Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАДРИГА́Л

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 429-430

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев (1), М. Л. Гаспаров (2)

МАДРИГА́Л (итал. madrigale), 1) в свет­ской му­зы­ке Ита­лии позд­не­го Сред­не­веко­вья и Воз­ро­ж­де­ния обо­зна­че­ние двух раз­ных муз.-по­этич. жан­ров, один из ко­то­рых был рас­про­стра­нён в 14 в., дру­гой – в 16 в. Со­глас­но Ан­то­нио да Тем­по (1332), сло­во «М.» про­ис­хо­дит от позд­не­ла­тин­ско­го mandrialis – «пас­ту­ше­ский»; совр. нау­ка (Ф. А. Гал­ло) про­из­во­дит его из ср.-век. лат. matrica­lis – «ма­те­рин­ский» (т. е. пред­на­зна­чен­ный для пе­ния на род­ном язы­ке, а не по-ла­ты­ни).

2–3-го­лос­ный мад­ри­гал 14 в. – наи­бо­лее спе­ци­фич. жанр итал. арс но­ва, не имев­ший ана­ло­гов в др. ев­роп. стра­нах. Пер­вые М. (ано­ним­ные и Ма­ги­ст­ра Пье­ро) – в ва­ти­кан­ском ко­дек­се Рос­си (ок. 1340). Силь­но ор­на­мен­ти­ро­ван­ный со­ли­рую­щий верх­ний го­лос (кан­тус) тре­бу­ет от пев­ца вы­со­кой ис­пол­ни­тель­ской тех­ни­ки; кон­тра­пунк­ти­рую­щие го­ло­са (кон­тра­те­нор, те­нор), вы­дер­жан­ные в бо­лее круп­ных дли­тель­но­стях, вы­пол­ня­ют функ­цию ак­ком­па­не­мен­та. Ха­рак­тер­ная чер­та муз. рит­ми­ки М. – де­ле­ние пер­фект­ной (трёх­доль­ной) мен­зу­ры на 12 ми­ним (см. Мен­зу­раль­ная но­та­ция) в «италь­ян­ском ду­хе» (aer itali­cus). В тек­сто­музы­каль­ной фор­ме вы­де­ля­ют­ся 2–3 тер­це­та из сил­ла­бич. 11-слож­ни­ков (ино­гда пе­ре­ме­жаю­щих­ся 7-слож­ни­ка­ми), ис­пол­няе­мые на один на­пев, и 1–2 двух­строч­ных ри­тур­не­ля (ritor­nel­lo) – на дру­гой.

