ДУХО́ВНЫЕ СТИХИ́
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУХО́ВНЫЕ СТИХИ́, жанр рус. фольклора, стихотворения-песни на религ. темы и сюжеты (в осн. заимствованные из Библии и житий). Существуют разные точки зрения относительно времени создания Д. с. Высказывалось предположение, что жанр Д. с. сложился после принятия христианства на Руси, в 10–11 вв., а возможно, даже в языческие времена (лишь позднее впитав христианские элементы); согласно др. точке зрения, Д. с. начали создаваться не ранее 17 в. Наиболее распространено мнение, что формирование жанра относится к 15–17 вв.
Д. с. сложены в осн. тоническим стихом, как и былины; язык многих Д. с. похож на былинный. Д. с. с рифмованным равносложным (силлабич.) стихом, очевидно, имеют более позднее книжное происхождение. Известны также Д. с., написанные рифмованным силлабо-тонич. стихом, которые испытали на себе влияние рус. поэзии 18–19 вв. Старинные Д. с. назывались «псальма» (или «псалма») – по названию псалмов, входивших в состав Псалтири. Более поздние силлабич. и силлабо-тонич. Д. с. именовались «кант» (или «канта», от лат. cantus – «песня»). Д. с. обычно исполняли на ярмарках, базарных площадях или у дверей монастырских храмов бродячие певцы (странники, паломники). Большинство Д. с. известно в записях фольклористов сер. 19 – кон. 20 вв.; они встречаются также в старообрядческих рукописных книгах и печатных изданиях.
Тематически среди Д. с. выделяются: стихи на ветхозаветные и новозаветные сюжеты; стихи о Богородице, святых и о событиях христианской истории; духовно-наставительные; стихи эсхатологического содержания, рассказывающие о «последнем времени»; стихи, посвящённые смерти и погребению человека. По своей структуре Д. с. также могут быть разделены на несколько видов. Некоторые из них несюжетны и представляют собой своеобразные назидания или моления и исповеди. Лирич. Д. с. – исповеди-плачи, обладающие особенной эмоциональностью; в них находят выражение чувства богооставленности, безутешной скорби, разлуки с ближними. Широко распространены лирич. Д. с. на ветхозаветный сюжет об Иосифе Прекрасном, проданном братьями в Египет и разлучённом с отцом Иаковом («Плач Иосифа Прекрасного»). Большинство Д. с. имеют эпич. характер, изображая события из земной жизни Богородицы и Христа, сошествие Христа в ад и освобождение умерших праведников от власти адских сил, воскресение и вознесение Христа, Страшный суд. Описываются также события из жизни святых и совершённые ими чудеса [Д. с. о Николае Угоднике (Николае Мирликийском), об Алексии человеке Божием, о Борисе и Глебе и др.]. Известны Д. с., объясняющие происхождение церковных праздников («Стих о двенадцати пятницах», «Дмитриевская суббота»), стихи притчевого характера, изображающие наказание Смертью горделивца («Стих об Анике воине»), мучение в аду жестокого богача и посмертную награду праведному бедняку («Стих о богатом и о Лазаре»). Особое место занимает «Стих о Голубиной книге», повествующий о сокровенной сущности, истине мира, заключённой в таинственной Голубиной книге.
Структура Д. с. обычно диалогична: чередующиеся вопросы и ответы персонажей призваны драматизировать действие, передать чувства участников, словесно обозначить конфликт и раскрыть глубинный, религ. смысл событий. Д. с. отражают нар. веру, не совпадающую с ортодоксальным христианством; мн. мотивы Д. с. восходят к апокрифам. Реминисценции из Д. с. встречаются у рус. писателей 19–20 вв. (Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, П. И. Мельников-Печерский, Н. А. Клюев и др.).