Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАНТА́ЗИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 194

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФАНТА́ЗИЯ (от греч. φαντασία – во­об­ра­же­ние), 1) жанр ин­ст­ру­мен­таль­ной (ре­же во­каль­ной) му­зы­ки. От­ли­ча­ет­ся сво­бо­дой по­строе­ния. В ши­ро­ком смыс­ле Ф. от­но­сит­ся к груп­пе сво­бод­ных и сме­шан­ных форм. Ф. по­яви­лась в чис­ле ста­рин­ных ин­ст­ру­мен­таль­ных жан­ров и вос­хо­дит к тра­ди­ци­ям ис­пол­ни­тель­ской им­про­ви­за­ции 16–17 вв. Ф. в раз­ные эпо­хи име­ла собств. трак­тов­ку. Ран­ние Ф. (16 в.), в осн. на­пи­сан­ные для лют­ни и виу­элы, так­же для кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тов, близ­ки ка­прич­чио, ток­ка­те, кан­цо­не. В 17 в. рас­цвет Ф. свя­зан с ор­ган­ной му­зы­кой и ис­поль­зо­ва­ни­ем слож­ной по­ли­фо­ни­че­ской тех­ни­ки («Хро­ма­ти­че­ская фан­та­зия» Я. П. Све­лин­ка). В 18 в. рас­простра­ни­лась в кла­вир­ной и ор­ган­ной музы­ке, от­ли­ча­ет­ся сво­бо­дой в сме­не рит­ма, гар­мо­нии, встре­ча­ет­ся как са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ние, а так­же объ­е­ди­ня­ет­ся в цик­ле с фу­гой в му­зы­ке ба­рок­ко, по­доб­но ток­ка­те и пре­лю­дии (Фан­та­зия и фу­га для ор­га­на g-moll И. С. Ба­ха BWV 542), а у ком­по­зи­то­ров вен­ской клас­си­че­ской шко­лы смы­ка­ет­ся с со­на­той (Фан­та­зия и Со­на­та c-moll В. А. Мо­цар­та KV 475, 457). В 19 в. ком­по­зи­то­ры-ро­ман­ти­ки син­те­зи­ро­ва­ли в Ф. разл. жан­ры и фор­мы (час­то на ос­но­ве со­нат­ной); по­яв­ля­ет­ся жанр сим­фо­ни­че­ской Ф., свя­зан­ный с про­грамм­но­стью («Бу­ря» П. И. Чай­ков­ско­го) и близ­кий па­ра­фра­зе, рап­со­дии, сим­фо­ни­че­ской по­эме. В Ф. 20 в. ком­по­зи­то­ры про­дол­жа­ли при­ме­нять осн. ком­по­зиц. прин­ци­пы (им­про­ви­за­ци­он­ность, син­тез разл. форм, про­грамм­ность).

2) Жанр, ос­но­ван­ный на те­мах, за­им­ст­во­ван­ных (фольк­лор­ных или ав­тор­ских) или взя­тых из собств. со­чи­не­ний («Серб­ская фан­та­зия» для ор­ке­ст­ра Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва), в ко­то­ром час­то при­ме­ня­ет­ся ва­риа­ци­он­ное раз­ви­тие (см. Ва­риа­ци­он­ная фор­ма).

Тер­мин не­ред­ко ука­зы­ва­ет на сво­бо­ду трак­тов­ки жан­ра (Вальс-фан­та­зия М. И. Глин­ки, По­ло­нез-фан­та­зия Ф. Шо­пе­на).

Вернуться к началу