 терцетыритурнель
стихи (рифмовка)abbcddee
вариант рифмовкиababcbdd
музыкаAAB

Круп­ные ком­по­зи­то­ры-мад­ри­га­ли­сты: Яко­по Бо­лон­ский (М. – осн. жанр его твор­че­ст­ва), Джо­ван­ни Фло­рен­тий­ский (да Ка­ша), Ге­рар­дел­ло, Ло­рен­цо, До­на­то, Ан­д­реа, Пао­ло (все – фло­рен­тий­цы) и Бар­то­ли­но Па­ду­ан­ский. Сре­ди по­этов: Ф. Сак­кет­ти, Н. Соль­дань­е­ри, Дж. Дон­ди; воз­мож­но, Ф. Лан­ди­ни; из­ред­ка М. со­чи­ня­ли Ф. Пет­рар­ка и Дж. Бок­кач­чо; ав­то­ры боль­шин­ст­ва мад­ри­галь­ных сти­хов не­из­вест­ны. Те­ма­ти­ка М. – лю­бов­ная, обыч­но ок­ра­шен­ная в пас­то­раль­ные то­на; встре­ча­ют­ся тек­сты мо­ра­ли­зую­щие и це­ре­мо­ни­аль­ные (при­уро­чен­ные к ис­то­рич. и по­ли­тич. со­бы­ти­ям; напр., у Пао­ло и Бар­то­ли­но Па­ду­ан­ско­го). По об­раз­цу про­ванс. по­эзии М. эпо­хи тре­чен­то не­ред­ко со­дер­жит яв­ное или за­шиф­ро­ван­ное по­свя­ще­ние пре­крас­ной да­ме, ре­же свет­ско­му па­тро­ну ком­по­зи­то­ра [напр., М. «Lo lume vostro» («Ва­ша свет­лость») Яко­по Бо­лон­ско­го со­дер­жит ак­ро­стих LUCHINUS, вос­про­из­во­дя­щий имя Лу­ки­но (Вис­кон­ти), и иг­ру слов, фо­ни­че­ски ими­ти­рую­щую имя Иза­бел­ла]. Сме­лым экс­пе­ри­мен­та­то­ром вы­сту­пил Ф. Лан­ди­ни; сре­ди его 12 М. – ред­чай­ший для это­го жан­ра при­мер изо­рит­мии [«Sì dolce non sonó» («Cладостно не зву­ча­ла…»)], по­ли­тек­сто­вый М. («Я – Му­зы­ка»; все 3 од­но­вре­мен­но про­пе­вае­мых тек­ста – о па­де­нии нра­вов, все­об­щем бес­куль­ту­рье и тор­же­ст­ве без­дар­но­сти), а так­же об­ра­зец сме­шан­но­го жан­ра мад­ри­га­ла-кач­чи [«Deh, dimmi tu» («Ах, ска­жи мне…»)]. По­след­ний по вре­ме­ни ав­тор М. дан­но­го ти­па – Й. Чи­ко­ниа (нач. 15 в.).

