Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЫЛИ́НА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 454-455

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. В. Зуева; Е. М. Фраёнова (сказительская традиция)

БЫЛИ́НА, древ­не­рус­ская, поз­же рус­ская нар. эпи­чес­кая пес­ня о ге­ро­ич. со­бы­ти­ях или при­ме­ча­тель­ных эпи­зо­дах нац. ис­то­рии 11–16 вв. Тер­мин «Б.» был вве­дён в на­уч. обо­рот в 1840-х гг. на ос­но­ва­нии упо­ми­нае­мых в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве» «бы­ли­нах се­го вре­ме­ни». Как эпос ран­не­фе­о­даль­но­го ти­па Б. со­от­вет­ст­ву­ют пе­сен­но­му эпич. твор­че­ст­ву мн. на­ро­дов Ев­ро­пы и Азии. В пер­во­на­чаль­ном ви­де Б. воз­ник­ли в Ки­ев­ской Ру­си, в око­ло­кня­же­ской сре­де. Для Б. ха­рак­те­рен ши­ро­кий ох­ват со­бы­тий в про­стран­ст­ве и во вре­ме­ни, пат­рио­тич. на­прав­лен­ность, ге­ро­ич. со­дер­жа­ние и дра­ма­тизм сю­же­та (бит­ва бо­га­ты­ря с вра­га­ми Рус­ской зем­ли и др.). Сло­жив­шие­ся на поч­ве ар­ха­ич. фольк­ло­ра и унас­ле­до­вав­шие от не­го мн. ми­фо­ло­гич. чер­ты (ве­ли­кан Свя­то­гор, обо­ро­тень Волх, змее­бор­цы), Б. вос­при­ни­ма­лись нар. соз­на­ни­ем как хра­ни­ли­ще ис­то­рич. па­мя­ти, по­это­му их дос­то­вер­ность не под­вер­га­лась со­мне­нию. Б. ис­пол­ня­лись эпич. пев­ца­ми – ска­зи­те­ля­ми до сер. 20 в. В 19–20 вв. ска­зи­тели на­зы­ва­ли Б. «ста́ринами», т. е. пес­ня­ми о дей­ст­ви­тель­ных со­бы­ти­ях да­лё­ко­го про­шло­го.

Б. за­пи­сы­ва­лись с сер. 18 в. на Ура­ле («Древ­ние рос­сий­ские сти­хо­тво­ре­ния, со­б­ран­ные Кир­шею Да­ни­ло­вым», опубл. в 1804); на­чи­ная с сер. 19 в. – пре­им. на Рус­ском Се­ве­ре (Ар­хан­гель­ская, Оло­нец­кая гу­бер­нии, ре­ки Ме­зень, Пе­чо­ра, Пи­не­га, по­бе­ре­жье Бе­ло­го м.), а так­же в Во­ло­год­ской губ., Си­би­ри, По­вол­жье, центр. гу­бер­ни­ях Рос­сии. На ру­бе­же 19–20 вв. пред­ста­ви­те­ля­ми ис­то­рич. шко­лы в фольк­ло­ри­сти­ке (В. Ф. Мил­лер и др.) бы­ли ус­та­нов­ле­ны про­то­ти­пы ге­роев Б., кон­крет­ная со­бы­тий­ная ос­но­ва сю­же­тов.

Рас­цвет Б. про­ис­хо­дил в Кие­ве в 11–12 вв., а по­сле ос­лаб­ле­ния Кие­ва (со 2-й пол. 12 в.) Б. пе­ре­мес­ти­лись на за­пад и на се­вер, в Нов­го­род­ский край. Из­вест­но ок. 100 сю­же­тов Б. (с ва­ри­ан­та­ми и вер­сия­ми за­пи­са­но бо­лее 3000 тек­стов). В до­шед­шем до нас ви­де Б. по­зво­ля­ют су­дить лишь о со­дер­жа­нии древ­них пе­сен Ки­ев­ской Ру­си, но не об их пер­во­на­чаль­ной фор­ме. Пред­став­ле­ние о вы­со­ком уров­не по­этич­но­сти и исто­рич. кон­крет­но­сти эпич. твор­че­ст­ва Древ­ней Ру­си да­ют «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве» и укр. нар. ду­мы. Б. бы­ли ус­вое­ны и твор­че­ски об­ра­бо­та­ны ско­мо­ро­ха­ми (соз­дав­ши­ми фор­му­лы за­чи­нов и кон­цо­вок, па­ро­дии на Б. – т. н. ско­мо­ро­ши­ны, и др.). В Б. 16–17 вв. на­шёл от­ра­же­ние быт выс­ших со­сло­вий Мо­с­ков­ской Ру­си и ка­за­че­ст­ва.

