КОЗЛО́В ИВАН ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЗЛО́В Иван Иванович [11(22).4.1779, Москва – 30.1(11.2).1840, С.-Петербург], рус. поэт, переводчик. Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование. В 1784 записан в л.-гв. Измайловский полк, в 1798 уволен с военной службы. С 1807 числился в канцелярии моск. главнокомандующего. В Отеч. войну 1812 служил во 2-м к-те для образования московской военной силы. В 1813–23 состоял на службе в Деп-те гос. имуществ. Коллеж. сов. (1813). В кон. 1810-х гг. из-за паралича ног лишился возможности передвигаться, к 1821 полностью ослеп. Тогда же К., прежде ведший рассеянную светскую жизнь, приобщился к лит. творчеству (первая публикация – стих. «К Светлане», 1821). В автобиографич. послании «К другу В. А. Ж<уковскому> по возвращении его из путешествия» (1822) К. описал постигшее его несчастье как духовное прозрение, спасительное пробуждение души к истинам веры и утешениям поэзии. Выраженное в лирике К. понимание творчества как религ. воодушевления [«Стансы» («Вчера я, мраком окруженный…»), 1834, «Гимн Орфея», 1839, и др.], приверженность к мелодич. гармонии в стихах, к жанрам романса и песни («Венецианская ночь», 1825, муз. М. И. Глинки, и др.) роднили его с В. А. Жуковским. На стихи К. писали музыку А. А. Алябьев, А. С. Даргомыжский и др.; стих. «Вечерний звон» (1827, пер. из Т. Мура) с музыкой неизв. автора стало нар. песней. Некоторые стихотворения К. подчинены задачам христианской дидактики («Разорение Рима и распространение христианства», 1826; «Элегия. Вольное подражание св. Григорию Назианзину», 1830; «Моя молитва», 1834; «Молитва», 1834). Увлекаясь «мятежной» поэзией Дж. Байрона [перевёл его поэму «Абидосская невеста» (полн. изд. 1826), стихотворения и отрывки из др. поэм], К., как правило, переосмыслял её в сентиментально-элегич. ключе. Ему принадлежит одна из первых рус. романтич. «байронических» поэм – «Чернец» (1823–24, отд. изд. 1825). На место демонич. и непримиримого байроновского героя К. поставил человека, переживающего со всей романтич. экзальтацией страдания «земной жизни». Душевные борения Чернеца – несчастного сироты, убитого горем мужа, обезумевшего мстителя и, наконец, кающегося грешника – разрешаются в надежде на спасение и прощение за гробом. Религ.-дидактич. мотивы пронизывают также поэму К. «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая» (1824–27, отд. изд. 1828), посвящённую судьбе жены И. А. Долгорукова (см. Долгоруковы), последовавшей за мужем в Сибирь, а сразу после его казни (в действительности спустя 19 лет) затворившейся от мира в монастыре. Последняя поэма К. («Безумная», 1830) и поздние его баллады («Бренда», 1834, «Ночь родительской субботы», 1835, «Тайна», 1836, и др.) отличаются мрачным колоритом и обилием романтич. «ужасов» и «тайн», отражая общие тенденции поэзии 1830-х гг. Среди переводов К. – «Крымские сонеты» А. Мицкевича (1829). При жизни К. вышло три сб-ка его стихотворений (1828, 1833, 1834). Посмертное издание (1840) подготовлено Жуковским, отредактировавшим некоторые его стихи.