Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТРА́РКА ФРАНЧЕСКО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 91

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Андреев

ПЕТРА́РКА (Petrarca) Фран­че­ско (20.7.1304, Арец­цо – 19.7.1374, Ар­куа, близ Па­дуи), итал. по­эт, ро­до­на­чаль­ник ев­роп. гу­ма­низ­ма. Отец П. – Пьет­ро ди Па­рец­цо по про­зви­щу Пет­рак­ко, но­та­ри­ус, из­гнан из Фло­рен­ции в окт. 1302; до 1312 се­мья жи­ла в Тос­ка­не, с 1312 – под Авинь­о­ном. В 1316–20 П. учил­ся в Ун-те Мон­пе­лье; с осе­ни 1320 – в Бо­лон­ском ун-те; по­сле смер­ти от­ца (вес­на 1326) вер­нул­ся в Авинь­он, окон­ча­тель­но ос­та­вив уни­вер­си­тет­ские за­ня­тия. С авг. 1330 на служ­бе у кар­ди­на­ла Джо­ван­ни Ко­лон­ны в зва­нии ка­пел­ла­на; с это­го вре­ме­ни осн. ис­точ­ни­ком до­хо­да для П. ста­ли цер­ков­ные бе­не­фи­ции. В 1337 при­об­рёл дом в Во­клю­зе, близ Авинь­о­на, где на­чал реа­ли­зо­вы­вать мо­дель жиз­нен­но­го уст­рой­ст­ва, не имев­шую в ис­то­рии пря­мых пре­це­ден­тов, – сво­его ро­да куль­тур­ное от­шель­ни­че­ст­во; от всех по­сто­ян­ных и поч. долж­но­стей не­из­мен­но от­ка­зы­вал­ся. В 1350, со­вер­шая па­лом­ни­че­ст­во в Рим, впер­вые по­се­тил Фло­рен­цию, где встре­тил­ся с Дж. Бок­кач­чо. В мае 1353 П. на­все­гда по­ки­нул Авинь­он и по­се­лил­ся в Ми­ла­не при дво­ре ар­хи­еп. Джо­ван­ни Вис­кон­ти; вы­пол­нял важ­ные ди­пло­ма­тич. мис­сии. В ию­не 1361 по­ки­нул Ми­лан и пе­ре­ехал сна­ча­ла в Па­дую, а за­тем (осе­нью 1362) в Ве­нецию; вы­стро­ил се­бе за­го­род­ный дом («но­вый Во­клюз») в се­ле­нии Ар­куа, близ Па­дуи (1369), где в осн. про­вёл по­след­ние го­ды жиз­ни.

