Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АПО́КРИФЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 112-113

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. В. Н

АПО́КРИФЫ (греч. ἀπόϰρυφος – тай­ный, скры­тый, со­кро­вен­ный), про­из­ве­де­ния ре­лиг. лит-ры (иу­дей­ской и хри­сти­ан­ской), по­свя­щён­ные по пре­иму­ще­ст­ву со­бы­ти­ям и ли­цам Свя­щен­ной (вет­хо- и но­во­за­вет­ной) и цер­ков­ной ис­то­рии, не вклю­чён­ные в ка­нон Цер­ко­вью (а вет­хо­за­вет­ные – так­же и иу­дей­ской си­на­го­гой). В жан­ро­вом от­но­ше­нии А. в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев со­от­вет­ст­ву­ют ка­но­нич. биб­лей­ским па­мят­ни­кам. Ус­лов­но, в со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной прак­ти­кой (для раз­ных эпох, стран и по­ме­ст­ных церк­вей дос­та­точ­но ин­ди­ви­ду­аль­ной), все А. мож­но раз­де­лить на 3 осн. груп­пы: 1) т. н. псев­до­ка­но­ни­че­ские, или ква­зи­ка­но­ни­че­ские, ко­то­рые вклю­ча­ют­ся в сбор­ни­ки ус­тав­ных чте­ний («Сло­во Иоан­на Бо­го­сло­ва на Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри» и др.), ино­гда по­ме­ща­ют­ся (в ср.-век. ру­ко­пис­ной тра­ди­ции) в ка­че­ст­ве пре­ди­сло­вия к кни­гам Свя­щен­но­го Пи­са­ния; 2) не­ка­но­ни­че­ские, те­ма­ти­че­ски, струк­тур­но и сю­жет­но сход­ные с ка­но­нич. тек­ста­ми; к ним от­но­сит­ся боль­шин­ст­во вет­хо­за­вет­ных и но­во­за­вет­ных А.; 3) ан­ти­ка­но­ни­че­ские; та­ко­вы­ми счи­та­ют­ся гл. обр. со­чи­не­ния, от­ра­жаю­щие эле­мен­ты ере­ти­че­ских (гно­сти­че­ских, дуа­ли­сти­че­ских) уче­ний. В отдельную груп­пу вы­де­ля­ют апок­ри­фические пра­ви­ла, мо­лит­вы.

По­сле ус­та­нов­ле­ния биб­лей­ско­го ка­но­на Лао­ди­кий­ским со­бо­ром (4 в.) А. бы­ли от­верг­ну­ты цер­ко­вью. А. вно­си­лись в спец. пе­реч­ни тек­стов (ин­дек­сы), не до­пус­кав­шие их к чте­нию и рас­про­стра­не­нию сре­ди хри­сти­ан. Пер­вый та­кой ин­декс был со­став­лен Ев­се­ви­ем (до 265 – ок. 340), где бы­ли вы­де­ле­ны 3 кате­го­рии со­чи­не­ний: ка­но­нич. кни­ги; до­пус­кае­мые к чте­нию; «от­ре­чён­ные». 496 г. да­ти­ру­ет­ся спи­сок «ис­тин­ных и лож­ных» пи­са­ний, ут­вер­ждён­ный дек­ре­том па­пы Ге­ла­сия I (492–496).

