ИОАХИ́М ФЛО́РСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОАХИ́М ФЛО́РСКИЙ, Иоахим Калабрийский (лат. Ioachimus Florensis) (ок. 1130 или 1132, по др. данным, ок. 1135, Челико, близ Козенцы, Калабрия – 30.3.1202, Пьетрафитта, Калабрия), христианский мистик. Из семьи нотария. Начальное образование получил в Козенце, работал вместе с отцом в гор. курии; позднее – при королевском дворе в Палермо в качестве нотария или поверенного помощника. Ок. 1168 совершил паломничество в Святую землю, где на горе Фавор удостоился мистич. опыта. Возвратившись из Святой земли, проповедовал на юге Италии, в т. ч. в Калабрии; возможно, подвизался в цистерцианском аббатстве Санта-Мария-делла-Самбучина, близ г. Луцци, вступил в орден цистерцианцев. С 1177 упоминается как аббат калабрийского мон. Санта-Мария-ди-Кораццо. В нач. 1180-х гг. – в аббатстве Казамари; ок. 1186 или 1187 посетил папу Римского Урбана III (1185–87) в Вероне, после чего возвратился в Калабрию, вёл отшельнический образ жизни. Ок. 1189 основал мон. Сан-Джованни-ин-Фьоре (близ Козенцы), ставший центром Флорианской конгрегации эремитского направления [утверждена папой Римским Целестином III (1191–98) в 1196].
К осн. сочинениям И. Ф. относятся: «Книга о согласовании Нового и Ветхого Заветов» («Liber Concordiae Novi et Veteris Testamenti»), «Толкование на Апокалипсис» («Enchiridion in Apocalypsim»), «Десятиструнная Псалтирь» («Psalterium decem chordarum»), «Книга фигур» («Liber figurarum»). Основывающееся на сопоставит. рассмотрении текстов Ветхого и Нового Заветов, а также подкреплённое хилиастич. ожиданиями (см. в ст. Хилиазм), учение И. Ф. представляет собой истолкование мировой истории как поступательного процесса возрастания уровня религ. сознания человечества, последовательно проходящего через три «состояния мира» – царства Отца, Сына и Св. Духа. Первое ознаменовалось Откровением Отца – Ветхим Заветом, второе – Откровением Сына, Новым Заветом, третье будет Откровением Духа Святого. Согласно И. Ф., в 1-м «состоянии» (от Адама до Христа), в ветхозаветную эпоху закона, «господства мирян», люди жили сообразно плоти и поклонялись Богу из чувства страха и рабской покорности. Во 2-м «состоянии» (от Христа до 1260), в новозаветную эпоху благодати, «господства духовенства», люди жили сообразно плоти и духу и поклонялись Господу из чувства почитания и сыновнего послушания. В 3-м «состоянии» (от 1260 до скончания века), в царстве Св. Духа, при «господстве монашествующих», люди будут жить сообразно духу и поклоняться Господу в любви, свободе и непринуждённости. Согласно И. Ф., 3-е «состояние» – эпоха духа, созерцания и полного разумения, когда при раскрытии всей полноты истины буквальная экзегеза Писания утратит своё значение, уступая место его духовному постижению в ниспосылаемом апокалиптич. Ангелом Вечном Евангелии (Evangelium Aeternum), когда под предводительством созерцателей Церковь Петра, отказавшись от бремени мирской власти, преобразится в новую Церковь – Церковь Иоанна. Согласно учению И. Ф., каждое «состояние» развивается последовательно, в 7 этапов, что соответствует 7 дням творения и 7 апокалиптич. печатям. Каждое последующее состояние не возникает внезапно и не отменяет полностью состояния предшествующего, но начинается в предшествующем (initiatio) в момент его кульминации. После зарождения каждое состояние проходит 6 «смятений» (tribulationes), завершающихся периодом «плодоношения» (fructificatio). Так, 1-е «состояние» началось от Адама и время его «плодоношения» выпадает на период от Авраама до Захарии; 2-е – во времена царей Осии и Асы, пророка Елисея, имея периодом своего «плодоношения» время от Захарии до 42-го поколения после него; 3-е – во времена Бенедикта Нурсийского, имея периодом своего «плодоношения» время от 22-го поколения после Бенедикта Нурсийского до скончания века.
Учение И. Ф. было частично осуждено на 4-м Латеранском соборе (1215); после появления в 1254 сочинения францисканца Герарда ди Борго-Сан-Доннино «Введение в Вечное Евангелие» («Introductorius ad Evangelium Aeternum»), в котором утверждалось, что корпус сочинений И. Ф. и есть явленное Вечное Евангелие, заменяющее собой Писание в эру Св. Духа, учение И. Ф. о трёх «состояниях» было всецело осуждено Арльским собором (1263). Несмотря на осуждение, учение И. Ф. распространилось в среде францисканцев-спиритуалов. Под влиянием идей И. Ф. находились Р. Бэкон, Данте, Ф. Петрарка, Дж. Савонарола, Т. Мюнцер, Т. Кампанелла. Влияние взглядов И. Ф. прослеживается в историософии Ф. В. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, О. Шпенглера, теософии Вл. С. Соловьёва, Д. С. Мережковского, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева.
Со времени понтификата папы Римского Гонория III (1216–27) И. Ф. почитается как блаженный Римско-католич. церкви (день памяти – 30 марта).