Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРС НО́ВА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 273

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

АРС НО́ВА (лат. Ars nova – но­вое ис­кус­ст­во), ис­то­рич. пе­ри­од в му­зы­ке зап.-ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья и ран­не­го Воз­рож­де­ния. На­зван по од­но­им. трак­та­ту Филип­па де Вит­ри (ок. 1320). Тер­мин впер­вые ис­поль­зо­ван И. Воль­фом в «Ис­то­рии мен­зу­раль­ной но­та­ции» («Ge­schichte der Mensural-Notation», 1904). В уз­ком смыс­ле по­ня­тие «А. н.» со­от­но­сит­ся с но­во­вве­де­ния­ми по­след­ней тре­ти 13–14 вв. в муз. рит­ми­ке (и свя­зан­ной с ней но­та­ции; см. Мен­зу­ра, Рит­ми­че­ское де­ле­ние). Осн. дос­ти­же­ни­ем но­вой рит­ми­ки бы­ло де­ле­ние бре­ви­са на 2 рав­ных се­ми­бре­ви­са, что урав­ня­ло двух­доль­ность с гос­под­ство­вав­шей в му­зы­ке Арс ан­тик­ва трёх­доль­но­стью, а в об­лас­ти но­та­ции при­ве­ло к пол­ной за­ме­не ста­рой мо­даль­ной но­та­ции разл. ви­да­ми мен­зу­раль­ной но­та­ции. Во Фран­ции но­вое уче­ние о рит­ме, по­ми­мо Вит­ри, раз­ви­ва­ли Ио­анн де Му­рис [трак­тат «По­зна­ние му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва» («No­titia artis musicae», 1321)] и ано­ним­ные тео­ре­ти­ки его шко­лы [«Кни­жеч­ка о мен­зу­раль­ном пе­нии» («Libel­lus cantus mensurabilis», ок. 1340)]. Де­ле­ние дли­тель­но­стей на 2 рав­ные час­ти ещё до Вит­ри за­фик­си­ро­ва­но в Ита­лии [впер­вые у Аме­ра, «Прак­ти­ка му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва» («Practica artis musi­cae», 1271); в ви­де це­ло­ст­но­го уче­ния у Мар­кет­то Па­ду­ан­ско­го, «Фрук­то­вый сад» («Pomerium», 1318–26)].

Под «А. н.» час­то по­ни­ма­ет­ся толь­ко мно­го­го­лос­ная франц. и итал. (свет­ская и ду­хов­ная) му­зы­ка 14 в. Од­на­ко её яв­ное сти­ле­вое род­ст­во с од­но­го­лос­ны­ми со­чи­не­ния­ми то­го же пе­рио­да (бал­ла­та­ми, ле и др.) по­ка­зы­ва­ет не­со­стоя­тель­ность этой уп­ро­щён­ной точ­ки зре­ния. Не­ко­то­рые зап. учё­ные, же­лая вы­де­лить спе­ци­фи­ку итал. му­зы­ки, на­ря­ду с тер­ми­ном «А. н.» упот­реб­ля­ют тер­мин «му­зы­ка тре­чен­то», что вно­сит до­пол­нит. пу­та­ни­цу, т. к. пер­вые об­раз­цы итал. А. н. да­ти­ру­ют­ся не ра­нее 1340 (фло­рен­тий­ские ком­по­зи­то­ры Джо­ван­ни, Ге­рар­дел­ло, Ло­рен­цо и др.), а по­след­ние кач­чи и мад­ри­га­лы на­пи­са­ны в 1-й четв. 15 в. Пра­виль­нее рас­смат­ри­вать А. н. в ши­ро­ком смыс­ле – как пе­ре­ход­ный от Сред­не­ве­ко­вья к Воз­ро­ж­де­нию пе­ри­од ис­то­рии му­зы­ки, вре­мя ху­дож. экс­пе­ри­мен­тов и ак­тив­ных ком­по­зи­тор­ских по­ис­ков. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные ком­по­зи­то­ры 1-й пол. 14 в. – Яко­по Бо­лон­ский (осн. жанр – мад­ри­гал) и Фи­липп де Вит­ри (мо­тет), во 2-й пол. 14 в. – Г. де Ма­шо (соз­да­тель пер­вой ав­тор­ской мес­сы, мо­те­тов и мн. свет­ских со­чи­не­ний) и Ф. Лан­ди­ни (осн. жанр – бал­ла­та).

