АПО́КРИФЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АПО́КРИФЫ (греч. ἀπόϰρυφος – тайный, скрытый, сокровенный), произведения религ. лит-ры (иудейской и христианской), посвящённые по преимуществу событиям и лицам Священной (ветхо- и новозаветной) и церковной истории, не включённые в канон Церковью (а ветхозаветные – также и иудейской синагогой). В жанровом отношении А. в большинстве случаев соответствуют канонич. библейским памятникам. Условно, в соответствии с церковной практикой (для разных эпох, стран и поместных церквей достаточно индивидуальной), все А. можно разделить на 3 осн. группы: 1) т. н. псевдоканонические, или квазиканонические, которые включаются в сборники уставных чтений («Слово Иоанна Богослова на Успение Богоматери» и др.), иногда помещаются (в ср.-век. рукописной традиции) в качестве предисловия к книгам Священного Писания; 2) неканонические, тематически, структурно и сюжетно сходные с канонич. текстами; к ним относится большинство ветхозаветных и новозаветных А.; 3) антиканонические; таковыми считаются гл. обр. сочинения, отражающие элементы еретических (гностических, дуалистических) учений. В отдельную группу выделяют апокрифические правила, молитвы.
После установления библейского канона Лаодикийским собором (4 в.) А. были отвергнуты церковью. А. вносились в спец. перечни текстов (индексы), не допускавшие их к чтению и распространению среди христиан. Первый такой индекс был составлен Евсевием (до 265 – ок. 340), где были выделены 3 категории сочинений: канонич. книги; допускаемые к чтению; «отречённые». 496 г. датируется список «истинных и ложных» писаний, утверждённый декретом папы Геласия I (492–496).
Ветхозаветные апокрифы
Понятие, не одинаково трактуемое в традиции разных христианских церквей. В православном и католич. понимании к ветхозаветным А. относятся произведения религ. лит-ры, по содержанию следующие канонич. книгам Ветхого Завета, однако не включённые в канон Священного Писания ни христианской церковью, ни иудейской синагогой. Большинство таких произведений возникли ещё в дохристианское и раннехристианское время в иудейской среде и первоначально зафиксированы на др.-евр. и арамейском языках. В протестантской традиции эта группа текстов называется не А., а псевдоэпиграфами. В православном богословии выделяют ряд книг, которые относятся к группе неканонических (2 Езд., Тов., Иф., Прем., Сир., Посл. Иер., Вар., 1, 2, 3 Макк., 3 Езд., добавления к книгам Дан. и Есф.), второканонических, или «девтероканонических», – в католич. богословии. В протестантской традиции эти книги именуются собственно А. Они возникли ещё в дохристианскую эпоху и вошли в состав канона греч. Септуагинты, а затем лат. Вульгаты.
С точки зрения лит. формы можно выделить прозаические, оформленные как легендарно-историческое повествование А.: «Книга юбилеев» (2 в. до н. э.); «Мученичество и вознесение Исаии» (2 в. до н. э.– 4 в. н. э.); «Житие Адама и Евы» (1 в. н. э.); «Жития пророков» (1 в. н. э.); «4-я Книга Варуха» (1–2 вв. н. э.) и др. Среди прозаических ветхозаветных А. выделяется группа сочинений филос.-нравоучит. характера: «Повесть об Ахикаре» (7–6 вв. до н. э.); «4-я Книга Маккавеев» (1 в. н. э.). К ветхозаветным А. относится также большая группа сочинений, написанных в жанре апокалипсиса (см. Апокалиптика): «Книги Еноха» (2 в. до н. э.– 5 в. н. э.); «Сивиллины оракулы» (2 в. до н. э.– 7 в. н. э.); «Трактат Сима» (1 в. н. э.); «Апокалипсис Софонии» (1 в. до н. э.– 2 в. н. э.); «4-я Книга Ездры» (1 в. н. э.), «Апокалипсис Ездры» (2–9 вв. н. э.), «Видение Ездры» (4–7 вв. н. э.) и мн. др. К этой группе примыкают сочинения, написанные в жанре завещания: «Завещания двенадцати патриархов» (2 в. до н. э.); «Завещание Иова» (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.); «Завещания трёх патриархов» (1–3 вв. н. э.) и др.
