Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОАХИ́М ФЛО́РСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 535

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Шишков

ИОАХИ́М ФЛО́РСКИЙ, Ио­а­хим Ка­лаб­рий­ский (лат. Ioachimus Florensis) (ок. 1130 или 1132, по др. дан­ным, ок. 1135, Че­ли­ко, близ Ко­зен­цы, Ка­лаб­рия – 30.3.1202, Пьет­ра­фит­та, Ка­лаб­рия), хри­сти­ан­ский мис­тик. Из се­мьи но­та­рия. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ко­зен­це, ра­бо­тал вме­сте с от­цом в гор. ку­рии; позд­нее – при ко­ро­лев­ском дво­ре в Па­лер­мо в ка­че­ст­ве но­та­рия или по­ве­рен­но­го по­мощ­ни­ка. Ок. 1168 со­вер­шил па­лом­ни­че­ст­во в Свя­тую зем­лю, где на го­ре Фа­вор удо­сто­ил­ся мис­тич. опы­та. Воз­вра­тив­шись из Свя­той зем­ли, про­по­ве­до­вал на юге Ита­лии, в т. ч. в Ка­лаб­рии; воз­мож­но, под­ви­зал­ся в цис­тер­ци­ан­ском аб­бат­ст­ве Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Сам­бу­чи­на, близ г. Луц­ци, всту­пил в ор­ден цис­тер­ци­ан­цев. С 1177 упо­ми­на­ет­ся как аб­бат ка­лаб­рий­ско­го мон. Сан­та-Ма­рия-ди-Ко­рац­цо. В нач. 1180-х гг. – в аб­бат­ст­ве Ка­за­ма­ри; ок. 1186 или 1187 по­се­тил па­пу Рим­ско­го Ур­ба­на III (1185–87) в Ве­ро­не, по­сле че­го воз­вра­тил­ся в Ка­лаб­рию, вёл от­шель­ни­че­ский об­раз жиз­ни. Ок. 1189 ос­но­вал мон. Сан-Джо­ван­ни-ин-Фьо­ре (близ Ко­зен­цы), став­ший цен­тром Фло­ри­ан­ской кон­гре­га­ции эре­мит­ско­го на­прав­ле­ния [ут­вер­жде­на па­пой Рим­ским Це­ле­сти­ном III (1191–98) в 1196].

К осн. со­чи­не­ни­ям И. Ф. от­но­сят­ся: «Кни­га о со­гла­со­ва­нии Но­во­го и Вет­хого За­ве­тов» («Liber Concordiae Novi et Veteris Testamenti»), «Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис» («Enchiridion in Apo­ca­ly­psim»), «Де­ся­ти­струн­ная Псал­тирь» («Psalterium decem chordarum»), «Кни­га фи­гур» («Liber figurarum»). Ос­но­вы­ваю­щее­ся на со­пос­та­вит. рас­смот­ре­нии тек­стов Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов, а так­же под­кре­п­лён­ное хи­лиа­стич. ожи­да­ния­ми (см. в ст. Хи­лиазм), уче­ние И. Ф. пред­став­ля­ет со­бой ис­тол­ко­ва­ние ми­ро­вой ис­то­рии как по­сту­па­тель­но­го про­цес­са воз­рас­та­ния уров­ня ре­лиг. со­зна­ния че­ло­ве­че­ст­ва, по­сле­до­ва­тель­но про­хо­дя­ще­го че­рез три «со­стоя­ния ми­ра» – цар­ст­ва От­ца, Сы­на и Св. Ду­ха. Пер­вое оз­на­ме­но­ва­лось От­кро­ве­ни­ем От­ца – Вет­хим За­ве­том, вто­рое – От­кро­ве­ни­ем Сы­на, Но­вым За­ветом, третье бу­дет От­кро­ве­ни­ем Ду­ха Свя­то­го. Со­глас­но И. Ф., в 1-м «со­стоя­нии» (от Ада­ма до Хри­ста), в вет­хо­завет­ную эпо­ху за­ко­на, «гос­под­ст­ва ми­рян», лю­ди жи­ли со­об­раз­но пло­ти и по­кло­ня­лись Бо­гу из чув­ст­ва стра­ха и раб­ской по­кор­но­сти. Во 2-м «со­стоя­нии» (от Хри­ста до 1260), в но­во­за­вет­ную эпо­ху бла­го­да­ти, «гос­под­ст­ва ду­хо­вен­ст­ва», лю­ди жи­ли со­об­раз­но пло­ти и ду­ху и по­кло­ня­лись Гос­по­ду из чув­ст­ва по­чи­та­ния и сы­нов­не­го по­слу­ша­ния. В 3-м «со­стоя­нии» (от 1260 до скон­ча­ния ве­ка), в цар­ст­ве Св. Ду­ха, при «гос­под­ст­ве мо­на­ше­ст­вую­щих», лю­ди бу­дут жить со­об­раз­но ду­ху и по­кло­нять­ся Гос­по­ду в люб­ви, сво­бо­де и не­при­ну­ж­дён­но­сти. Со­глас­но И. Ф., 3-е «со­стоя­ние» – эпо­ха ду­ха, со­зер­ца­ния и пол­но­го ра­зу­ме­ния, ко­гда при рас­кры­тии всей пол­но­ты ис­ти­ны бу­к­валь­ная эк­зе­ге­за Пи­са­ния ут­ра­тит своё зна­че­ние, ус­ту­пая ме­сто его ду­хов­но­му по­сти­же­нию в ни­спо­сы­лае­мом апо­ка­лип­тич. Ан­ге­лом Веч­ном Еван­ге­лии (Evan­gelium Aeter­num), ко­гда под пред­во­ди­тель­ст­вом со­зер­ца­те­лей Цер­ковь Пет­ра, от­ка­зав­шись от бре­ме­ни мир­ской вла­сти, пре­об­ра­зит­ся в но­вую Цер­ковь – Цер­ковь Ио­ан­на. Со­глас­но уче­нию И. Ф., ка­ж­дое «со­стоя­ние» раз­ви­ва­ет­ся по­сле­до­ва­тель­но, в 7 эта­пов, что со­от­вет­ст­ву­ет 7 дням тво­ре­ния и 7 апо­ка­лип­тич. пе­ча­тям. Ка­ж­дое по­сле­дую­щее со­стоя­ние не воз­ни­ка­ет вне­зап­но и не от­ме­ня­ет пол­но­стью со­стоя­ния пред­ше­ст­вую­ще­го, но на­чи­на­ет­ся в пред­ше­ст­вую­щем (initiatio) в мо­мент его куль­ми­на­ции. По­сле за­ро­ж­де­ния ка­ж­дое со­стоя­ние про­хо­дит 6 «смя­те­ний» (tribulationes), за­вер­шаю­щих­ся пе­рио­дом «пло­до­но­ше­ния» (fructi­fica­tio). Так, 1-е «со­стоя­ние» на­ча­лось от Ада­ма и вре­мя его «пло­до­но­ше­ния» вы­па­да­ет на пе­ри­од от Ав­раа­ма до За­ха­рии; 2-е – во вре­ме­на ца­рей Осии и Асы, про­ро­ка Ели­сея, имея пе­рио­дом сво­его «пло­до­но­ше­ния» вре­мя от За­ха­рии до 42-го по­ко­ле­ния по­сле не­го; 3-е – во вре­ме­на Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го, имея пе­рио­дом сво­его «пло­до­но­ше­ния» вре­мя от 22-го по­ко­ле­ния по­сле Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го до скон­ча­ния ве­ка.

