ФАНТА́ЗИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАНТА́ЗИЯ (от греч. φαντασία – воображение), 1) жанр инструментальной (реже вокальной) музыки. Отличается свободой построения. В широком смысле Ф. относится к группе свободных и смешанных форм. Ф. появилась в числе старинных инструментальных жанров и восходит к традициям исполнительской импровизации 16–17 вв. Ф. в разные эпохи имела собств. трактовку. Ранние Ф. (16 в.), в осн. написанные для лютни и виуэлы, также для клавишных инструментов, близки каприччио, токкате, канцоне. В 17 в. расцвет Ф. связан с органной музыкой и использованием сложной полифонической техники («Хроматическая фантазия» Я. П. Свелинка). В 18 в. распространилась в клавирной и органной музыке, отличается свободой в смене ритма, гармонии, встречается как самостоят. произведение, а также объединяется в цикле с фугой в музыке барокко, подобно токкате и прелюдии (Фантазия и фуга для органа g-moll И. С. Баха BWV 542), а у композиторов венской классической школы смыкается с сонатой (Фантазия и Соната c-moll В. А. Моцарта KV 475, 457). В 19 в. композиторы-романтики синтезировали в Ф. разл. жанры и формы (часто на основе сонатной); появляется жанр симфонической Ф., связанный с программностью («Буря» П. И. Чайковского) и близкий парафразе, рапсодии, симфонической поэме. В Ф. 20 в. композиторы продолжали применять осн. композиц. принципы (импровизационность, синтез разл. форм, программность).
2) Жанр, основанный на темах, заимствованных (фольклорных или авторских) или взятых из собств. сочинений («Сербская фантазия» для оркестра Н. А. Римского-Корсакова), в котором часто применяется вариационное развитие (см. Вариационная форма).
Термин нередко указывает на свободу трактовки жанра (Вальс-фантазия М. И. Глинки, Полонез-фантазия Ф. Шопена).