В. М. Васнецов. Три богатыря. 1881–98. Третьяковская галерея (Москва).

Б. от­ра­зи­ли многие ис­то­рические фак­ты и реа­лии: борь­бу про­тив степ­ня­ков-ко­чев­ни­ков (ко­то­рые обо­зна­че­ны об­щим эт­но­ни­мом «та­та­ры»; од­но из са­мых зна­чительных про­из­ве­де­ний о на­ше­ст­вии ко­чев­ни­ков – Б. «Илья Му­ро­мец и Ка́лин-царь»), гео­гра­фию и пей­заж Ки­ев­ской Ру­си («раз­доль­и­це чис­то по­ле»), де­та­ли во­ен. кня­же­ско-дру­жин­но­го бы­та, жиз­нен­но­го и со­слов­но­го ук­ла­да (осн. за­щит­ни­ки Ру­си – Илья Му­ро­мец, До­б­ры­ня Ни­ки­тич и Алё­ша По­по­вич – вы­ход­цы из кре­сть­ян­ско­го, кня­же­ско­го и ду­хов­но­го со­сло­вий), обы­чаи и тра­ди­ции (че­рез мн. Б. про­хо­дит идея не­ру­ши­мо­сти се­мьи – «Да­ни­ла Лов­ча­нин», «Ставр Го­ди­но­вич»; те­ма Б. «Про Со­ло­вья Бу­ди­ми­ро­ви­ча» – бра­ки рус. кня­жон со знат­ны­ми ино­зем­ца­ми); со­хра­ни­ли име­на ре­аль­но су­ще­ст­во­вав­ших Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­во­ви­ча и Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, До­б­ры­ни, Сад­ко, Алек­сан­д­ра (Алё­ши) По­по­ви­ча, Ильи Му­ром­ца, по­ло­вец­ких и та­тар­ских ха­нов (Ту­гор­ка­на, Ба­тыя). Од­на­ко ху­дож. вы­мы­сел по­зво­лял от­но­сить их к бо­лее ран­не­му или позд­не­му ис­то­рич. вре­ме­ни.

В Б. Ки­ев пред­ста­ёт сим­во­лом един­ст­ва и гос. са­мо­стоя­тель­но­сти Рус. зем­ли: мн. со­бы­тия про­ис­хо­дят при дво­ре кн. Вла­ди­ми­ра. Нов­го­род­ские Б. вос­про­из­ве­ли ку­печ. иде­ал бо­гат­ст­ва, пред­при­им­чи­вость, дух сме­лых пу­те­ше­ст­вий; вос­пе­ли удаль и си­лу нов­го­род­цев («Сад­ко», «Воль­га и Ми­ку­ла»). По­ли­тич. борь­ба в Нов­го­ро­де 13–14 вв. ото­бра­же­на в Б. «Ва­си­лий Бус­ла­ев и нов­го­род­цы».

В Б. на­шли пре­лом­ле­ние об­ще­рас­про­ст­ра­нён­ные «бро­дя­чие сю­же­ты» (муж на свадь­бе сво­ей же­ны, бой от­ца с сы­ном), а так­же мо­ти­вы пе­ре­вод­ных и ори­ги­наль­ных по­вес­тей (об Ин­дий­ском цар­ст­ве, о Ка­зан­ском цар­ст­ве, о Ма­мае­вом по­бои­ще). Цер­ков­но-па­лом­нич. сре­да обу­сло­ви­ла влия­ние на Б. книж­ных (жи­тия, апок­ри­фы) и уст­ных хри­сти­ан­ских ле­генд, ду­хов­ных сти­хов.