Осн. со­дер­жа­ние по­этич. твор­чест­ва П. – лю­бов­ное чув­ст­во к Лау­ре (ли­цо ис­то­ри­че­ское, но с дос­то­вер­но­стью не­иден­ти­фи­ци­руе­мое); встре­чу с ней в церк­ви Св. Кла­ры в Авинь­о­не П. да­ти­ро­вал 6.4.1327. С «Кан­цонь­е­ре», или «Кни­гой пе­сен» [«Canzoniere»; ав­тор­ское назв. – «Rerum vulgarium fragmen­ta» («От­рыв­ки, на­пи­сан­ные на на­род­ном язы­ке»); назв. «Canzoniere» впер­вые встре­ча­ет­ся в изд. 1516], – про­из­ве­де­ни­ем, со­стоя­щим (за не­боль­шим ис­клю­че­ни­ем) из об­ра­щён­ных к Лау­ре лю­бов­ных сти­хов (со­не­ты, кан­цо­ны, сек­сти­ны, бал­ла­ды, мад­ри­га­лы) и во мно­гом оп­ре­де­лив­шим гра­ни­цы и со­дер­жа­ние ли­ри­ки как ро­да ли­те­ра­ту­ры, свя­за­на пре­им. по­смерт­ная сла­ва П. Хо­тя сам П. не­од­но­крат­но от­зы­вал­ся о сво­их итал. сти­хах как о не­дос­той­ных вни­ма­ния без­де­ли­цах, свой сб-к он от­де­лы­вал на про­тя­же­нии всей творч. жиз­ни. Ус­та­нов­ле­но 9 ре­дак­ций сб-ка: пер­вая, со­дер­жа­щая ок. 100 сти­хо­тво­ре­ний, вос­хо­дит к 1342, по­след­няя да­ти­ру­ет­ся 1373–74. В окон­чат. ре­дак­ции сб-к вклю­ча­ет 366 сти­хо­тво­ре­ний (по чис­лу дней го­да) и де­лит­ся на две час­ти: «На жизнь ма­дон­ны Лау­ры» и «На смерть ма­дон­ны Лау­ры». В «Кан­цонь­е­ре» – пер­вом в по­сле­ан­тич­ный пе­ри­од со­б­ра­нии по­этич. про­из­ве­де­ний, ор­га­ни­зо­ван­ном имен­но в ка­че­ст­ве кни­ги сти­хов, т. е. на­де­лён­ном оп­ре­де­лён­ным внеш­ним и внут­рен­ним един­ст­вом, Лау­ра пред­ста­ёт как оли­це­тво­ре­ние по­эзии и со­пря­жён­ной с ней сла­вы; при этом ни­ка­ких мис­тич. кон­но­та­ций в её об­ра­зе нет. П. учи­ты­ва­ет опыт ср.-век. ли­ри­ки – от тру­ба­ду­ров до Дан­те, с её па­фо­сом все­воз­рас­таю­щей спи­ри­туа­ли­за­ции лю­бов­но­го чув­ст­ва; од­на­ко, вос­поль­зо­вав­шись уро­ка­ми этой тра­ди­ции, он со­вер­шен­но ме­ня­ет её смысл – в ча­ст­но­сти, сни­ма­ет вы­стро­ен­ную этой тра­ди­ци­ей транс­цен­дент­ную вер­ти­каль (Лау­ра и по­сле смер­ти не уда­ля­ет­ся в гор­ние сфе­ры и, глав­ное, не уво­дит за со­бой по­эта: ухо­дя из ми­ра, она не пре­одо­лева­ет его и свою при­род­ность, а оду­хотво­ря­ет её). Цен­траль­ная оп­по­зи­ция куль­ти­ви­руе­мо­го П. био­гра­фич. ми­фа (юность – лю­бовь – по­эзия // зре­лость – умуд­рён­ность – учё­ность) пре­тво­ря­ет­ся в «Кан­цонь­е­ре» в не­из­мен­ное, при всей его про­ти­во­ре­чи­во­сти, со­дер­жа­ние внутр. ми­ра по­эта. К ду­ше по­эта, как к цен­тру, стя­ги­ва­ет­ся весь ок­ру­жаю­щий мир; че­рез неё он об­ре­та­ет смысл, по­ря­док и кра­со­ту, выс­шим вы­ра­же­ни­ем ко­то­рой ста­но­вит­ся об­раз Лау­ры.

Петрарка. Портрет работы Андреа дель Кастаньо. 1450. Галерея Уффици (Флоренция).

С нач. 1350-х гг. и до кон­ца жиз­ни П. ра­бо­тал над дру­гим сво­им из­вест­ней­шим со­чи­не­ни­ем – «Три­ум­фы» («I Trionfi»), пред­став­ляю­щим со­бой еди­ную по­эму в тер­ци­нах. По­эма со­сто­ит из 6 са­мо­сто­ят. час­тей: «Три­умф Люб­ви» («Trium­phus Cupidinis»), «Три­умф Це­ло­муд­рия» («Triumphus Puducitie»), «Три­умф Смер­ти» («Triumphus Mortis»), «Три­умф Сла­вы» («Triumphus Fame»), «Три­умф Вре­ме­ни» («Triumphus Tempo­ris»), «Три­умф Веч­но­сти» («Triumphus Eter­ni­tatis»). Фор­маль­но ос­та­ва­ясь в рам­ках об­ще­го с Дан­те жан­ра ви­де­ния, «Три­ум­фы» пред­став­ля­ют аль­тер­на­тив­ный по от­но­ше­нию к дан­тов­ско­му опыт са­мо­ана­ли­за и са­мо­ис­прав­ле­ния че­рез об­ра­ще­ние к ав­то­ри­тет­ным куль­тур­ным пре­це­ден­там. Лю­бовь к Лау­ре ос­та­ёт­ся цен­траль­ным со­бы­ти­ем ду­шев­но­го ми­ра ав­то­ра и ге­роя по­эмы; её об­щий сю­жет ор­га­ни­зо­ван вос­хо­дя­щей по­сле­до­ва­тель­но­стью вла­ст­вую­щих над ми­ром сил и цен­но­стей. Эта по­сле­до­ва­тель­ность от­ри­ца­ний (Лю­бовь по­бе­ж­да­ет­ся Це­ло­муд­ри­ем, Смерть – Сла­вой, Сла­ва – Вре­ме­нем и т. п.) и вы­страи­вае­мая ими ие­рар­хия при­во­дит, од­на­ко, не к дис­кре­ди­та­ции ни­же­стоя­щих цен­но­стей, а к их пре­об­ра­же­нию и про­яс­не­нию.