Мад­ри­гал 16 в. – один из центр. муз. жан­ров эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. Осн. чер­ты: 4–5-го­ло­сие (ре­же встре­ча­ют­ся 3, 6–10 го­ло­сов), опи­раю­щее­ся на нор­мы т. н. стро­го­го сти­ля по­ли­фо­нии (А. Вил­ларт, Ф. Вер­де­ло, К. Фес­та, Я. Ар­ка­дельт, Дж. П. да Па­ле­ст­ри­на, О. Лас­со, Ж. де Верт и др.), стро­фи­че­ская фор­ма (стро­фы со­сто­ят пре­им. из 11-слож­ни­ков разл. риф­мов­ки); ка­ж­дая но­вая стро­фа тек­ста име­ла но­вый на­пев. Сре­ди по­этов: Пет­рар­ка, Т. Тас­со, Дж. Б. Гва­ри­ни, Я. Сан­над­за­ро; мн. мад­ри­галь­ные сти­хи ано­ним­ны (в ро­ли по­эта мог вы­сту­пать ком­по­зи­тор). Мад­ри­га­лы пе­ча­та­лись в ви­де сб-ков – «книг», со­став­лен­ных по те­ма­ти­че­ско­му или фор­маль­но­му прин­ци­пу [так, сб-к мад­ри­га­лов для со­пра­но Л. Луц­ца­ски (1601) со­дер­жит вир­ту­оз­ный ре­пер­ту­ар «Дам­ско­го ан­самб­ля», вы­сту­пав­ше­го при дво­ре гер­цо­гов д’Эсте в Фер­ра­ре]. В тек­стах М. пре­об­ла­да­ет лю­бов­ная те­ма­ти­ка. Осо­бая раз­но­вид­ность – «ду­хов­ный мад­ри­гал» (madrigale spirituale) ли­ри­ко-со­зер­цат. ха­рак­те­ра, час­то па­ра­фраз биб­лей­ских сю­же­тов и об­ра­зов («Слё­зы Св. Пет­ра» О. Лас­со). Цик­лы мад­ри­галов (осо­бен­но ха­рак­тер­ны сек­сти­ны) свя­зы­ва­лись един­ст­вом об­раз­но-те­ма­тич. за­мыс­ла, ино­гда с эле­мен­та­ми дра­ма­ти­за­ции; та­ко­вы цик­лы Л. Ма­рен­цио – «Слад­кие и ми­лые по­це­луи» («Baci soa­vi e cari», на сти­хи Гва­ри­ни – скру­пу­лёз­ная клас­си­фи­ка­ция по­це­лу­ев в 5 час­тях), Ж. де Вер­та – «О, ка­кая му­ка» («Si quel dolor», на сти­хи Л. Тан­зил­ло – 10-ча­ст­ное раз­мыш­ле­ние о смер­ти и при­го­тов­ле­ние к ней), Ч. де Ро­ре – «Де­ва пре­крас­ная» («Vergine bella», на текст по­след­ней кан­цо­ны из «Кни­ги пе­сен» Пет­рар­ки – гимн Бо­го­ро­ди­це в 11 час­тях). Во 2-й пол. 16 в. в М. ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись приё­мы ри­то­ри­ки му­зы­каль­ной (в т. ч. ис­поль­зую­щие зву­ко­изо­бра­зи­тель­ность, в зап. муз. нау­ке по­лу­чи­ли назв. «мад­ри­га­лиз­мы»), чему спо­соб­ст­во­ва­ли обиль­ные лек­си­ко-сти­ли­стич. кли­ше мад­ри­галь­ной по­эзии. Не­ко­то­рые ком­по­зи­то­ры (Вил­ларт, де Ро­ре, Ма­рен­цио, Луц­ца­ски, Сид­жиз­мон­до д’Индиа и др.) экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли в об­лас­ти гар­мо­нии, рит­ма (в т. ч. эф­фект­но ис­поль­зо­ва­ли сме­ну мен­зу­ры – 2-доль­ной и 3-доль­ной), скла­да и фак­ту­ры (че­ре­до­ва­ние хо­раль­но­го скла­да с сил­ла­бич. рас­пе­вом тек­ста и ими­та­ци­он­но-по­ли­фо­ни­че­ско­го с ме­лиз­ма­тич. рас­пе­вом). По­сле­до­ва­тель­ны и ори­ги­наль­ны экс­пе­ри­мен­ты со зву­ко­вы­сот­но­стью: энар­мо­ни­ка у Н. Ви­чен­ти­но (его М. со­хра­ни­лись в ви­де нот­ных при­ме­ров к тео­ре­тич. трак­та­ту, 1555), хро­ма­ти­ка у К. Дже­зу­аль­до, осо­бен­но в 5-й и 6-й кни­гах М. [хре­сто­ма­тий­ный об­ра­зец – «Moro las­so» («Уми­раю, не­сча­ст­ный»)]. В кон­це эпо­хи М. ис­пы­тал об­щую для итал. му­зы­ки то­го вре­ме­ни тен­ден­цию к те­ат­рали­за­ции, ко­то­рая про­яви­лась в мад­ри­галь­ных ко­ме­ди­ях, со­став­лен­ных из кон­тра­ст­ных пьес (у О. Век­ки, А. Бан­кье­ри и др. под назв. «commedia harmo­nica», «commedia musicale»). Вы­даю­щим­ся раз­но­об­ра­зи­ем от­ли­ча­ют­ся мад­ри­га­лы К. Мон­те­вер­ди (8 книг, 1587–1638; 9-я кн. из­да­на по­смерт­но, 1651). Его ран­ние М. на­пи­са­ны для ан­самб­ля а ка­пел­ла, в тра­диц. ими­та­ци­он­но-по­ли­фо­нич. тех­ни­ке; позд­ние (осо­бен­но в 7 – 9-й кни­гах) при­над­ле­жат эс­те­ти­ке ба­рок­ко и мо­гут быть при­чис­ле­ны к М. лишь ус­лов­но; сре­ди них – мас­штаб­ные те­ат­ра­ли­зо­ван­ные во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные ком­по­зи­ции («Бит­ва Тан­кре­да и Кло­рин­ды», «Бал не­бла­го­дар­ных жен­щин»), ду­эты, тер­це­ты и соль­ные арии с басcо кон­ти­нуо (напр., зна­ме­ни­тая «Жа­ло­ба ним­фы» для со­пра­но и муж­ско­го тер­це­та, близ­кая 3-ча­ст­ной опер­ной сце­не).

