ПЕТРА́РКА ФРАНЧЕСКО
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕТРА́РКА (Petrarca) Франческо (20.7.1304, Ареццо – 19.7.1374, Аркуа, близ Падуи), итал. поэт, родоначальник европ. гуманизма. Отец П. – Пьетро ди Пареццо по прозвищу Петракко, нотариус, изгнан из Флоренции в окт. 1302; до 1312 семья жила в Тоскане, с 1312 – под Авиньоном. В 1316–20 П. учился в Ун-те Монпелье; с осени 1320 – в Болонском ун-те; после смерти отца (весна 1326) вернулся в Авиньон, окончательно оставив университетские занятия. С авг. 1330 на службе у кардинала Джованни Колонны в звании капеллана; с этого времени осн. источником дохода для П. стали церковные бенефиции. В 1337 приобрёл дом в Воклюзе, близ Авиньона, где начал реализовывать модель жизненного устройства, не имевшую в истории прямых прецедентов, – своего рода культурное отшельничество; от всех постоянных и поч. должностей неизменно отказывался. В 1350, совершая паломничество в Рим, впервые посетил Флоренцию, где встретился с Дж. Боккаччо. В мае 1353 П. навсегда покинул Авиньон и поселился в Милане при дворе архиеп. Джованни Висконти; выполнял важные дипломатич. миссии. В июне 1361 покинул Милан и переехал сначала в Падую, а затем (осенью 1362) в Венецию; выстроил себе загородный дом («новый Воклюз») в селении Аркуа, близ Падуи (1369), где в осн. провёл последние годы жизни.
Осн. содержание поэтич. творчества П. – любовное чувство к Лауре (лицо историческое, но с достоверностью неидентифицируемое); встречу с ней в церкви Св. Клары в Авиньоне П. датировал 6.4.1327. С «Канцоньере», или «Книгой песен» [«Canzoniere»; авторское назв. – «Rerum vulgarium fragmenta» («Отрывки, написанные на народном языке»); назв. «Canzoniere» впервые встречается в изд. 1516], – произведением, состоящим (за небольшим исключением) из обращённых к Лауре любовных стихов (сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы) и во многом определившим границы и содержание лирики как рода литературы, связана преим. посмертная слава П. Хотя сам П. неоднократно отзывался о своих итал. стихах как о недостойных внимания безделицах, свой сб-к он отделывал на протяжении всей творч. жизни. Установлено 9 редакций сб-ка: первая, содержащая ок. 100 стихотворений, восходит к 1342, последняя датируется 1373–74. В окончат. редакции сб-к включает 366 стихотворений (по числу дней года) и делится на две части: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». В «Канцоньере» – первом в послеантичный период собрании поэтич. произведений, организованном именно в качестве книги стихов, т. е. наделённом определённым внешним и внутренним единством, Лаура предстаёт как олицетворение поэзии и сопряжённой с ней славы; при этом никаких мистич. коннотаций в её образе нет. П. учитывает опыт ср.-век. лирики – от трубадуров до Данте, с её пафосом всевозрастающей спиритуализации любовного чувства; однако, воспользовавшись уроками этой традиции, он совершенно меняет её смысл – в частности, снимает выстроенную этой традицией трансцендентную вертикаль (Лаура и после смерти не удаляется в горние сферы и, главное, не уводит за собой поэта: уходя из мира, она не преодолевает его и свою природность, а одухотворяет её). Центральная оппозиция культивируемого П. биографич. мифа (юность – любовь – поэзия // зрелость – умудрённость – учёность) претворяется в «Канцоньере» в неизменное, при всей его противоречивости, содержание внутр. мира поэта. К душе поэта, как к центру, стягивается весь окружающий мир; через неё он обретает смысл, порядок и красоту, высшим выражением которой становится образ Лауры.
С нач. 1350-х гг. и до конца жизни П. работал над другим своим известнейшим сочинением – «Триумфы» («I Trionfi»), представляющим собой единую поэму в терцинах. Поэма состоит из 6 самостоят. частей: «Триумф Любви» («Triumphus Cupidinis»), «Триумф Целомудрия» («Triumphus Puducitie»), «Триумф Смерти» («Triumphus Mortis»), «Триумф Славы» («Triumphus Fame»), «Триумф Времени» («Triumphus Temporis»), «Триумф Вечности» («Triumphus Eternitatis»). Формально оставаясь в рамках общего с Данте жанра видения, «Триумфы» представляют альтернативный по отношению к дантовскому опыт самоанализа и самоисправления через обращение к авторитетным культурным прецедентам. Любовь к Лауре остаётся центральным событием душевного мира автора и героя поэмы; её общий сюжет организован восходящей последовательностью властвующих над миром сил и ценностей. Эта последовательность отрицаний (Любовь побеждается Целомудрием, Смерть – Славой, Слава – Временем и т. п.) и выстраиваемая ими иерархия приводит, однако, не к дискредитации нижестоящих ценностей, а к их преображению и прояснению.