Сре­ди ла­ти­ноя­зыч­ных по­этич. со­чи­не­ний П. осо­бое ме­сто при­над­ле­жит по­эме в гек­са­мет­рах «Аф­ри­ка» («Africa»), ко­то­рую П. счи­тал глав­ным сво­им тру­дом, ра­бо­тал над ней всю жизнь (на­чи­ная с 1338–39) и ос­та­вил не­за­кон­чен­ной. В ос­но­ву сю­же­та по­ло­же­ны за­вер­шаю­щие со­бы­тия 2-й Пу­ни­че­ской вой­ны; гл. ге­рой – Сци­пи­он Стар­ший; осн. жан­ро­вая мо­дель – «Энеи­да» Вер­ги­лия. При этом П. да­ле­ко от­сту­па­ет от Вер­ги­лия как в сти­ле (при­да­вая ему ли­рич. ин­то­на­цию), так и в ком­по­зи­ции (на­ру­шая по­ве­ст­во­ват. по­ря­док мно­го­числ. от­сту­п­ле­ния­ми); гл. вни­ма­ние он уде­ля­ет не со­бы­тий­ной кан­ве, а внутр. жиз­ни пер­со­на­жей. Лат. по­эзия П. вклю­ча­ет так­же «Бу­ко­ли­че­скую песнь» («Bucolicum carmen»); цикл из 12 ал­ле­го­рич. эк­лог (на­пи­сан­ных в 1346–48 и ре­дак­ти­ро­вав­ших­ся до 1366); «Сти­хо­твор­ные по­сла­ния» («Epystole») – сб-к из 3 книг (соз­да­вал­ся с 1350, пе­ре­ра­ба­ты­вал­ся в 1357–1363), вклю­чаю­щий 64 сти­хо­тво­ре­ния раз­но­об­раз­но­го со­дер­жа­ния (жизнь в Во­клю­зе, лю­бовь к Лау­ре и к Ита­лии, за­щи­та по­эзии, при­зы­вы к па­пам вер­нуть в Рим пап­ский пре­стол и др.).