Ветхозаветные апокрифы

 По­ня­тие, не оди­на­ко­во трак­туе­мое в тра­ди­ции раз­ных хри­сти­ан­ских церк­вей. В пра­во­слав­ном и ка­то­лич. по­ни­ма­нии к вет­хо­за­вет­ным А. от­но­сят­ся про­из­ве­де­ния ре­лиг. лит-ры, по со­дер­жа­нию сле­дую­щие ка­но­нич. кни­гам Вет­хо­го За­ве­та, од­на­ко не вклю­чён­ные в ка­нон Свя­щен­но­го Пи­са­ния ни хри­сти­ан­ской цер­ко­вью, ни иу­дей­ской си­на­го­гой. Боль­шин­ст­во та­ких про­из­ве­де­ний воз­ник­ли ещё в до­христи­ан­ское и ран­не­хри­сти­ан­ское вре­мя в иудей­ской сре­де и пер­во­на­чаль­но за­фик­си­ро­ва­ны на др.-евр. и ара­мей­ском язы­ках. В про­тес­тант­ской тра­ди­ции эта груп­па тек­стов на­зы­ва­ет­ся не А., а псев­до­эпи­гра­фа­ми. В пра­во­слав­ном бо­го­сло­вии вы­де­ля­ют ряд книг, ко­то­рые от­но­сят­ся к груп­пе не­ка­но­ни­че­ских (2 Езд., Тов., Иф., Прем., Сир., Посл. Иер., Вар., 1, 2, 3 Макк., 3 Езд., до­бав­ле­ния к кни­гам Дан. и Есф.), вто­ро­ка­но­ни­чес­ких, или «дев­те­ро­ка­но­ни­че­с­ких», – в ка­то­лич. бо­го­сло­вии. В про­тестант­ской тра­ди­ции эти кни­ги име­ну­ют­ся соб­ствен­но А. Они воз­ник­ли ещё в дох­ри­сти­ан­скую эпо­ху и во­шли в со­став ка­но­на греч. Сеп­туа­гин­ты, а за­тем лат. Вуль­га­ты.

С точ­ки зре­ния лит. фор­мы мож­но вы­де­лить про­заи­че­ские, оформ­лен­ные как ле­ген­дар­но-ис­то­ри­че­ское по­ве­ст­во­ва­ние А.: «Кни­га юби­ле­ев» (2 в. до н. э.); «Му­че­ни­че­ст­во и воз­не­се­ние Иса­ии» (2 в. до н. э.– 4 в. н. э.); «Жи­тие Ада­ма и Евы» (1 в. н. э.); «Жи­тия про­ро­ков» (1 в. н. э.); «4-я Кни­га Ва­ру­ха» (1–2 вв. н. э.) и др. Сре­ди про­заи­че­ских вет­хо­за­вет­ных А. вы­де­ля­ет­ся груп­па со­чи­не­ний фи­лос.-нра­во­учит. ха­рак­те­ра: «По­весть об Ахи­ка­ре» (7–6 вв. до н. э.); «4-я Кни­га Мак­ка­ве­ев» (1 в. н. э.). К вет­хоза­вет­ным А. от­но­сит­ся так­же боль­шая груп­па со­чи­не­ний, на­пи­сан­ных в жан­ре апо­ка­лип­си­са (см. Апо­ка­лип­ти­ка): «Кни­ги Ено­ха» (2 в. до н. э.– 5 в. н. э.); «Си­вил­ли­ны ора­ку­лы» (2 в. до н. э.– 7 в. н. э.); «Трак­тат Си­ма» (1 в. н. э.); «Апо­ка­лип­сис Со­фо­нии» (1 в. до н. э.– 2 в. н. э.); «4-я Кни­га Ез­д­ры» (1 в. н. э.), «Апо­ка­лип­сис Ез­д­ры» (2–9 вв. н. э.), «Ви­де­ние Ез­д­ры» (4–7 вв. н. э.) и мн. др. К этой груп­пе при­мы­ка­ют со­чи­не­ния, на­пи­сан­ные в жан­ре за­ве­ща­ния: «За­ве­ща­ния две­на­дца­ти пат­ри­ар­хов» (2 в. до н. э.); «За­ве­ща­ние Ио­ва» (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.); «За­ве­ща­ния трёх пат­ри­ар­хов» (1–3 вв. н. э.) и др.

По­эти­че­ские вет­хо­за­вет­ные А. мож­но раз­де­лить на апок­ри­фич. мо­лит­вы («Мо­лит­ва Ио­си­фа», 1 в. н. э.; «Мо­лит­ва Иа­ко­ва», 1–4 вв. н. э.) и гим­ны, на­пи­сан­ные по пра­ви­лам др.-евр. сти­хо­сло­же­ния (апок­ри­фич. псал­мы, № 151–155; «Псал­мы Со­ло­мо­на», 1 в. до н. э.; «Оды Со­ло­мо­на», 1 – нач. 2 вв. н. э.).

