РМЫ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВОБО́ДНЫЕ И СМЕ́ШАННЫЕ ФО́РМЫ, нециклические музыкальные формы, не укладывающиеся в типовые схемы форм классико-романтич. музыки либо объединяющие в себе черты разл. форм. Классификация их в значит. мере условна. Типы свободных форм: основанные на существенном отклонении от устоявшихся композиц. схем; собственно свободные формы с оригинальным планом. Свобода формы часто выражается в неожиданном комбинировании жанровых признаков (импровизация, речитатив и хорал в «Хроматической фантазии» И. С. Баха BWV 903) или структурных элементов (Фантазия c-moll В. А. Моцарта K 475: Adagio в сонатной форме с разработкой Allegro на самостоят. материале), в необычных способах развития («Маленький гармонический лабиринт» Баха BWV 591). К смешанным формам относят старинные, в которых объединены признаки форм, определившихся позднее; собственно смешанные формы объединяют признаки двух или нескольких сложившихся.
Свободные формы барокко – органные, клавирные фантазии и родственные им жанры. «Фантазийные» свободные формы 2-й пол. 18 в. разнообразны по количеству и порядку частей (т. н. контрастно-составные формы); кристаллизация классич. форм сочетается в это время с тенденцией к смешению их признаков, напр., в гомофонно-полифонич. формах (IV ч. Квартета G-dur Моцарта K 475), получивших широкое распространение позднее (увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, № 9 из кантаты «По прочтении псалма» С. И. Танеева, I ч. симфонии «Художник Матис» П. Хиндемита). Возросшее значение С. и с. ф. в 19 в. (баллады, поэмы, рапсодии и т. п.) определено эстетикой романтизма. В целом для них характерны обстоятельное экспонирование, интенсивное развитие, трансформация и сближение тем (часто на основе монотематизма), динамизация репризно-кодовой части. В смешанных формах 19–20 вв. объединяются: сонатная и циклическая, где осн. разделы сонатной формы уподобляются частям сонатно-симфонич. цикла (1-й фп. концерт Ф. Листа); сонатная и вариационная форма («Исламей» М. А. Балакирева); неск. форм, напр. сонатная, вариационная и циклическая («Прелюды» Листа); рондо и вариационная (Баллада Финна из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки); рондо и циклическая («Картинки с выставки» М. П. Мусоргского) и т. д. В основе многообразных свободных форм 19–20 вв., как правило, лежит замысел, индивидуализирующий форму. Свободные формы характерны для образцов программной музыки. Индивидуальное «сочинение формы» становится принципом композиции во 2-й пол. 20 в. («Книга для оркестра» В. Лютославского).