Про­из­ве­де­ния, со­ста­вив­шие сла­ву П. как ро­до­на­чаль­ни­ка ев­роп. гу­ма­низ­ма, яв­ля­ют со­бой об­шир­ный и раз­но­жан­ро­вый кор­пус, в ко­то­ром ус­лов­но мож­но вы­де­лить неск. групп со­чи­не­ний. К ис­то­рич. со­чи­не­ни­ям от­но­сят­ся: кн. «О пре­слав­ных му­жах» («De viris illustri­bus», 1-я ред. – 1341–43) – со­б­ра­ние жиз­не­опи­са­ний, вклю­чав­шее пер­во­на­чаль­но 23 био­гра­фии зна­ме­ни­тых рим­лян и до­пол­нен­ное 12 био­гра­фия­ми биб­лей­ских и ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жей в 1351–53; со­б­ра­ние ис­то­рич. за­ме­ток и за­ри­со­вок в 4 кни­гах – «Дос­то­па­мят­но­сти» («Rerum memorandarum libri», 1343–45). Со­чи­не­ния ди­дак­ти­ко-мо­ра­ли­стич. тол­ка пред­став­ле­ны трак­та­та­ми: «Об уе­ди­не­нии» («De vita solitaria», 1346, ре­дак­ти­ро­вал­ся П. до 1371) – обос­но­ва­ние пет­рар­ков­ско­го жиз­нен­но­го идеа­ла, со­стоя­ще­го в ни­чем не на­ру­шае­мом со­бе­се­до­ва­нии с кни­гой, при­ро­дой и Бо­гом; «О по­кое в ве­ре» («De otio religioso», 1347, ре­дак­ти­ро­вал­ся П. до 1356) со сход­ной по па­фо­су апо­ло­ги­ей уе­ди­нён­ной и со­зер­цат. мо­на­ше­ской жиз­ни; «О сред­ст­вах про­тив Фор­ту­ны» («De remediis utriusque fortunae», 1354–60), про­ник­ну­тым ду­хом стои­циз­ма и ра­зо­бла­чаю­щим лож­ные бла­га и лож­ные не­сча­стья. Груп­пу по­ле­мич. со­чи­не­ний со­став­ля­ют трак­та­ты: «Об­ли­че­ния про­тив ле­ка­ря» («Invec­tive contra medicum quendam», 1352–53) – апо­ло­гия по­эзии, сво­бод­ных ис­кусств и уе­ди­нён­ной жиз­ни; «Об­ли­че­ние про­тив не­кое­го ли­ца вы­со­ко­го по­ло­же­ния, но ма­лой учё­но­сти и доб­ро­де­те­ли» («In­vectiva contra quendam magni status hominem sed nullius scientie aut virtutis», 1355), где П. оп­рав­ды­ва­ет собств. ре­ше­ние при­нять гос­те­при­им­ст­во Дж. Вис­кон­ти и где ут­вер­жда­ет­ся идея внутр. сво­бо­ды; «О не­ве­же­ст­ве сво­ём соб­ст­вен­ном и мно­гих дру­гих лю­дей» («De sui ipsius et multorum ignorantia», 1367–70), где со­дер­жит­ся кри­ти­ка тра­ди­ции Ари­сто­те­ля и по­сту­ли­ру­ет­ся при­мат гу­ма­ни­тар­ных цен­но­стей; «Об­ли­че­ние про­тив зло­сло­вя­ще­го Ита­лию» («Invectiva contra eum qui maledixit Italiae», 1373), где обос­но­вы­ва­ет­ся не­об­хо­ди­мость вер­нуть в Рим пап­ский пре­стол. К про­из­ве­де­ни­ям ис­по­ве­даль­но­го ха­рак­те­ра от­но­сит­ся кн. «Со­кро­вен­ное» («Secretum», 1347–53), в ко­то­рой ито­гом са­мо­ана­ли­за, на­прав­лен­но­го на вы­яв­ле­ние как ус­той­чи­вых пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­стик, так и лич­ных сла­бо­стей (лю­бовь к жен­щи­не, лю­бовь к сла­ве), ста­но­вит­ся не твёр­дая во­ля к пре­одо­ле­нию по­след­них, а изо­бра­же­ние ду­шев­ной про­ти­во­ре­чи­во­сти в ка­че­ст­ве са­мо­дос­та­точ­но­го эс­те­тич. фе­но­ме­на. Все осн. мо­ти­вы дан­но­го кор­пу­са со­чи­не­ний пред­став­ле­ны в эпи­сто­ля­рии П., объ­е­ди­няю­щем неск. сво­дов: «Без ад­ре­са» («Sine nomine», 1342–1359); «Кни­га пи­сем о де­лах по­все­днев­ных» («Familiarium rerum libri», 1351–1364) в 24 кни­гах (все­го 350 пи­сем); «Стар­че­ские пись­ма» («Senilium rerum libri», 1361–74) в 17 кн. [125 пи­сем; со­дер­жа­ние 18-й кни­ги долж­но бы­ло ог­ра­ни­чить­ся не до­ве­дён­ным до кон­ца «Пись­мом к по­том­кам» («Posteritati», 1374)]. Ес­ли в сво­их лат. со­чи­не­ни­ях П. сфор­му­ли­ро­вал гл. идео­ло­ге­мы ев­роп. гу­ма­ни­стич. дви­же­ния (культ ан­тич­но­сти, вы­дви­же­ние на пер­вый план дис­ци­п­лин гу­ма­ни­тар­но­го цик­ла, не­при­ятие чис­той аб­ст­рак­ции и чис­той эм­пи­ри­ки, уни­вер­саль­ное зна­че­ние по­эзии), то в эпи­сто­ля­рии, на­ря­ду с этим, он пре­вра­тил рито­ри­че­ски об­ра­бо­тан­ное сло­во в ин­ст­ру­мент для пе­ре­да­чи ин­ди­ви­ду­аль­ных со­стоя­ний, све­дя во­еди­но две раз­ви­вав­шие­ся до тех пор па­рал­лель­но и имев­шие разл. ге­не­зис тен­ден­ции ев­роп. куль­ту­ры – ин­те­рес к древ­но­сти и ин­те­рес к лич­но­ст­но­му на­ча­лу; тем са­мым бы­ла оп­ре­де­ле­на вся кон­фи­гу­ра­ция Воз­ро­ж­де­ния как ти­па куль­ту­ры.