Новозаветные апокрифы

В на­уч. лит-ре вы­де­ля­ют­ся сле­дую­щие при­зна­ки но­во­за­вет­ных А.: пре­об­ла­даю­щая хри­сти­ан­ская на­прав­лен­ность; на­ли­чие до­пол­ни­тель­ных све­де­ний о пер­со­на­жах и со­бы­ти­ях, из­вест­ных по Но­во­му За­ве­ту; по сво­ей лит. фор­ме, жан­ро­вой при­над­леж­но­сти и на­име­но­ва­нию они долж­ны со­от­вет­ст­во­вать со­чи­не­ни­ям Но­во­го За­ве­та – Еван­ге­ли­ям и дея­ни­ям. Та­ко­вы «Еван­ге­лие от ев­ре­ев», «Еван­ге­лие от егип­тян», «Еван­ге­лие эбио­ни­тов», «Про­тое­ван­ге­лие Иа­ко­ва» (2 в.), «Еван­ге­лие Псев­до-Фо­мы» (опи­са­ние дет­ст­ва Иису­са Хри­ста), «Еван­ге­лие от Пет­ра» (1-я пол. 2 в., опи­са­ние Стра­стей и Вос­кре­се­ния) и др.; «Дея­ния Иу­ды Фо­мы» (1-я пол. 3 в.), «Дея­ния Ио­ан­на» (1-я пол. 2 в.), «Дея­ния Пав­ла» (до кон. 2 в.) и др. С 4 в. был из­вес­тен сбор­ник, со­став­лен­ный не­ким Лев­ки­ем Ха­ри­ном, ко­то­рый сис­те­ма­ти­зи­ро­вал раз­роз­нен­ные тек­сты апок­ри­фич. дея­ний и об­ра­бо­тал их в гно­сти­че­ском или ма­ни­хей­ском духе. С этим сбор­ни­ком был зна­ком пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский свт. Фо­тий (9 в.), крат­кие вы­держ­ки из не­го со­хра­ни­лись и в Дея­ни­ях 7-го Все­лен­ско­го со­бо­ра, осу­див­ше­го этот сбор­ник как ере­ти­че­ский. В 6 в. бы­ла со­став­ле­на на лат. яз. «Ис­то­рия апо­сто­лов», при­пи­сан­ная Ав­дию, еп. Ва­ви­лон­ско­му. «Боль­шие» апок­ри­фич. дея­ния по­слу­жи­ли об­раз­цом и да­ли фак­тич. ма­те­риал для на­пи­са­ния «ма­лых» («Дея­ния Ио­ан­на», 6 в., «Ис­то­рия Ио­ан­на», «Доб­ро­де­те­ли и му­че­ни­че­ст­во Ио­ан­на» и др.).

Апок­ри­фич. по­сла­ния из­ла­га­ют в эпи­сто­ляр­ной фор­ме на­став­ле­ния в ве­ре и хри­сти­ан­ском об­ра­зе жиз­ни, разъ­яс­ня­ют разл. хри­сти­ан­ские дог­ма­ты («3-е по­сла­ние ап. Пав­ла к Ко­рин­фя­нам», во­шед­шее в «Дея­ния Пав­ла»; «По­сла­ние Пав­ла к Лао­ди­кий­цам»). На лат. яз. из­вест­на пе­ре­пис­ка из 14 пи­сем ме­ж­ду ап. Пав­лом и рим. фи­ло­со­фом-стои­ком Се­не­кой (3 в.). Сре­ди мно­го­числ. про­из­ве­де­ний хри­сти­ан­ской апо­ка­лип­тич. лит-ры лишь неск. со­чи­не­ний мо­гут быть от­не­се­ны к жан­ру апок­ри­фич. апо­ка­лип­си­сов («Апо­ка­лип­сис Пет­ра», 1-я пол. 2 в.; «Апо­ка­лип­сис Ма­рии», 9 в.).

