МАРЕ́НЦИО ЛУКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРЕ́НЦИО (Marenzio) Лука (1553, Коккальо, близ Брешии – 22.8.1599, Рим), итал. композитор. Учился предположительно у Дж. Контино, капельмейстера кафедрального собора Брешии. В 1578–1586 служил певчим и лютнистом у кардиналов К. Мадруццо и Луиджи д’Эсте в Риме. В 1580–81 посещал двор герцогов д’Эсте в Ферраре – один из самых значит. культурных центров Италии 2-й пол. 16 в. В 1587–89 служил у кардинала Фердинандо Медичи в Риме и Флоренции, принял участие в сочинении музыки к его свадьбе (1589). С осени 1589 жил в Ватикане, работал у разных патронов. В 1596–98 выполнял обязанности капельмейстера при дворе Сигизмунда III в Варшаве. Последние 2 года жизни провёл в Риме.
Автор св. 300 мадригалов, преим. 5–6-голосных (есть неск. мадригалов для 10 голосов), на стихи Ф. Петрарки (46), Дж. Б. Гварини (47), Т. Тассо (31), Я. Саннадзаро (46) и др., которые издал в 19 «книгах» (сохранились 18). Мадригалы М. многообразны по характеру и содержанию: пасторальные, любовно-лирич. и др.; некоторые приближаются к драматич. сцене. М. свободно переходит от аккордового изложения к имитационно-полифоническому в пределах одного сочинения, гибко следуя за текстом; применяет т. н. мадригализмы (звукоизобразительные, фактурные и др. приёмы, связанные с определёнными словами, напр. «веселье», «печаль»). Муз. язык, в целом типичный для эпохи итал. Возрождения, нередко усложнён за счёт диссонансов и хроматики (в этом он близок сочинениям К. Джезуальдо). Таковы мадригалы «Solo e pensoso» («Один в раздумье») из 9-й книги и «O voi che sospirate» («О вы, вздыхающие») из 2-й книги, где на словах «quel suo antico stile» («как в древней манере») М. намеренно использует особый тетрахорд (типа c'-h-b-g) в «античной» манере, гармонизуя его в совр. итальянском духе. В 6-й книге мадригалов (для сопрано и двух теноров) заметно стремление к гомофонному складу. Некоторые мадригалы объединены в большие циклы; напр., в 6-й книге это цикл из 6 мадригалов «Giovane donna» («Юная госпожа»; на стих. Петрарки в форме секстины) и цикл из 10 мадригалов «Se quel dolor» («Какая боль»; на стихи Л. Танзилло). Среди др. сочинений: 4 мессы, ок. 70 мотетов (преим. на тексты псалмов), 2 магнификата, сб-к «духовных мадригалов», вилланеллы, канцонетты. Для духовной музыки М. отбирал тексты, позволяющие отобразить картины и образы, близкие светским мадригалам. Современники высоко ценили М. как музыканта, восхищались его «сладостью и лёгкостью» (Алессандро Гварини).