Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИДЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 261

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Ромашко

ВИДЕ́НИЕ (лат. visio), жанр ср.-век. ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ры. В ос­но­ве В. – фе­но­мен со­при­кос­но­ве­ния че­ло­ве­ка со сфе­рой сверхъ­ес­те­ст­вен­но­го в со­стоя­нии из­ме­нён­но­го соз­на­ния (тран­са, сна, кли­нич. смер­ти). Осн. те­мы В. – по­ту­сто­рон­ний мир, уст­рой­ст­во рая и ада, Страш­ный суд, встре­ча с Ии­су­сом Хри­стом, ан­ге­ла­ми и де­мо­на­ми, умер­ши­ми людь­ми и т. п. Рас­ска­зы о ви­де­ни­ях и снах при­сут­ст­ву­ют в ан­тич­ной лит-ре (Пла­тон, Плу­тарх, Ци­це­рон), в бо­лее позд­них тек­стах язы­че­ской ев­роп. сло­вес­но­сти («Стар­шая Эд­да»); осо­бо важ­ное зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния жан­ра име­ли вет­хо­за­вет­ные (Кни­га про­ро­ка Да­нии­ла) и но­во­за­вет­ные (Апо­ка­лип­сис) тек­сты, а так­же ран­не­хри­сти­ан­ская лит-ра (один из осн. про­об­ра­зов ср.-век. В. – апок­ри­фич. «Ви­де­ние Пав­ла», 3 в.). Пер­во­на­чаль­но (6 в.) В. бы­ли со­став­ной ча­стью бо­лее круп­ных со­чи­не­ний: бо­го­слов­ских («Диа­ло­ги» Гри­го­рия I Ве­ли­ко­го), ле­то­пис­ных и агио­гра­фи­че­ских («Ис­то­рия фран­ков» и жи­тий­ные про­из­ве­де­ния Гри­го­рия Тур­ско­го). Вы­де­ле­ние В. в са­мо­сто­ят. жанр (в про­за­ич. и сти­хотв. фор­ме) от­но­сит­ся к ру­бе­жу 7–8 вв. На про­тя­же­нии не­сколь­ких ве­ков В. бы­ли ча­стью кле­ри­каль­ной лит-ры и но­си­ли ре­ли­ги­оз­но-ди­дак­тич. ха­рак­тер. Рас­цвет В. как кле­ри­каль­но­го жан­ра при­хо­дит­ся на 12 – нач. 13 вв. («Ви­де­ние Тну­гда­ла», «Ви­де­ние Фул­бер­та»). По­яв­ля­ют­ся В. на нар. язы­ках (пе­ре­вод­ные с лат. и греч. язы­ков, а так­же ори­ги­наль­ные), в т. ч. В. ми­рян («Ви­де­ние Тур­кил­ля», 1206). В это же вре­мя жанр по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние в др.-рус. лит-ре («Ви­де­ние Гри­го­рия о хо­ж­де­нии Фео­до­ры по му­кам» из пе­ре­вод­но­го ви­зант. «Жи­тия Ва­си­лия Но­во­го», не позд­нее 12 в.; пе­ре­вод­ное «Ви­де­ние Иса­ии», 12 в., и др.). В 13–14 вв. на­ме­ти­лось раз­ме­же­ва­ние В. на ре­ли­ги­оз­но-мис­ти­че­ские, от­ра­жаю­щие ре­аль­ное ви­зио­нер­ст­во (пред­став­ле­ны в эту эпо­ху пре­им. жен­щи­на­ми-яс­но­ви­ди­ца­ми, пе­ре­даю­щи­ми в В. гл. обр. свой мис­ти­че­ский опыт об­ще­ния с Ии­су­сом Хри­стом: Ха­де­вейх, Мех­тиль­да Маг­де­бург­ская, Гер­тру­да Ве­ли­кая, Ека­те­ри­на Си­ен­ская и др.), и ли­те­ра­тур­ные, в ко­то­рых жан­ро­вые осо­бен­но­сти В. слу­жи­ли кур­ту­аз­ным («Ро­ман о ро­зе»), со­ци­аль­но-по­ли­тич. («Ви­де­ние о Пет­ре Па­ха­ре» У. Ленг­лен­да), са­ти­рич. или па­ро­дий­ным це­лям. Тра­ди­ции В. пре­тво­ре­ны в «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те; ви­зио­нер­ские мо­ти­вы на­шли от­ра­же­ние в ху­дож. литературе по­сле­дую­щих эпох (У. Блейк, У. Б. Йейтс, Д. Л. Ан­д­ре­ев и др.). Фор­ма В. не­ред­ко ис­поль­зу­ет­ся как ус­лов­ный лит. при­ём в про­из­ве­де­ни­ях са­мой раз­но­об­раз­ной те­ма­ти­ки (напр., «Ви­де­ние мур­зы» Г. Р. Дер­жа­ви­на, созд. в 1783–84).

Изд.: Па­мят­ни­ки сред­не­ве­ко­вой ла­тин­ской ли­те­ра­ту­ры IV–IX вв. М., 1970; Mittelal­ter­liche Visionsliteratur: eine Anthologie. Darm­stadt, 1989.

Лит.: Dinzelbacher P. Vision und Visionsli­te­ra­tur im Mittelalter. Stuttg., 1981; Ни­ко­ла М. И. Сю­жет­но-ком­по­зи­ци­он­ные осо­бен­но­сти сред­не­ве­ко­вых ви­де­ний // Про­бле­мы ли­те­ра­тур­ных жан­ров. Томск, 1983; Petroff E. A. Me­die­val women’s visionary literature. N. Y.; Oxf., 1986; Lynch K .L. The high medieval dream vision: poetry, philosophy, and literary form. Stanford, 1988; Morgan A. Dante and the me­dieval other world. Camb., 1990.

Вернуться к началу