Но­ва­тор­ский дух А. н. про­явил се­бя не толь­ко в об­лас­ти рит­ма и тех­ни­ки ком­по­зи­ции. Для гар­мо­нии А. н. ха­рак­тер­но но­вое ощу­ще­ние дис­со­нан­са, об­шир­ное ис­поль­зо­ва­ние хро­ма­ти­ки (musica ficta, сви­де­тель­ст­ва о ко­то­рой по­яв­ля­ют­ся в трак­та­тах с кон. 13 в.); гармо­ния А. н. лег­ко уз­на­вае­ма бла­го­да­ря т. н. кам­биа­те Ф. Лан­ди­ни (ме­ло­ди­че­ский ход по сту­пе­ням: 7–6–8[1] в верх­нем го­ло­се в ка­ден­ци­ях). Но­вы­ми (или по-но­во­му ос­мыс­лен­ны­ми) яв­ля­ют­ся осн. жан­ры А. н. – мад­ри­гал, бал­ла­та и кач­ча (в Ита­лии), бал­ла­да, ви­ре­ле и рон­до (во Фран­ции); да­же тра­ди­ци­он­но учёный жанр мо­те­та при­об­рёл экс­пе­рим. ха­рак­тер бла­го­да­ря вве­де­нию изо­рит­мии. Итал. му­зы­ка А. н. во 2-й пол. 14 в. ис­пы­та­ла воз­дей­ст­вие франц. му­зы­ки, но раз­ви­ва­лась дос­та­точ­но са­мо­стоя­тель­но (напр., у мад­ри­га­ла нет франц. ана­ло­га; мо­тет, на­обо­рот, не был по­пу­ля­рен в Ита­лии).

Ниж­ней гра­ни­цей А. н. счи­та­ет­ся да­та соз­да­ния са­ти­рич. сти­хо­твор­но­го «Ро­ма­на о Фо­ве­ле» с муз. встав­ка­ми (1316), со­дер­жа­ще­го, на­ря­ду с муз. про­из­ве­дения­ми в ста­рой тех­ни­ке, со­чи­не­ния Фи­лип­па де Вит­ри. Верх­нюю гра­ни­цу У. Гюн­тер (1963) свя­зы­ва­ет со смер­тью Г. де Ма­шо (1377), а му­зы­ку бо­лее позд­не­го вре­ме­ни на­зы­ва­ет Ars subtilior (лат., букв. – утон­чён­ное иск-во). В дей­ст­ви­тель­но­сти это сво­его ро­да сти­ли­стич. де­ка­данс внут­ри эпо­хи А. н., ко­то­рый не мо­жет быть ог­ра­ни­чен гео­гра­фич. пре­де­ла­ми Фран­ции и точ­но да­ти­ро­ван. Для Ars subtilior ха­рак­тер­ны вы­чур­ность но­та­ции (за­га­доч­ные, сим­во­лич. фор­мы за­пи­си), чрез­мер­ное ус­лож­не­ние рит­ми­ки, изо­щрён­ные приё­мы ком­по­зи­ции. Мн. со­чи­не­ния Ars subtilior бе­зы­мян­ны; сре­ди со­хра­нив­ших­ся имён и про­звищ – Сен­леш (Якоб из Сен­ле­ша), Фи­липп из Ка­зер­ты, Пьер де Мо­лен, Со­лаж, Бар­то­ли­но Па­ду­ан­ский, Мат­тео Пе­руд­жий­ский, Ни­ко­ло За­ха­рия (Дза­кар).

Лит.: Fischer K. Studien zur italienischen Mu­sik des Tre­cento und frü hen Quattrocento. Bern, 1956; Günther U. Das Ende der Ars No­va // Die Mu­sik­for­schung. 1963. Bd 16; Pir­rot­ta N. Ars Nova e stil novo // Riv­ista Ita­l­i­ana di Mu­si­colo­gia. 1966. №1; Ис­то­рия по­ли­фо­нии. М., 1983. Вып. 1: Мно­го­го­ло­сие средне­ве­ко­вья, X–XIV вв. / Сост. Ю. Ев­до­ки­мо­ва; Leech-Wilk­in­son D. Ars An­ti­qua – Ars Nova – Ars Sub­tilior // An­tiq­uity and the Mid­dle Ages / Ed. J. McKin­non. L., 1990.

Вернуться к началу