В ран­не­ви­зан­тий­ское вре­мя пред­ме­том А., при­пи­сы­вае­мых обыч­но от­цам Церк­ви, яв­ля­ют­ся, как пра­ви­ло, тол­ко­ва­ния по во­про­сам ли­тур­ги­ки, цер­ков­ных об­ря­дов, Свя­щен­но­го Пи­са­ния и Свя­щен­ной ис­то­рии («Бе­се­да трёх свя­ти­те­лей», «Тол­ко­ва­ние св. Гри­го­рия о бо­же­ст­вен­ной ли­тур­гии», ин­тер­по­ли­ро­ван­ные от­ве­ты св. Афа­на­сия Алек­сан­д­рий­ско­го на во­про­сы Ан­ти­оха и др.), апок­ри­фич. хо­ж­де­ния к зем­но­му раю («Хо­ж­де­ние Ага­пия в рай», «Жи­тие св. Ма­ка­рия Рим­ско­го»). Ак­ту­аль­ным и пе­рио­ди­че­ски вос­тре­бо­ван­ным на про­тя­же­нии все­го пе­рио­да Сред­не­ве­ко­вья ос­та­ёт­ся жанр от­кро­ве­ний и ви­де­ний, по­вли­яв­ший так­же на боль­шие агио­гра­фич. со­чи­не­ния («Жи­тие Ва­си­лия Но­во­го», «Жи­тие Ан­д­рея Юро­ди­во­го» и др.).

Пер­вые слав. пе­ре­во­ды А. поя­ви­лись, по-ви­ди­мо­му, не ра­нее кон. 9 в. и не позд­нее нач. 11 в. в Бол­га­рии, на что в зна­чит. сте­пе­ни по­влия­ло воз­ник­шее в Бол­га­рии в 10 в. уче­ние бо­го­ми­лов. В др.-рус. книж­ность А. про­ник­ли вско­ре по­сле Кре­ще­ния Ру­си че­рез юж­нослав. по­сред­ст­во и вос­при­ни­ма­лись в ка­че­ст­ве раз­вёр­ну­тых ком­мен­та­ри­ев к биб­лей­ским тек­стам на­ря­ду с их бо­гоcловско-дог­ма­ти­че­ски­ми тол­ко­ва­ния­ми. С ря­дом вет­хо­за­вет­ных А. др.-рус. книж­ни­ки зна­ко­ми­лись че­рез Тол­ко­вую Па­лею и Ис­то­ри­че­скую Па­лею и Хро­но­гра­фы, «Хро­ни­ку Ге­ор­гия Амар­то­ла». Апок­ри­фич. сю­же­ты о про­ро­ке Мои­сее и боль­шой фраг­мент апок­ри­фич. «От­кро­ве­ния Ме­фо­дия Па­тар­ско­го» во­шли в «По­весть вре­мен­ных лет» (нач. 12 в.). Боль­шой ин­те­рес к А. су­ще­ст­во­вал у ста­ро­об­ряд­цев, ча­ще все­го встре­ча­ют­ся эс­ха­то­ло­ги­че­ские А.: «Ви­де­ние ап. Пав­ла», «Хо­ж­де­ние Бо­го­ро­ди­цы по му­кам», «Сон Бо­го­ро­ди­цы», «Хо­ж­де­ние стар­ца Ага­пия в рай» и др. По­ле­ми­ка ме­ж­ду ста­ро­об­рядч. со­гла­сия­ми обу­сло­ви­ла по­яв­ле­ние в 18–19 вв. ря­да са­мо­быт­ных апок­ри­фич. со­чи­не­ний (Сед­ми­тол­ко­вый апо­ка­лип­сис, «Кни­га Ев­ста­фия бо­го­сло­ва об ан­ти­хри­сте», «Тол­ко­ва­ние Ам­фило­хие­во вто­рыя пес­ни Мои­се­о­вы», «Сло­во от стар­че­ст­ва, в нем­же инок За­ха­рия бе­се­до­ва к уче­ни­ку сво­ему Сте­фа­ну об ан­ти­хри­сте» и др.).

Лит.: Пор­фирь­ев И. Я. Апок­ри­фи­че­ские ска­за­ния о вет­хо­за­вет­ных ли­цах и со­бы­ти­ях. Ка­зань, 1872; Яци­мир­ский А. И. Биб­лио­гра­фи­че­ский об­зор апок­ри­фов в юж­но­сла­вян­ской и рус­ской пись­мен­но­сти. П., 1921. Вып. 1: Апок­ри­фы вет­хо­за­вет­ные; Ме­щер­ская Е. Н. Вет­хо­за­вет­ные апок­ри­фы в си­рий­ской ли­те­ра­ту­ре // Вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны. Л., 1991. Т. 24; Lehn­hardt A. Bib­liog­ra­phie zu den jüd­ischen Schriften aus hel­lenis­tisch-römischer Zeit. Güt­er­sloh, 1999.

Вернуться к началу