Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУХО́ВНЫЕ СТИХИ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 439-440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

ДУХО́ВНЫЕ СТИХИ́, жанр рус. фольк­ло­ра, сти­хо­тво­ре­ния-пес­ни на ре­лиг. те­мы и сю­же­ты (в осн. за­им­ст­во­ван­ные из Биб­лии и жи­тий). Су­ще­ст­ву­ют раз­ные точ­ки зре­ния от­но­си­тель­но вре­ме­ни соз­да­ния Д. с. Вы­ска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что жанр Д. с. сло­жил­ся по­сле при­ня­тия хри­сти­ан­ст­ва на Ру­си, в 10–11 вв., а воз­мож­но, да­же в язы­че­ские вре­ме­на (лишь позд­нее впи­тав хри­сти­ан­ские эле­мен­ты); со­глас­но др. точ­ке зре­ния, Д. с. на­ча­ли соз­да­вать­ся не ра­нее 17 в. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но мне­ние, что фор­ми­ро­ва­ние жан­ра от­но­сит­ся к 15–17 вв.

Д. с. сло­же­ны в осн. то­ни­че­ским сти­хом, как и бы­ли­ны; язык мно­гих Д. с. по­хож на бы­лин­ный. Д. с. с риф­мо­ван­ным рав­но­слож­ным (сил­ла­бич.) сти­хом, оче­вид­но, име­ют бо­лее позд­нее книж­ное про­ис­хо­ж­де­ние. Из­вест­ны так­же Д. с., на­пи­сан­ные риф­мо­ван­ным сил­ла­бо-то­нич. сти­хом, ко­то­рые ис­пы­та­ли на се­бе влия­ние рус. по­эзии 18–19 вв. Ста­рин­ные Д. с. на­зы­ва­лись «псаль­ма» (или «псал­ма») – по на­зва­нию псал­мов, вхо­див­ших в со­став Псал­ти­ри. Бо­лее позд­ние сил­ла­бич. и сил­ла­бо-то­нич. Д. с. име­но­ва­лись «кант» (или «кан­та», от лат. can­tus – «пес­ня»). Д. с. обыч­но ис­пол­ня­ли на яр­мар­ках, ба­зар­ных пло­ща­дях или у две­рей мо­на­стыр­ских хра­мов бро­дя­чие пев­цы (стран­ни­ки, па­лом­ни­ки). Боль­шин­ст­во Д. с. из­вест­но в за­пи­сях фольк­ло­ри­стов сер. 19 – кон. 20 вв.; они встре­ча­ют­ся так­же в ста­ро­об­рядческих ру­ко­пис­ных кни­гах и пе­чат­ных из­да­ни­ях.