Поэтические ветхозаветные А. можно разделить на апокрифич. молитвы («Молитва Иосифа», 1 в. н. э.; «Молитва Иакова», 1–4 вв. н. э.) и гимны, написанные по правилам др.-евр. стихосложения (апокрифич. псалмы, № 151–155; «Псалмы Соломона», 1 в. до н. э.; «Оды Соломона», 1 – нач. 2 вв. н. э.).
Новозаветные апокрифы
В науч. лит-ре выделяются следующие признаки новозаветных А.: преобладающая христианская направленность; наличие дополнительных сведений о персонажах и событиях, известных по Новому Завету; по своей лит. форме, жанровой принадлежности и наименованию они должны соответствовать сочинениям Нового Завета – Евангелиям и деяниям. Таковы «Евангелие от евреев», «Евангелие от египтян», «Евангелие эбионитов», «Протоевангелие Иакова» (2 в.), «Евангелие Псевдо-Фомы» (описание детства Иисуса Христа), «Евангелие от Петра» (1-я пол. 2 в., описание Страстей и Воскресения) и др.; «Деяния Иуды Фомы» (1-я пол. 3 в.), «Деяния Иоанна» (1-я пол. 2 в.), «Деяния Павла» (до кон. 2 в.) и др. С 4 в. был известен сборник, составленный неким Левкием Харином, который систематизировал разрозненные тексты апокрифич. деяний и обработал их в гностическом или манихейском духе. С этим сборником был знаком патриарх Константинопольский свт. Фотий (9 в.), краткие выдержки из него сохранились и в Деяниях 7-го Вселенского собора, осудившего этот сборник как еретический. В 6 в. была составлена на лат. яз. «История апостолов», приписанная Авдию, еп. Вавилонскому. «Большие» апокрифич. деяния послужили образцом и дали фактич. материал для написания «малых» («Деяния Иоанна», 6 в., «История Иоанна», «Добродетели и мученичество Иоанна» и др.).
Апокрифич. послания излагают в эпистолярной форме наставления в вере и христианском образе жизни, разъясняют разл. христианские догматы («3-е послание ап. Павла к Коринфянам», вошедшее в «Деяния Павла»; «Послание Павла к Лаодикийцам»). На лат. яз. известна переписка из 14 писем между ап. Павлом и рим. философом-стоиком Сенекой (3 в.). Среди многочисл. произведений христианской апокалиптич. лит-ры лишь неск. сочинений могут быть отнесены к жанру апокрифич. апокалипсисов («Апокалипсис Петра», 1-я пол. 2 в.; «Апокалипсис Марии», 9 в.).
В ранневизантийское время предметом А., приписываемых обычно отцам Церкви, являются, как правило, толкования по вопросам литургики, церковных обрядов, Священного Писания и Священной истории («Беседа трёх святителей», «Толкование св. Григория о божественной литургии», интерполированные ответы св. Афанасия Александрийского на вопросы Антиоха и др.), апокрифич. хождения к земному раю («Хождение Агапия в рай», «Житие св. Макария Римского»). Актуальным и периодически востребованным на протяжении всего периода Средневековья остаётся жанр откровений и видений, повлиявший также на большие агиографич. сочинения («Житие Василия Нового», «Житие Андрея Юродивого» и др.).
Первые слав. переводы А. появились, по-видимому, не ранее кон. 9 в. и не позднее нач. 11 в. в Болгарии, на что в значит. степени повлияло возникшее в Болгарии в 10 в. учение богомилов. В др.-рус. книжность А. проникли вскоре после Крещения Руси через южнослав. посредство и воспринимались в качестве развёрнутых комментариев к библейским текстам наряду с их богоcловско-догматическими толкованиями. С рядом ветхозаветных А. др.-рус. книжники знакомились через Толковую Палею и Историческую Палею и Хронографы, «Хронику Георгия Амартола». Апокрифич. сюжеты о пророке Моисее и большой фрагмент апокрифич. «Откровения Мефодия Патарского» вошли в «Повесть временных лет» (нач. 12 в.). Большой интерес к А. существовал у старообрядцев, чаще всего встречаются эсхатологические А.: «Видение ап. Павла», «Хождение Богородицы по мукам», «Сон Богородицы», «Хождение старца Агапия в рай» и др. Полемика между старообрядч. согласиями обусловила появление в 18–19 вв. ряда самобытных апокрифич. сочинений (Седмитолковый апокалипсис, «Книга Евстафия богослова об антихристе», «Толкование Амфилохиево вторыя песни Моисеовы», «Слово от старчества, в немже инок Захария беседова к ученику своему Стефану об антихристе» и др.).