По­этич. язык Б. под­чи­нён за­да­че изо­бра­же­ния гран­ди­оз­но­го и зна­чи­тель­но­го, по­ве­ст­во­ва­ние в них не­то­ро­п­ли­во и ве­ли­ча­во. Гл. ху­дож. при­ём Б. – ги­пер­бо­ла. Осо­бен­но зна­чи­мы ги­пер­бо­лы в изо­бра­же­нии рус. бо­га­ты­рей (тя­жесть и до­ро­гая це­на ору­жия и сна­ря­же­ния, бо­га­тыр­ский по­скок на ко­не «вы­ше ле­са стоя­че­го, ни­же об­ла­ка хо­дя­че­го»). Выс­шей сте­пе­ни ги­пер­бо­лы дос­ти­га­ли в куль­ми­на­ции сю­же­та Б. – изо­бра­же­нии боя: бо­га­тырь хва­та­ет то, что под­вер­нулось ему под ру­ку (бое­вую па­ли­цу, шап­ку «со буй­ной го­ло­вы», «ду­би­ноч­ку» и да­же «та­та­ри­на»), и на­чи­на­ет этим «по­ма­хи­вать»: «Дак ку­ды-де мах­нёт – ту­да ули­цы, Да на­задь от­мах­нёт – пе­реулоч­ки». Ти­пи­за­ция пер­со­на­жей в Б. не ис­клю­ча­ла эле­мен­тов ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции, что бы­ло, в ча­ст­но­сти, от­ме­че­но А. Ф. Гиль­фер­дин­гом: кн. Вла­ди­мир – бла­го­душ­ный и сла­бо­воль­ный пра­ви­тель; Илья Му­ро­мец – спо­кой­ная и уве­рен­ная в се­бе си­ла; До­б­ры­ня – оли­це­тво­рение веж­ли­во­сти и изящ­но­го бла­го­род­ст­ва; Ва­си­лий Иг­нать­е­вич – пья­ни­ца, в ми­ну­ту бе­ды от­резв­ляю­щий­ся и со­вер­шаю­щий под­ви­ги. Один из прин­ци­пов эпич. ти­пи­за­ции – си­нек­до­ха: Б. изо­бра­жа­ли не всю др.-рус. дру­жи­ну, а отд. вои­нов-бо­га­ты­рей, по­бе­ж­даю­щих пол­чи­ща вра­гов; вра­же­ская си­ла так­же мог­ла изо­бра­жать­ся в еди­нич­ных об­ра­зах (Ту­га­рин Змее­вич, Идо­ли­ще). Ком­по­зиц. ос­но­ву сю­же­тов мн. Б. со­став­ля­ют ан­ти­те­за и ут­рое­ние. Тра­ди­ция эпич. ска­зи­тель­ст­ва вы­ра­бо­та­ла при­выч­ные фор­му­лы – loci communes (лат. «об­щие мес­та»), ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись при опи­са­нии од­но­тип­ных си­туа­ций: вход в грид­ню, пир у кн. Вла­ди­ми­ра, сед­ла­ние ко­ня, рас­пра­ва бо­га­ты­ря с вра­га­ми и пр. В раз­вёр­ты­ва­нии сю­же­та обя­за­тель­но при­сут­ст­во­ва­ли раз­но­об­раз­ные и мно­го­числ. по­вто­ре­ния, что при­во­ди­ло к за­мед­ле­нию дей­ст­вия (ре­тар­да­ции). По­этич. стиль Б. соз­да­ва­ли срав­не­ния (бо­га­тырь вы­ез­жа­ет на ко­не «как ясён сокóл», конь под ним «как бы лю­той зверь», ко­пьё в его ру­ках «как све­ча го­рит»), по­сто­ян­ные эпи­те­ты (па­ли­ца – «бу­лат­ная», стре­ла – «ка­лё­ная», бо­га­тырь – «силь­ный, мо­гу­чий», вра­жья сила – «по­га­ная, не­вер­ная», Русь – «свя­тая»), по­вто­ры слов («чер­ным-чер­но», «драть­ся-ра­тить­ся»). Стих Б. свя­зан с её на­пе­вом и от­но­сит­ся к то­ни­че­ско­му сти­хо­сло­же­нию (см. На­род­ный стих).

Ска­зи­тель­ская тра­ди­ция со­хра­ня­лась на Рус. Се­ве­ре, по­сте­пен­но уга­сая, до 1950–60-х гг. Для сев. Б. (При­оне­жье, Бе­ло­мо­рье, бас­сейн рек Пи­не­ги, Ме­зе­ни, Пе­чо­ры) ха­рак­тер­ны ре­чи­та­тив­ный на­пев, по дли­не со­от­вет­ст­вую­щий 1–3 сти­хам, де­та­ли­зи­ро­ван­ное из­ло­же­ние сю­же­та, не­за­кре­п­лён­ность тек­ста за на­пе­ва­ми (все тек­сты рас­пе­ва­лись на неск. «ро­до­вых» на­пе­вов, ко­то­рые пе­ре­да­ва­лись из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние). Тра­ди­ция пре­им. соль­ная, из­ред­ка встре­ча­ет­ся мно­го­го­ло­сие (осн. на­пев ук­ра­ша­ет­ся под­го­ло­ска­ми). Раз­ли­ча­ют­ся 3 сти­ле­вые груп­пы сев. бы­лин: онеж­ская (ска­зи­те­ли Ря­би­ни­ны, В. П. Ще­го­лё­нок, Су­ри­ко­вы, Ан­д­риа­но­вы), пи­неж­ско-бе­ло­мор­ская (М. Д. Кри­во­по­ле­но­ва, Крю­ко­вы, Икон­ни­ко­вы), ме­зен­ско-пе­чор­ская (Шуль­ги­ны, Чу­про­вы). На юге Рос­сии жи­вая бы­лин­ная тра­ди­ция су­ще­ст­ву­ет сре­ди дон­ских ка­за­ков (Рос­тов­ская и Вол­го­град­ская об­лас­ти), ка­за­ков-не­кра­сов­цев (Став­ро­по­лье). Осо­бен­но­сти бы­лин юж. тра­ди­ции: про­тя­жён­ный на­пев пе­сен­но­го ха­рак­те­ра, крат­кое из­ло­же­ние сю­же­та, пре­им. хо­ро­вое мно­го­го­лос­ное ис­пол­не­ние; по сти­лю раз­ли­ча­ют­ся соб­ст­вен­но бы­ли­ны и бы­лин­ные пес­ни, близ­кие про­тяж­ным ли­ри­че­ским пес­ням с ши­ро­ки­ми рас­пе­ва­ми и раз­ви­той под­го­ло­соч­ной по­ли­фо­ни­ей.