Те­ма­ти­че­ски сре­ди Д. с. вы­де­ля­ют­ся: сти­хи на вет­хо­за­вет­ные и но­во­за­вет­ные сю­же­ты; сти­хи о Бо­го­ро­ди­це, свя­тых и о со­бы­ти­ях хри­сти­ан­ской ис­то­рии; ду­хов­но-на­ста­ви­тель­ные; сти­хи эс­ха­то­ло­ги­че­ско­го со­дер­жа­ния, рас­ска­зы­ваю­щие о «по­след­нем вре­ме­ни»; сти­хи, по­свя­щён­ные смер­ти и по­гре­бе­нию че­ло­ве­ка. По сво­ей струк­ту­ре Д. с. так­же мо­гут быть раз­де­ле­ны на не­сколь­ко ви­дов. Не­ко­то­рые из них не­сю­жет­ны и пред­став­ля­ют со­бой свое­об­раз­ные на­зи­да­ния или мо­ле­ния и ис­по­ве­ди. Ли­рич. Д. с. – ис­по­ве­ди-пла­чи, об­ла­даю­щие осо­бен­ной эмо­цио­наль­но­стью; в них на­хо­дят вы­ра­же­ние чув­ст­ва бо­го­ос­тав­лен­но­сти, без­утеш­ной скор­би, раз­лу­ки с ближ­ни­ми. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ли­рич. Д. с. на вет­хо­завет­ный сю­жет об Ио­си­фе Пре­крас­ном, про­дан­ном брать­я­ми в Еги­пет и раз­лу­чён­ном с от­цом Иа­ко­вом («Плач Ио­си­фа Пре­крас­но­го»). Боль­шин­ст­во Д. с. име­ют эпич. ха­рак­тер, изо­бра­жая со­бы­тия из зем­ной жиз­ни Бо­го­ро­ди­цы и Хри­ста, со­ше­ст­вие Хри­ста в ад и ос­во­бо­ж­де­ние умер­ших пра­вед­ни­ков от вла­сти ад­ских сил, вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние Хри­ста, Страш­ный суд. Опи­сы­ва­ют­ся так­же со­бы­тия из жиз­ни свя­тых и со­вер­шён­ные ими чу­де­са [Д. с. о Ни­ко­лае Угод­ни­ке (Ни­ко­лае Мир­ли­кий­ском), об Алек­сии че­ло­ве­ке Бо­жи­ем, о Бо­ри­се и Гле­бе и др.]. Из­вест­ны Д. с., объ­яс­няю­щие про­ис­хо­ж­де­ние цер­ков­ных празд­ни­ков («Стих о две­на­дца­ти пят­ни­цах», «Дмит­ри­ев­ская суб­бо­та»), сти­хи прит­че­во­го ха­рак­те­ра, изо­бра­жаю­щие на­ка­за­ние Смер­тью гор­де­лив­ца («Стих об Ани­ке вои­не»), му­че­ние в аду жес­то­ко­го бо­га­ча и по­смерт­ную на­гра­ду пра­вед­но­му бед­ня­ку («Стих о бо­га­том и о Ла­за­ре»). Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет «Стих о Го­лу­би­ной кни­ге», по­ве­ст­вую­щий о со­кро­вен­ной сущ­но­сти, ис­ти­не ми­ра, за­клю­чён­ной в та­ин­ст­вен­ной Го­лу­би­ной кни­ге.

Струк­ту­ра Д. с. обыч­но диа­ло­гич­на: че­ре­дую­щие­ся во­про­сы и от­ве­ты пер­со­на­жей при­зва­ны дра­ма­ти­зи­ро­вать дей­ст­вие, пе­ре­дать чув­ст­ва уча­ст­ни­ков, сло­вес­но обо­зна­чить кон­фликт и рас­крыть глу­бин­ный, ре­лиг. смысл со­бы­тий. Д. с. от­ра­жа­ют нар. ве­ру, не сов­па­даю­щую с ор­то­док­саль­ным хри­сти­ан­ст­вом; мн. мо­ти­вы Д. с. вос­хо­дят к апок­ри­фам. Ре­ми­нис­цен­ции из Д. с. встре­ча­ют­ся у рус. пи­са­те­лей 19–20 вв. (Н. А. Не­кра­сов, Н. С. Лес­ков, П. И. Мель­ни­ков-Пе­чер­ский, Н. А. Клю­ев и др.).

Изд.: Ва­рен­цов В. Г. Сбор­ник ду­хов­ных сти­хов. М., 1860; Бес­со­нов П. А. Ка­ли­ки пе­ре­хо­жие. Сб. сти­хов и ис­сле­до­ва­ние. М., 1861–1863. Ч. 1–2; Го­лу­би­ная кни­га. Рус­ские на­род­ные ду­хов­ные сти­хи XI–XIX вв. М., 1991; Ду­хов­ные сти­хи. Кан­ты: (Сбор­ник ду­хов­ных сти­хов Ни­же­го­род­ской об­лас­ти). М., 1999.

Лит.: Ве­се­лов­ский АН. Ра­зы­ска­ния в об­лас­ти рус­ских ду­хов­ных сти­хов. СПб., 1879–1891. Т. 1–6; Ар­хи­пов А. А. Го­лу­би­ная кни­га: Wort und Sache // Ме­ха­низ­мы куль­ту­ры. М., 1990; Фе­до­тов Г. П. Сти­хи ду­хов­ные: Рус­ская на­род­ная ве­ра по ду­хов­ным сти­хам. М., 1991.

Вернуться к началу