Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЛЛА́ДА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 713-714

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров, С. Н. Лебедев

БАЛЛА́ДА (франц. ballade, от про­ванс. ba­lada – тан­це­валь­ная пес­ня, от позд­не­лат. ballo – тан­це­вать), 1) муз.-по­этич. жанр во Фран­ции 14–15 вв. Сти­хотв. фор­ма (од­на из твёр­дых форм в по­эзии) вклю­ча­ет 3 стро­фы на оди­на­ко­вые риф­мы (ababbcbc для 8-слож­но­го, ababbccdcd или ababccdd для 10-слож­но­го сти­ха) с реф­ре­ном в кон­це стро­фы (встре­ча­ет­ся так­же за­клю­чит. по­лу­стро­фа – «по­сыл­ка», об­ра­ще­ние к ад­ре­са­ту). Муз. фор­ма раз­би­ва­ет ка­ж­дую стро­фу тек­ста на 3 час­ти (AAB). Ха­рак­тер­на лю­бов­ная те­ма­ти­ка. Яр­кие об­раз­цы муз.-по­этич. Б. – у Гиль­о­ма де Ма­шо [в т. ч. «De toutes flours» («Из всех цве­тов»)]. В 15 в. (у Кри­сти­ны Пи­зан­ской, Ф. Вий­о­на) со­хра­ня­ет­ся толь­ко по­этич. Б. (без му­зы­ки). Рас­про­стра­не­ние за пре­де­ла­ми франц. Сред­не­ве­ко­вья по­лу­чи­ла в сти­ли­за­ци­ях (В. Я. Брю­сов, М. А. Куз­мин). 2) Ли­ро­эпи­че­ский жанр анг­ло-шотл. нар. по­эзии 14–16 вв. на ис­то­рич. (позд­нее так­же ска­зоч­ные и бы­то­вые) те­мы: о по­гра­нич­ных вой­нах, о нар. ле­ген­дар­ном ге­рое Ро­бин Гу­де – обыч­но с тра­гизмом, та­ин­ст­вен­но­стью, от­ры­ви­стым по­ве­ст­во­ва­ни­ем, дра­ма­тич. диа­ло­гом. Та­кие Б. сход­ны с исп. ро­ман­сом, не­ко­то­ры­ми ви­да­ми рус. бы­лин и ис­то­ри­че­ских пе­сен, нем. нар. пес­ня­ми, впо­след­ст­вии то­же на­зван­ны­ми «Б.». Ин­те­рес к нар. Б. в эпо­ху пред­ро­ман­тиз­ма и ро­ман­тиз­ма (сб-ки нар. по­эзии Т. Пер­си «Па­мят­ни­ки ста­рин­ной анг­лий­ской по­эзии», 1765, Л. Ар­ни­ма и К. Брен­та­но «Вол­шеб­ный рог маль­чи­ка», 1806–1808) по­ро­дил ана­ло­гич­ный жанр ли­те­ра­тур­ной Б. (В. Скотт, Р. Сау­ти, Г. Бюр­гер, Ф. Шил­лер, И. В. Гё­те, А. Миц­ке­вич, В. А. Жу­ков­ский, А. С. Пуш­кин, М. Ю. Лер­мон­тов, А. К. Тол­стой). Здесь обыч­но раз­ра­ба­ты­ва­лась ска­зоч­ная или ис­то­рич. те­ма­ти­ка, совр. те­мы при­вле­ка­лись ред­ко, как пра­ви­ло, с це­лью ге­рои­за­ции со­бы­тия или, на­обо­рот, иро­ни­че­ски (Г. Гей­не). В совр. по­эзии в фор­ме Б. час­то соз­да­ва­лись сти­хи о вой­не (Н. С. Ти­хо­нов, К. М. Си­мо­нов). Ли­те­ра­тур­ная Б. име­ет тен­ден­цию к сбли­же­нию с гор. фольк­ло­ром, эс­т­рад­ной пес­ней (Б. Брехт).

3) Жанр во­каль­ной и ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки. С сер. 18 в. в ев­роп. му­зыке (пер­во­на­чаль­но не­мец­кой) рас­про­стра­ни­лись пес­ни на тек­сты по­этич. Б., обыч­но для од­но­го го­ло­са с фп. Рас­цвет пе­сен­ной Б. свя­зан с ав­ст­ро-нем. ро­ман­тиз­мом («Лес­ной царь» Ф. Шу­бер­та, со­чи­не­ния К. Лё­ве, Р. Шу­ма­на, Х. Воль­фа). В Рос­сии Б. поя­ви­лась в 19 в. под влия­ни­ем нем. куль­ту­ры (со­чи­не­ния А. Н. Вер­стов­ско­го, А. Е. Вар­ла­мо­ва, «Мо­ре» А. П. Бо­ро­ди­на, «За­бы­тый» М. П. Му­сорг­ско­го, «Ко­роль­ки» П. И. Чай­ков­ско­го). В опе­ре Б. как раз­но­вид­ность арии ис­поль­зу­ет­ся в функ­ции рас­ска­за: бал­ла­ды Сен­ты («Ле­ту­чий Гол­лан­дец» Р. Ваг­не­ра), Фин­на («Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки), Том­ско­го («Пи­ко­вая да­ма» Чай­ков­ско­го). По­ве­ст­во­ват. ха­рак­тер, сю­жет­ность и кар­тин­ность, свой­ст­вен­ные во­каль­ной Б. 18–19 вв., на­шли пре­тво­ре­ние в ро­ман­тич. ин­ст­ру­мен­таль­ных Б. (Ф. Шо­пен, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ). Позд­нее Б. мог­ла со­еди­нять­ся с др. жан­ра­ми [Со­на­та-бал­ла­да для фп. Н. К. Мет­не­ра, 1914; Кон­церт-бал­ла­да для вио­лон­че­ли с ор­ке­ст­ром А. К. Гла­зу­но­ва, 1931; Сим­фо­ния-бал­ла­да Н. Я. Мяс­ков­ско­го (сим­фо­ния № 22), 1941].

Лит.: Weissert G. Ballade. Stuttg., 1980.

Вернуться к началу