Изд.: Пес­ни, со­б­ран­ные П. В. Ки­ре­ев­ским. М., 1860–1863. Ч. 1–2. Вып. 1–5: Пес­ни бы­ле­вые; Пес­ни, со­б­ран­ные П. Н. Рыб­ни­ко­вым: В 3 т. / Под ред. А. Е. Гру­зин­ско­го. 2-е изд. М., 1909–1910; Онеж­ские бы­ли­ны, за­пи­сан­ные А. Ф. Гиль­фер­дин­гом ле­том 1871 г.: В 3 т. / Под­гот. тек­стов и ком­мент. А. И. Ни­ки­фо­ро­ва и Г. С. Ви­но­гра­до­ва. 4-е изд. М.; Л., 1949–1951; Рим­ский-Кор­са­ков Н. А. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 47; Илья Му­ро­мец / Под­гот. тек­стов, ста­тья и ком­мент. А. М. Ас­та­хо­вой. М.; Л., 1958; До­б­ры­ня Ни­ки­тич и Але­ша По­по­вич / Под­гот. Ю. И. Смир­нов и В. Г. Смо­лиц­кий. М., 1974; Нов­го­род­ские бы­ли­ны / Под­гот. Ю. И. Смир­нов и В. Г. Смо­лиц­кий. М., 1978; Бы­ли­ны. Рус­ский му­зы­каль­ный эпос. М., 1981; Древ­ние рос­сий­ские сти­хо­тво­ре­ния, со­б­ран­ные Кир­шею Да­ни­ло­вым / Под ред. А. А. Го­ре­ло­ва. СПб., 2000; Бы­ли­ны Пе­чо­ры: В 2 т. / Под­гот. В. И. Ере­ми­на и др. СПб.; М., 2001; Бе­ло­мор­ские ста́рины и ду­хов­ные сти­хи: Со­б­ра­ние А. В. Мар­ко­ва / Под­гот. С. Н. Аз­бе­лев, Ю. И. Мар­чен­ко. СПб., 2002; Ар­хан­гель­ские бы­ли­ны и ис­то­ри­че­ские пес­ни, со­б­ран­ные А. Д. Гри­горь­е­вым в 1899–1901 гг., с на­пе­ва­ми, за­пи­сан­ны­ми по­сред­ст­вом фо­но­гра­фа: В 3 т. / Под­гот. тек­стов, вступ. ст., сло­варь, тек­сто­лог. по­яс­не­ния А. А. Го­ре­ло­ва. СПб., 2002–2003.

Лит.: Ве­се­лов­ский А. Н. Юж­но­рус­ские бы­ли­ны. СПб., 1881–1884. Т. 1–3; Мил­лер В. Ф. Очер­ки рус­ской на­род­ной сло­вес­но­сти. М., 1897–1910. Т. 1–2. М.; Л., 1924. Т. 3; Пропп В. Я. Рус­ский ге­рои­че­ский эпос. М., 1958. М., 1999; Аз­бе­лев С. Н. Ис­то­ризм бы­лин и спе­ци­фи­ка фольк­ло­ра. Л., 1982; Чи­че­ров В. И. Шко­лы ска­зи­те­лей За­оне­жья. М., 1982; Ани­кин В. П. Бы­ли­ны: Ме­тод вы­яс­нения ис­то­ри­че­ской хро­но­ло­гии ва­ри­ан­тов. М., 1984; Се­ли­ва­нов Ф. М. Ху­до­же­ст­вен­ные срав­не­ния рус­ско­го пе­сен­но­го эпо­са: Сис­те­ма­ти­че­ский ука­за­тель. М., 1990; Ас­тафь­е­ва Л. А. Сю­жет и стиль рус­ских бы­лин. М., 1993; Но­ви­ков Ю. А. Ска­зи­тель и бы­лин­ная тра­ди­ция. СПб., 2000.

Вернуться к началу