АПОКАЛИ́ПТИКА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АПОКАЛИ́ПТИКА, жанр древней и ср.-век. религ. литературы, основным признаком которого является получение провидцем Божественного Откровения (как правило, в форме видения) о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и событиях, сопровождающих грядущий конец истории. Для А. характерно использование символич. языка образов, за ними нередко угадываются конкретные историч. события и лица или их типологич. черты. Термин «апокалипсис» (греч. ἀποϰάλυψις – откровение) впервые был использован для обозначения этого жанра в кон. 1 в. н. э. в Откровении Иоанна Богослова и только после этого стал употребляться в названиях апокалиптич. сочинений. Жанр А. зародился в иудейской среде, впоследствии был перенят христианами и гностиками. Авторы древнеевр. апокалипсисов, как правило, использовали псевдоним, выбирая имя какого-нибудь из библейских персонажей, освящённых религ. традицией. К древнеевр. А. можно отнести 7–12-ю главы Книги пророка Даниила, «Книги Еноха» (1-я и 2-я), «Книги Варуха» (2-я и 3-я), три «Книги Ездры», «Апокалипсис Софонии» и др. В качестве возможных источников древнеевр. А. рассматриваются: пророчества Ветхого Завета, перс. дуализм, литература премудрости; в настоящее время признаётся также влияние егип. пророчеств, вавилонской мантики, ханаанской мифологии и др. Свойственные апокалиптич. эсхатологии представления о гибели и новом возрождении мира широко распространены в мифологиях различных народов.
Единственным произв. жанра А. в Новом Завете является Откровение Иоанна Богослова. Жанр получил развитие в дальнейшей апокрифич. христианской литературе. К нему принадлежат «Вознесение Исаии», «Откровение Петра» (1-я пол. 2 в.), «Откровение Павла» (388–395), «Откровение Фомы» (4 в.) и др. Среди гностических произведений христианской эпохи можно отметить 2 апокалипсиса из библиотеки Наг-Хаммади: «Происхождение мира» (3 в.) и «Откровение Адама» (2 в.).
В визант. лит-ре жанр представлен такими произведениями, как Откровение Мефодия Патарского, «Видения Даниила» (активное развитие апокалиптических видений Даниила приходится на 9–10 вв.), серия апокрифических Откровений Иоанна Богослова (греч. и слав., 5–13 вв.), «Откровение Пресвятой Богородицы», «Откровение Седраха». Известны также повести о путешествиях праведников на небеса: «Видение Дорофея» (5 в.), «Апокалипсис Анастасии» (11 в.) и др. В визант. житийной литературе сохранился ряд примеров космологической А. – путешествий героев по загробному миру (житие св. Андрея Юродивого, «Апокалипсис Георгия»).
Наиболее значительные ср.-век. эсхатологич. трактаты – «О месте и времени Антихриста» монсеньора Адсона из Монтье-ан-Дер (10 в.) и «Объяснение Апокалипсиса» Иоахима Флорского (кон. 12 в.).
В древнеслав. рукописной традиции известны почти все произведения ветхозаветной, раннехристианской и визант. А., большинство апокалиптич. произведений были переведены на слав. язык в 11–13 вв. и бытовали в разл. версиях. Некоторые важные для истории этого жанра тексты, написанные на древнеевр., греч. и др. древневост. языках, сохранились только в слав. версии: напр., «2-я Книга Еноха» (ок. 2–4 вв.), наиболее ранняя версия «Видений Даниила» (9 в., перевод не позже 11 в.).
В эпоху Нового времени А. использовалась в литературе старообрядчества (см. также Антихрист, Эсхатология).