Среди латиноязычных поэтич. сочинений П. особое место принадлежит поэме в гексаметрах «Африка» («Africa»), которую П. считал главным своим трудом, работал над ней всю жизнь (начиная с 1338–39) и оставил незаконченной. В основу сюжета положены завершающие события 2-й Пунической войны; гл. герой – Сципион Старший; осн. жанровая модель – «Энеида» Вергилия. При этом П. далеко отступает от Вергилия как в стиле (придавая ему лирич. интонацию), так и в композиции (нарушая повествоват. порядок многочисл. отступлениями); гл. внимание он уделяет не событийной канве, а внутр. жизни персонажей. Лат. поэзия П. включает также «Буколическую песнь» («Bucolicum carmen»); цикл из 12 аллегорич. эклог (написанных в 1346–48 и редактировавшихся до 1366); «Стихотворные послания» («Epystole») – сб-к из 3 книг (создавался с 1350, перерабатывался в 1357–1363), включающий 64 стихотворения разнообразного содержания (жизнь в Воклюзе, любовь к Лауре и к Италии, защита поэзии, призывы к папам вернуть в Рим папский престол и др.).
Произведения, составившие славу П. как родоначальника европ. гуманизма, являют собой обширный и разножанровый корпус, в котором условно можно выделить неск. групп сочинений. К историч. сочинениям относятся: кн. «О преславных мужах» («De viris illustribus», 1-я ред. – 1341–43) – собрание жизнеописаний, включавшее первоначально 23 биографии знаменитых римлян и дополненное 12 биографиями библейских и мифологич. персонажей в 1351–53; собрание историч. заметок и зарисовок в 4 книгах – «Достопамятности» («Rerum memorandarum libri», 1343–45). Сочинения дидактико-моралистич. толка представлены трактатами: «Об уединении» («De vita solitaria», 1346, редактировался П. до 1371) – обоснование петрарковского жизненного идеала, состоящего в ничем не нарушаемом собеседовании с книгой, природой и Богом; «О покое в вере» («De otio religioso», 1347, редактировался П. до 1356) со сходной по пафосу апологией уединённой и созерцат. монашеской жизни; «О средствах против Фортуны» («De remediis utriusque fortunae», 1354–60), проникнутым духом стоицизма и разоблачающим ложные блага и ложные несчастья. Группу полемич. сочинений составляют трактаты: «Обличения против лекаря» («Invective contra medicum quendam», 1352–53) – апология поэзии, свободных искусств и уединённой жизни; «Обличение против некоего лица высокого положения, но малой учёности и добродетели» («Invectiva contra quendam magni status hominem sed nullius scientie aut virtutis», 1355), где П. оправдывает собств. решение принять гостеприимство Дж. Висконти и где утверждается идея внутр. свободы; «О невежестве своём собственном и многих других людей» («De sui ipsius et multorum ignorantia», 1367–70), где содержится критика традиции Аристотеля и постулируется примат гуманитарных ценностей; «Обличение против злословящего Италию» («Invectiva contra eum qui maledixit Italiae», 1373), где обосновывается необходимость вернуть в Рим папский престол. К произведениям исповедального характера относится кн. «Сокровенное» («Secretum», 1347–53), в которой итогом самоанализа, направленного на выявление как устойчивых психологич. характеристик, так и личных слабостей (любовь к женщине, любовь к славе), становится не твёрдая воля к преодолению последних, а изображение душевной противоречивости в качестве самодостаточного эстетич. феномена. Все осн. мотивы данного корпуса сочинений представлены в эпистолярии П., объединяющем неск. сводов: «Без адреса» («Sine nomine», 1342–1359); «Книга писем о делах повседневных» («Familiarium rerum libri», 1351–1364) в 24 книгах (всего 350 писем); «Старческие письма» («Senilium rerum libri», 1361–74) в 17 кн. [125 писем; содержание 18-й книги должно было ограничиться не доведённым до конца «Письмом к потомкам» («Posteritati», 1374)]. Если в своих лат. сочинениях П. сформулировал гл. идеологемы европ. гуманистич. движения (культ античности, выдвижение на первый план дисциплин гуманитарного цикла, неприятие чистой абстракции и чистой эмпирики, универсальное значение поэзии), то в эпистолярии, наряду с этим, он превратил риторически обработанное слово в инструмент для передачи индивидуальных состояний, сведя воедино две развивавшиеся до тех пор параллельно и имевшие разл. генезис тенденции европ. культуры – интерес к древности и интерес к личностному началу; тем самым была определена вся конфигурация Возрождения как типа культуры.
В России интерес к поэзии П. возник в кон. 18 в. и в дальнейшем нарастал; подражания П. и переводы его стихов представлены в творчестве Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова, И. И. Козлова, А. Н. Майкова, Д. С. Мережковского, В. Я. Брюсова, И. А. Бунина, Вяч. И. Иванова, Ю. Н. Верховского, О. Э. Мандельштама и др.