На ос­но­ве итал. мо­де­ли 16 в. М. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в Анг­лии (Т. Мор­ли, Т. Том­кинс, Дж. Уил­би, Т. Уилкс), Гер­ма­нии (И. Г. Шейн, Г. Шютц), Ис­па­нии (Дж. Бру­дьё) и др. стра­нах Ев­ро­пы. В 20 в. поя­ви­лись со­чи­не­ния с тем же на­зва­ни­ем, в ко­то­рых ком­по­зи­то­ры сти­ли­зо­ва­ли (с ис­поль­зо­ва­ни­ем совр. тех­ник ком­по­зи­ции) итал. М. 16 в. или ис­поль­зо­ва­ли толь­ко сло­во «М.» как знак изы­скан­но­го и вы­со­ко­го ли­рич. жан­ра (П. Хин­де­мит, И. Ф. Стра­вин­ский, С. С. Про­кофь­ев, А. Г. Шнит­ке, Д. Ли­ге­ти, Л. Но­но).

2) В ев­роп. са­лон­ной по­эзии 17–18 вв. не­боль­шое сти­хо­тво­ре­ние, на­пи­сан­ное воль­ным сти­хом, пре­им. лю­бов­но-ком­пли­мен­тар­но­го (ре­же от­вле­чён­но-ме­ди­та­тив­но­го) со­дер­жа­ния, обыч­но с па­ра­док­саль­ным за­ост­ре­ни­ем в кон­цов­ке (сбли­жаю­щим М. с эпи­грам­мой). В Рос­сии к жан­ру М. об­ра­ща­лись Н. М. Ка­рам­зин, К. Н. Ба­тюш­ков, А. С. Пуш­кин и др.

Лит.: Pirrotta N. Per l’origine e la storia della «caccia» e del «madrigale» trecentesco // Ri­vista musicale Italiana. 1946–1947. Vol. 48–49; Einstein A. The Italian madrigal. Princeton, 1949. Vol. 1–3; Marrocco W. T. The fourteenth­- century madrigal: its form and contents // Spe­culum. 1951. Vol. 26; Fischer K. von. Studien zur italienischen Musik des Trecento und frühen Quattrocento. Bern, 1956; Kerman J. The Eli­za­bethan madrigal. N. Y., 1962; Fellowes E. H. English madrigal verse, 1588–1632. 3rd. ed. Oxf., 1967; idem. The English madrigal com­posers. L., 1967; Poesie musicali del Trecento / A cura di G. Corsi. Bologna, 1970; Дуб­рав­ская Т. Н. Италь­ян­ский мад­ри­гал XVI в. // Во­про­сы му­зы­каль­ной фор­мы. М., 1972. Вып. 2; она же. Мад­ри­гал (жанр и фор­ма) // Тео­ре­ти­че­ские на­блю­де­ния над ис­то­ри­ей му­зы­ки. М., 1978; она же. Г. Шютц и не­мец­кая мад­ри­галь­ная шко­ла // Г. Шютц. М., 1985; Roche J. The madrigal. L., 1972; Heller A. H. Schütz in seinen italienischen Madrigalen // G. Becking zum Gedächtnis / Hrsg. von W. Kramolisch. Tutzing, 1975; Gallo F. A. Madrigale (Trecen­to) // Handwörterbuch der musikalischen Ter­minologie. 2. Aufl. Wiesbaden, 1976; Newcomb A. The mad­rigal in Ferrara 1579–1597. Princeton, 1980. Vol. 1–2; Lincoln H. The Ita­lian madrigal and related repertories: in­dexes to printed collections, 1500–1600. New Haven; L., 1988; Le ori­gini del madrigale / A cura di L. Zoppelli. Asolo, 1990; Haar J., Fenlon I. L’invenzione del madrigale italiano. Torino, 1992; Ко­ро­бо­ва А. Г. Пас­то­раль в му­зы­ке ев­ро­пей­ской тра­ди­ции: к тео­рии и ис­то­рии жан­ра. Ека­те­рин­бург, 2007.

Вернуться к началу