АРС НО́ВА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРС НО́ВА (лат. Ars nova – новое искусство), историч. период в музыке зап.-европ. Средневековья и раннего Возрождения. Назван по одноим. трактату Филиппа де Витри (ок. 1320). Термин впервые использован И. Вольфом в «Истории мензуральной нотации» («Geschichte der Mensural-Notation», 1904). В узком смысле понятие «А. н.» соотносится с нововведениями последней трети 13–14 вв. в муз. ритмике (и связанной с ней нотации; см. Мензура, Ритмическое деление). Осн. достижением новой ритмики было деление бревиса на 2 равных семибревиса, что уравняло двухдольность с господствовавшей в музыке Арс антиква трёхдольностью, а в области нотации привело к полной замене старой модальной нотации разл. видами мензуральной нотации. Во Франции новое учение о ритме, помимо Витри, развивали Иоанн де Мурис [трактат «Познание музыкального искусства» («Notitia artis musicae», 1321)] и анонимные теоретики его школы [«Книжечка о мензуральном пении» («Libellus cantus mensurabilis», ок. 1340)]. Деление длительностей на 2 равные части ещё до Витри зафиксировано в Италии [впервые у Амера, «Практика музыкального искусства» («Practica artis musicae», 1271); в виде целостного учения у Маркетто Падуанского, «Фруктовый сад» («Pomerium», 1318–26)].
Под «А. н.» часто понимается только многоголосная франц. и итал. (светская и духовная) музыка 14 в. Однако её явное стилевое родство с одноголосными сочинениями того же периода (баллатами, ле и др.) показывает несостоятельность этой упрощённой точки зрения. Некоторые зап. учёные, желая выделить специфику итал. музыки, наряду с термином «А. н.» употребляют термин «музыка треченто», что вносит дополнит. путаницу, т. к. первые образцы итал. А. н. датируются не ранее 1340 (флорентийские композиторы Джованни, Герарделло, Лоренцо и др.), а последние каччи и мадригалы написаны в 1-й четв. 15 в. Правильнее рассматривать А. н. в широком смысле – как переходный от Средневековья к Возрождению период истории музыки, время худож. экспериментов и активных композиторских поисков. Наиболее значительные композиторы 1-й пол. 14 в. – Якопо Болонский (осн. жанр – мадригал) и Филипп де Витри (мотет), во 2-й пол. 14 в. – Г. де Машо (создатель первой авторской мессы, мотетов и мн. светских сочинений) и Ф. Ландини (осн. жанр – баллата).
Новаторский дух А. н. проявил себя не только в области ритма и техники композиции. Для гармонии А. н. характерно новое ощущение диссонанса, обширное использование хроматики (musica ficta, свидетельства о которой появляются в трактатах с кон. 13 в.); гармония А. н. легко узнаваема благодаря т. н. камбиате Ф. Ландини (мелодический ход по ступеням: 7–6–8[1] в верхнем голосе в каденциях). Новыми (или по-новому осмысленными) являются осн. жанры А. н. – мадригал, баллата и качча (в Италии), баллада, виреле и рондо (во Франции); даже традиционно учёный жанр мотета приобрёл эксперим. характер благодаря введению изоритмии. Итал. музыка А. н. во 2-й пол. 14 в. испытала воздействие франц. музыки, но развивалась достаточно самостоятельно (напр., у мадригала нет франц. аналога; мотет, наоборот, не был популярен в Италии).
Нижней границей А. н. считается дата создания сатирич. стихотворного «Романа о Фовеле» с муз. вставками (1316), содержащего, наряду с муз. произведениями в старой технике, сочинения Филиппа де Витри. Верхнюю границу У. Гюнтер (1963) связывает со смертью Г. де Машо (1377), а музыку более позднего времени называет Ars subtilior (лат., букв. – утончённое иск-во). В действительности это своего рода стилистич. декаданс внутри эпохи А. н., который не может быть ограничен географич. пределами Франции и точно датирован. Для Ars subtilior характерны вычурность нотации (загадочные, символич. формы записи), чрезмерное усложнение ритмики, изощрённые приёмы композиции. Мн. сочинения Ars subtilior безымянны; среди сохранившихся имён и прозвищ – Сенлеш (Якоб из Сенлеша), Филипп из Казерты, Пьер де Молен, Солаж, Бартолино Падуанский, Маттео Перуджийский, Николо Захария (Дзакар).