Уче­ние И. Ф. бы­ло час­тич­но осу­ж­де­но на 4-м Ла­те­ран­ском со­бо­ре (1215); по­сле по­яв­ле­ния в 1254 со­чи­не­ния фран­ци­скан­ца Ге­рар­да ди Бор­го-Сан-Дон­ни­но «Вве­де­ние в Веч­ное Еван­ге­лие» («Intro­ductorius ad Evangelium Aeter­num»), в ко­то­ром ут­вер­жда­лось, что кор­пус со­чи­не­ний И. Ф. и есть яв­лен­ное Веч­ное Еван­ге­лие, за­ме­няю­щее со­бой Пи­са­ние в эру Св. Ду­ха, уче­ние И. Ф. о трёх «со­стоя­ни­ях» бы­ло все­це­ло осу­ж­де­но Арль­ским со­бо­ром (1263). Не­смот­ря на осуж­де­ние, уче­ние И. Ф. рас­про­стра­ни­лось в сре­де фран­ци­скан­цев-спи­ри­туа­лов. Под влия­ни­ем идей И. Ф. на­хо­ди­лись Р. Бэ­кон, Дан­те, Ф. Пет­рар­ка, Дж. Са­во­на­ро­ла, Т. Мюн­цер, Т. Кам­па­нел­ла. Влия­ние взгля­дов И. Ф. про­сле­жи­ва­ет­ся в ис­то­рио­со­фии Ф. В. Шел­лин­га и Г. В. Ф. Ге­ге­ля, О. Шпенг­ле­ра, тео­со­фии Вл. С. Со­ловь­ё­ва, Д. С. Ме­реж­ков­ско­го, П. А. Фло­рен­ско­го, Н. А. Бер­дяе­ва.

Со вре­ме­ни пон­ти­фи­ка­та па­пы Рим­ско­го Го­но­рия III (1216–27) И. Ф. по­чи­та­ет­ся как бла­жен­ный Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви (день па­мя­ти – 30 мар­та).

Соч.: Liber Concordiae Novi et Veteris Te­stamenti. Venetiis, 1519. Phil., 1983; Exposi­tio in Apocalypsim. Venetiis, 1527. Fr./M., 1964; Psalterium decem cordarum. Venetiis, 1527. Fr./M., 1965; Il Libro delle figure (Li­ber fi­gu­rarum) / Ed. L. Tondelli, M. Reeves, B. Hirsch-Reich. Torino, 1953. Vol. 1–2; Со­гла­со­ва­ние Но­во­го и Вет­хо­го За­ве­тов // Ан­то­ло­гия сред­не­ве­ко­вой мыс­ли. М., 2002. Т. 1.

Лит.: Hirsch-Reich B. The figurae of Joachim of Fiore. Oxf., 1972; Mottu H. La manifestation de l’Esprit selon Joachim de Flore. P. e. a., 1977; Buonaiuti E. Gioacchino da Fiore: i tem­pi, la vita, il messaggio. Cosenza, 1984; Ке­ров ВЛ. Идеи Апо­ка­лип­си­са в сред­ние ве­ка. М., 1994; Grund­mann H. Gioacchino da Fiore: vita e opere. Roma, 1997; Reeves M. Joachim of Fiore and the prophetic future. Stroud, 1999.

Вернуться к началу