Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АПОКАЛИ́ПТИКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 111-112

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АПОКАЛИ́ПТИКА, жанр древ­ней и ср.-век. ре­лиг. ли­те­ра­ту­ры, ос­нов­ным при­зна­ком ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся по­лу­че­ние про­вид­цем Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния (как пра­ви­ло, в фор­ме ви­де­ния) о сфе­рах, не­дос­туп­ных обыч­но­му че­ло­ве­че­ско­му вос­при­ятию: о по­тус­то­рон­нем ми­ре и со­бы­ти­ях, со­про­во­ж­даю­щих гря­ду­щий ко­нец ис­то­рии. Для А. ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние сим­во­лич. язы­ка об­ра­зов, за ни­ми не­ред­ко уга­ды­ва­ют­ся кон­крет­ные ис­то­рич. со­бы­тия и ли­ца или их ти­по­ло­гич. чер­ты. Тер­мин «апо­ка­лип­сис» (греч. ἀποϰάλυψις  – от­кро­ве­ние) впер­вые был ис­поль­зо­ван для обо­зна­че­ния это­го жан­ра в кон. 1 в. н. э. в От­кро­ве­нии Ио­ан­на Бо­го­сло­ва и толь­ко по­сле это­го стал упот­реб­лять­ся в на­зва­ни­ях апо­ка­лип­тич. со­чи­не­ний. Жанр А. за­ро­дил­ся в иудей­ской сре­де, впо­след­ст­вии был пе­ре­нят хри­стиа­на­ми и гно­сти­ка­ми. Ав­то­ры древ­не­евр. апо­ка­лип­си­сов, как пра­ви­ло, ис­поль­зо­ва­ли псев­до­ним, вы­би­рая имя ка­ко­го-ни­будь из биб­лей­ских пер­со­на­жей, ос­вя­щён­ных ре­лиг. тра­ди­ци­ей. К древ­не­евр. А. мож­но от­не­сти 7–12-ю гла­вы Кни­ги про­ро­ка Да­нии­ла, «Кни­ги Ено­ха» (1-я и 2-я), «Кни­ги Ва­ру­ха» (2-я и 3-я), три «Кни­ги Ез­д­ры», «Апо­ка­лип­сис Со­фо­нии» и др. В ка­че­ст­ве воз­мож­ных ис­точ­ни­ков древ­не­евр. А. рас­смат­ри­ва­ют­ся: про­ро­че­ст­ва Вет­хо­го За­ве­та, перс. дуа­лизм, ли­те­ра­ту­ра пре­муд­ро­сти; в на­стоя­щее вре­мя при­зна­ёт­ся так­же влия­ние егип. про­ро­честв, ва­ви­лон­ской ман­ти­ки, ха­на­ан­ской ми­фо­ло­гии и др. Свой­ст­вен­ные апо­ка­лип­тич. эс­ха­то­ло­гии пред­став­ле­ния о ги­бе­ли и но­вом воз­ро­ж­де­нии ми­ра ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в ми­фо­ло­ги­ях различ­ных на­ро­дов.

Един­ст­вен­ным про­изв. жан­ра А. в Но­вом За­ве­те яв­ля­ет­ся От­кро­ве­ние Ио­ан­на Бо­го­сло­ва. Жанр по­лу­чил раз­ви­тие в даль­ней­шей апо­кри­фич. хри­сти­ан­ской ли­те­ра­ту­ре. К не­му при­над­ле­жат «Воз­не­се­ние Исаии», «От­кро­ве­ние Пет­ра» (1-я пол. 2 в.), «От­кро­ве­ние Пав­ла» (388–395), «От­кро­ве­ние Фо­мы» (4 в.) и др. Сре­ди гно­сти­че­ских про­из­ве­де­ний хри­сти­ан­ской эпо­хи мож­но от­ме­тить 2 апо­ка­лип­си­са из биб­лио­те­ки Наг-Хам­ма­ди: «Про­ис­хо­ж­де­ние ми­ра» (3 в.) и «От­кро­ве­ние Ада­ма» (2 в.).

