БАЛЛА́ДА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАЛЛА́ДА (франц. ballade, от прованс. balada – танцевальная песня, от позднелат. ballo – танцевать), 1) муз.-поэтич. жанр во Франции 14–15 вв. Стихотв. форма (одна из твёрдых форм в поэзии) включает 3 строфы на одинаковые рифмы (ababbcbc для 8-сложного, ababbccdcd или ababccdd для 10-сложного стиха) с рефреном в конце строфы (встречается также заключит. полустрофа – «посылка», обращение к адресату). Муз. форма разбивает каждую строфу текста на 3 части (AAB). Характерна любовная тематика. Яркие образцы муз.-поэтич. Б. – у Гильома де Машо [в т. ч. «De toutes flours» («Из всех цветов»)]. В 15 в. (у Кристины Пизанской, Ф. Вийона) сохраняется только поэтич. Б. (без музыки). Распространение за пределами франц. Средневековья получила в стилизациях (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин). 2) Лироэпический жанр англо-шотл. нар. поэзии 14–16 вв. на историч. (позднее также сказочные и бытовые) темы: о пограничных войнах, о нар. легендарном герое Робин Гуде – обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматич. диалогом. Такие Б. сходны с исп. романсом, некоторыми видами рус. былин и исторических песен, нем. нар. песнями, впоследствии тоже названными «Б.». Интерес к нар. Б. в эпоху предромантизма и романтизма (сб-ки нар. поэзии Т. Перси «Памятники старинной английской поэзии», 1765, Л. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика», 1806–1808) породил аналогичный жанр литературной Б. (В. Скотт, Р. Саути, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, А. Мицкевич, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой). Здесь обычно разрабатывалась сказочная или историч. тематика, совр. темы привлекались редко, как правило, с целью героизации события или, наоборот, иронически (Г. Гейне). В совр. поэзии в форме Б. часто создавались стихи о войне (Н. С. Тихонов, К. М. Симонов). Литературная Б. имеет тенденцию к сближению с гор. фольклором, эстрадной песней (Б. Брехт).
3) Жанр вокальной и инструментальной музыки. С сер. 18 в. в европ. музыке (первоначально немецкой) распространились песни на тексты поэтич. Б., обычно для одного голоса с фп. Расцвет песенной Б. связан с австро-нем. романтизмом («Лесной царь» Ф. Шуберта, сочинения К. Лёве, Р. Шумана, Х. Вольфа). В России Б. появилась в 19 в. под влиянием нем. культуры (сочинения А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, «Море» А. П. Бородина, «Забытый» М. П. Мусоргского, «Корольки» П. И. Чайковского). В опере Б. как разновидность арии используется в функции рассказа: баллады Сенты («Летучий Голландец» Р. Вагнера), Финна («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Томского («Пиковая дама» Чайковского). Повествоват. характер, сюжетность и картинность, свойственные вокальной Б. 18–19 вв., нашли претворение в романтич. инструментальных Б. (Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ). Позднее Б. могла соединяться с др. жанрами [Соната-баллада для фп. Н. К. Метнера, 1914; Концерт-баллада для виолончели с оркестром А. К. Глазунова, 1931; Симфония-баллада Н. Я. Мясковского (симфония № 22), 1941].