Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНЦО́НА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 7

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров (поэзия), Т. Н. Дубравская (музыка)

КАНЦО́НА (итал. canzone – пес­ня), 1) по­лу­твёр­дая фор­ма итал. по­эзии пе­сен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния (см. Твёр­дые фор­мы). Стро­фа клас­си­че­ской К. со­сто­ит из двух час­тей: вос­хо­дя­щей (2 чле­на с то­ж­деств. рас­по­ло­же­ни­ем ко­рот­ких и длин­ных сти­хов) и нис­хо­дя­щей (1 член, ко­да). Од­на из воз­мож­ных схем: AbC + AbC + cDdEE (здесь боль­шие бу­к­вы – длин­ные, ма­лые – ко­рот­кие сти­хи). Це­лое сти­хо­тво­ре­ние со­сто­ит из 5–7 строф и ещё од­ной ко­ды. За пре­де­ла­ми Ита­лии фор­ма К. упот­реб­ля­ет­ся в сти­ли­за­ци­ях. Тек­сты К. в 16 в. ис­поль­зо­ва­лись в муз. мад­ри­га­лах. 2) В Ита­лии 16 в. мно­го­го­лос­ная пес­ня, сти­ли­зо­ван­ная в нар. ду­хе (can­zo­na alla napoletana, canzona villanes­ca). Так­же ин­ст­ру­мен­таль­ное пе­ре­ло­же­ние во­каль­но­го со­чи­не­ния. Со вре­ме­нем за­ви­си­мость ин­ст­ру­мен­таль­ной К. от во­каль­ной му­зы­ки ис­чез­ла. По фор­ме ин­ст­ру­мен­таль­ные К. бы­ли ана­ло­гич­ны ими­та­ци­он­но-по­ли­фо­нич. ри­чер­ка­рам. Ино­гда в них про­яв­ля­лись чер­ты ку­плет­но­сти, встре­ча­лись и ре­приз­ные фор­мы. Сре­ди ав­то­ров ин­ст­ру­мен­таль­ных К. – Дж. Габ­рие­ли, М. А. и Дж. Ка­вац­цо­ни, Л. Виа­да­на. Важ­ней­ший этап в ис­то­рии ин­ст­ру­мен­таль­ной К. – твор­че­ст­во Дж. Фре­ско­баль­ди, ко­то­рый, в ча­ст­но­сти, раз­ра­бо­тал тип од­но­тем­ной К. с мет­ро­рит­мич. варьи­ро­ва­ни­ем те­мы (сво­его ро­да ва­риа­ци­он­ный цикл). В 17 в. к жан­ру ин­ст­ру­мен­таль­ной К. об­ра­ща­лись так­же М. Не­ри, И. Я. Фро­бер­гер, И. К. Керль. Со­чи­не­ния, по­доб­ные К., всё ча­ще ста­ли на­зы­вать фу­га­ми (Д. Бук­сте­ху­де). Эво­лю­цию жан­ра ин­ст­ру­мен­таль­ной К. вен­ча­ет ор­ган­ная К. d-moll И. С. Ба­ха (BWV 588), по су­ти – фу­ги­ро­ван­ная фор­ма. В 19 в. сло­вом «К.» ино­гда обо­зна­чал­ся пе­сен­но-ли­рич. ха­рак­тер му­зы­ки [напр., II часть 4-й сим­фо­нии П. И. Чай­ков­ского – in modo di canzone («в пе­сен­ном ро­де»)]. 

Лит.: Про­то­по­пов В. В. Очер­ки из ис­то­рии ин­ст­ру­мен­таль­ных форм XVI – на­ча­ла XIX в. М., 1979.

Вернуться к началу