ВИДЕ́НИЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИДЕ́НИЕ (лат. visio), жанр ср.-век. европейской литературы. В основе В. – феномен соприкосновения человека со сферой сверхъестественного в состоянии изменённого сознания (транса, сна, клинич. смерти). Осн. темы В. – потусторонний мир, устройство рая и ада, Страшный суд, встреча с Иисусом Христом, ангелами и демонами, умершими людьми и т. п. Рассказы о видениях и снах присутствуют в античной лит-ре (Платон, Плутарх, Цицерон), в более поздних текстах языческой европ. словесности («Старшая Эдда»); особо важное значение для формирования жанра имели ветхозаветные (Книга пророка Даниила) и новозаветные (Апокалипсис) тексты, а также раннехристианская лит-ра (один из осн. прообразов ср.-век. В. – апокрифич. «Видение Павла», 3 в.). Первоначально (6 в.) В. были составной частью более крупных сочинений: богословских («Диалоги» Григория I Великого), летописных и агиографических («История франков» и житийные произведения Григория Турского). Выделение В. в самостоят. жанр (в прозаич. и стихотв. форме) относится к рубежу 7–8 вв. На протяжении нескольких веков В. были частью клерикальной лит-ры и носили религиозно-дидактич. характер. Расцвет В. как клерикального жанра приходится на 12 – нач. 13 вв. («Видение Тнугдала», «Видение Фулберта»). Появляются В. на нар. языках (переводные с лат. и греч. языков, а также оригинальные), в т. ч. В. мирян («Видение Туркилля», 1206). В это же время жанр получает распространение в др.-рус. лит-ре («Видение Григория о хождении Феодоры по мукам» из переводного визант. «Жития Василия Нового», не позднее 12 в.; переводное «Видение Исаии», 12 в., и др.). В 13–14 вв. наметилось размежевание В. на религиозно-мистические, отражающие реальное визионерство (представлены в эту эпоху преим. женщинами-ясновидицами, передающими в В. гл. обр. свой мистический опыт общения с Иисусом Христом: Хадевейх, Мехтильда Магдебургская, Гертруда Великая, Екатерина Сиенская и др.), и литературные, в которых жанровые особенности В. служили куртуазным («Роман о розе»), социально-политич. («Видение о Петре Пахаре» У. Ленгленда), сатирич. или пародийным целям. Традиции В. претворены в «Божественной комедии» Данте; визионерские мотивы нашли отражение в худож. литературе последующих эпох (У. Блейк, У. Б. Йейтс, Д. Л. Андреев и др.). Форма В. нередко используется как условный лит. приём в произведениях самой разнообразной тематики (напр., «Видение мурзы» Г. Р. Державина, созд. в 1783–84).