В Рос­сии ин­те­рес к по­эзии П. воз­ник в кон. 18 в. и в даль­ней­шем на­рас­тал; под­ра­жа­ния П. и пе­ре­во­ды его сти­хов пред­став­ле­ны в твор­че­ст­ве Г. Р. Дер­жа­ви­на, К. Н. Ба­тюш­ко­ва, И. И. Коз­ло­ва, А. Н. Май­ко­ва, Д. С. Ме­реж­ков­ско­го, В. Я. Брю­со­ва, И. А. Бу­ни­на, Вяч. И. Ива­но­ва, Ю. Н. Вер­хов­ско­го, О. Э. Ман­дель­шта­ма и др.

Соч.: Ав­то­био­гра­фия. Ис­по­ведь. Со­не­ты. М., 1915; Избр. ли­ри­ка. М., 1953; Из­бран­ное: Ав­то­био­гра­фи­че­ская про­за. Со­не­ты. М., 1974; Эс­те­ти­че­ские фраг­мен­ты. М., 1982; Аф­ри­ка. М., 1992; Со­чи­не­ния фи­ло­соф­ские и по­ле­ми­че­ские. М., 1998; Три­ум­фы. М., 2000; Со­не­ты. М., 2004; Opere. Firenze, 2006–. Vol. 1–; Canzoniere / A cura di G. Contini. 15 ed. To­rino, 2008.

Лит.: Ко­ре­лин М. С. Очерк из ис­то­рии фи­ло­соф­ской мыс­ли в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. Ми­ро­со­зер­ца­ние Ф. Пет­рар­ки. М., 1899; он же. Ран­ний италь­ян­ский гу­ма­низм и его ис­то­рио­гра­фия. 2-е изд. СПб., 1914. Т. 4: Ф. Пет­рар­ка, его кри­ти­ки и био­гра­фы; Ве­се­лов­ский А. Н. Пет­рар­ка в по­эти­че­ской ис­по­ве­ди Canzo­niere. СПб., 1912; Viscardi A. Petrarca e il Medio evo. Napoli, 1925; Billa­novich G. Petrarca letterato. I: Lo scrittoio del Petrarca. Roma, 1947; Wilkins E. H. Studies in the life and works of Petrarch. Camb. (Mass.), 1955; Хло­дов­ский Р. И. Ф. Пет­рар­ка. М., 1974; Dot­ti U. Petrarca e la scoperta della coscienza moderna. Mil., 1978; idem. Vita di Petrarca. Roma; Bari, 1987; Petrini M. La risurrezione della carne: saggi sul Canzo­niere. Mil., 1993; Бат­кин Л. М. Пет­рар­ка на ост­рие соб­ст­вен­но­го пе­ра. M., 1995; Фур­ман Ю. М. Ф. Пет­рар­ка. По­смерт­ная судь­ба в Ев­ро­пе и Рос­сии. Хар., 2000; Пет­рар­ка в рус­ской ли­те­ра­ту­ре / Сост. В. Т. Дан­чен­ко. М., 2006. Т. 1–2; Ф. Пет­рар­ка и ев­ро­пей­ская куль­ту­ра. М., 2007; Savoca G., Calde­rone B. Concordanza del «Canzoniere» di F. Petrarca. Firenze, 2011. Vol. 1–2; Ф. Пет­рар­ка. Биб­лио­гра­фи­че­ский указ. рус­ских пе­ре­во­дов и кри­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ры на рус­ском язы­ке / Сост. В. Т. Дан­чен­ко. М., 1986.

Вернуться к началу