В ви­зант. лит-ре жанр пред­став­лен та­ки­ми про­из­ве­де­ния­ми, как От­кро­ве­ние Ме­фо­дия Па­тар­ско­го, «Ви­де­ния Да­нии­ла» (ак­тив­ное раз­ви­тие апо­ка­лип­тиче­ских ви­де­ний Да­нии­ла при­хо­дит­ся на 9–10 вв.), се­рия апок­ри­фи­че­ских От­кро­ве­ний Иоан­на Бо­го­сло­ва (греч. и слав., 5–13 вв.), «От­кро­ве­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы», «От­кро­ве­ние Сед­ра­ха». Из­вест­ны так­же по­вес­ти о пу­те­ше­ст­ви­ях пра­вед­ни­ков на не­бе­са: «Ви­де­ние До­ро­фея» (5 в.), «Апо­ка­лип­сис Ана­ста­сии» (11 в.) и др. В ви­зант. жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ре со­хра­нил­ся ряд при­ме­ров кос­мо­ло­ги­че­ской А. – пу­те­ше­ст­вий ге­ро­ев по за­гроб­но­му ми­ру (жи­тие св. Ан­д­рея Юро­ди­во­го, «Апо­ка­лип­сис Ге­ор­гия»).

Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные ср.-век. эс­ха­то­ло­гич. трак­та­ты – «О мес­те и вре­ме­ни Ан­ти­хри­ста» мон­сень­о­ра Ад­со­на из Мон­тье-ан-Дер (10 в.) и «Объ­яс­не­ние Апо­ка­лип­си­са» Ио­а­хи­ма Флор­ско­го (кон. 12 в.).

В древ­не­слав. ру­ко­пис­ной тра­ди­ции из­вест­ны поч­ти все про­из­ве­де­ния вет­хо­за­вет­ной, ран­не­хри­сти­ан­ской и ви­зант. А., боль­шин­ст­во апо­ка­лип­тич. про­из­ве­де­ний бы­ли пе­ре­ве­де­ны на слав. язык в 11–13 вв. и бы­то­ва­ли в разл. вер­си­ях. Не­ко­то­рые важ­ные для ис­то­рии это­го жан­ра тек­сты, на­пи­сан­ные на древ­не­евр., греч. и др. древ­не­вост. язы­ках, со­хра­ни­лись толь­ко в слав. вер­сии: напр., «2-я Кни­га Ено­ха» (ок. 2–4 вв.), наи­бо­лее ран­няя вер­сия «Ви­де­ний Да­нии­ла» (9 в., пе­ре­вод не поз­же 11 в.).

В эпо­ху Но­во­го вре­ме­ни А. ис­поль­зо­ва­лась в ли­те­ра­ту­ре ста­ро­об­ряд­че­ст­ва (см. так­же Ан­ти­христ, Эс­ха­то­ло­гия).

Лит.: Lam­bert W. G. The back­ground of Je­wish Apoca­lyp­tic. L., 1978; Le­bram J. Apo­ka­lyp­tik / Apo­ka­lypsen II: Al­tes Tes­ta­ment // The­olo­gische Realen­zyk­lopädie. B.; N. Y., 1977. Bd 3; Müller K. Apo­ka­lyp­tik / Apo­ka­lyp­sen III: Die j̈udische Apo­ka­lyp­tik: Anfänge und Merk­male // Ibid; Strobel A. Apo­ka­lyp­tik / Apo­ka­lypsen IV: Neues Tes­ta­ment // Ibid. Bd 2; Шо­лем Г. Ос­нов­ные те­че­ния ев­рей­ской мис­ти­ки. Ие­ру­са­лим, 1993. Т. 1.

Вернуться к началу