КАНЦО́НА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНЦО́НА (итал. canzone – песня), 1) полутвёрдая форма итал. поэзии песенного происхождения (см. Твёрдые формы). Строфа классической К. состоит из двух частей: восходящей (2 члена с тождеств. расположением коротких и длинных стихов) и нисходящей (1 член, кода). Одна из возможных схем: AbC + AbC + cDdEE (здесь большие буквы – длинные, малые – короткие стихи). Целое стихотворение состоит из 5–7 строф и ещё одной коды. За пределами Италии форма К. употребляется в стилизациях. Тексты К. в 16 в. использовались в муз. мадригалах. 2) В Италии 16 в. многоголосная песня, стилизованная в нар. духе (canzona alla napoletana, canzona villanesca). Также инструментальное переложение вокального сочинения. Со временем зависимость инструментальной К. от вокальной музыки исчезла. По форме инструментальные К. были аналогичны имитационно-полифонич. ричеркарам. Иногда в них проявлялись черты куплетности, встречались и репризные формы. Среди авторов инструментальных К. – Дж. Габриели, М. А. и Дж. Каваццони, Л. Виадана. Важнейший этап в истории инструментальной К. – творчество Дж. Фрескобальди, который, в частности, разработал тип однотемной К. с метроритмич. варьированием темы (своего рода вариационный цикл). В 17 в. к жанру инструментальной К. обращались также М. Нери, И. Я. Фробергер, И. К. Керль. Сочинения, подобные К., всё чаще стали называть фугами (Д. Букстехуде). Эволюцию жанра инструментальной К. венчает органная К. d-moll И. С. Баха (BWV 588), по сути – фугированная форма. В 19 в. словом «К.» иногда обозначался песенно-лирич. характер музыки [напр., II часть 4-й симфонии П. И. Чайковского – in modo di canzone («в песенном роде»)].