МЮ́НЦЕР ТОМАС
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЮ́НЦЕР (Müntzer, Münzer) Томас (между 1488 и 1490, Штольберг – 27.5.1525, Мюльхаузен), нем. проповедник, богослов, идеолог нар. течения в Реформации. По некоторым данным, из семьи обедневшего ремесленника. С осени 1506 обучался на ф-те свободных искусств в Лейпциге, с 1512 – в новообразованном Франкфуртском ун-те (Виадрина; получил степени магистра свободных искусств и бакалавра теологии, но неясно, в каком ун-те). Ок. 1514 рукоположен в священники, служил капелланом в женском мон. Фрозе (близ Ашерслебена) и одновременно в г. Брауншвайг. Вероятно, в Брауншвайге вступил в мистич. Библейское об-во, сформированное под влиянием движения Devotio moderna и выступавшее за обновление Церкви. В 1516–18 жил в Брауншвайге и Виттенберге, где познакомился с М. Лютером, поддержал его критику верховного авторитета папы Римского, а также попытку реабилитировать пражского реформатора Я. Гуса. После краткого пребывания в цистерцианском мон. близ г. Вайсенфельс, где М. изучал труды отцов Церкви (гл. обр. блж. Августина), в 1520 откликнулся на приглашение занять место городского священника в Цвиккау.
Под влиянием действовавших в Цвиккау мистич. обществ М. отошёл от лютеровского понимания Реформации и начал выступать за «полное очищение христианского мира». В проповедях проявлял себя как экзальтированный оратор, склонный к пророческим толкованиям. Активная критика М. церковного и муниципального устройства Цвиккау, а также его непреклонность в догматич. вопросах привели к тому, что он был отстранён от должности священника и в апр. 1521 покинул город. После короткого пребывания в городах Жатец (центре чеш. религ. движения таборитов) и Яхимов М. направился в Прагу. Там он опубликовал на чеш., лат. и нем. языках «Пражское воззвание», в котором изложил ряд положений своей концепции. Вернулся в Германию, жил в г. Нордхаузен, откуда был изгнан в сент. 1522. Весной 1523 обосновался в г. Алльштедт и женился на быв. монахине Оттилии фон Герсен. В Алльштедте были написаны гл. богословские и публицистич. трактаты М.: «Разоблачение ложной веры», «Проповедь перед князьями» (оба 1524) и др. Там же М. провёл литургич. реформу: создал и откомментировал для возглавляемой им общины особые немецкоязычные чины лат. мессы и др. богослужений, не порывая при этом с традицией григорианского хорала. Содержательность, понятность и соучастие мирян М. считал гл. средствами в борьбе против концентрации исключительно на внешней форме богослужебного обряда. В этот период произошёл окончат. разрыв М. с лютеровской Реформацией: в 1524 он опубликовал «Протестацию», в которой резко критиковал взгляды М. Лютера (принципиальное противопоставление веры и дел, безоговорочное отрицание чистилища, практику крещения младенцев, компромиссы и полумеры в деле радикального обновления жизни общества и христианской Церкви и др.). В ответном трактате «Против небесных пророков» (1524) Лютер назвал сторонников М. нарушителями земского мира и призвал князей остерегаться их «мятежного духа».
В основе богословско-политич. взглядов М. лежала убеждённость в приближении апокалиптич. «конца времён» и вытекающий отсюда императив достойного духовно-нравственного предуготовления. Суть веры М. видел в волевом соединении человека со Христом в Святом Духе. Спиритуалистич. уклон богословия М. объясняет также жёсткое отделение «буквы» от «духа» в интерпретации Священного Писания: божественная истина может открыться человеку лишь через внутреннее откровение, т. е. через мистич. опыт и духовное преображение. Требуемое для спасения уподобление Христу возможно лишь через переживание богооставленности и очистительные страдания, ибо, по мнению М., крестная Жертва Сына Божия вовсе не исключает необходимости личного подвига каждого христианина для искупления собств. грехов. На этом основании М. допускал существование огня чистилища для тех, кто не хотел страдать ради Христа и со Христом при жизни. Он считал, что община истинно верующих не должна признавать никакой власти, кроме власти Святого Духа, поэтому в деле обществ. преобразования в целях отделения избранных от безбожных и восстановления нарушенного грехом божественного порядка вполне могут быть оправданы революц. меры. Своих сторонников М. видел избранниками Святого Духа, а себя называл новым пророком Даниилом.
После разгрома весной 1524 капеллы Богородицы в Алльштедте М. добился встречи с герцогом Иоганном, братом саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, и зачитал перед ним «Княжескую проповедь», призывавшую светскую власть отступить перед приближающимся царством Святого Духа. Не найдя княжеской поддержки, М. переехал в г. Мюльхаузен, где в февр. 1525 организовал свержение гор. совета и основал общину «избранных во Христе». В ходе Крестьянской войны 1524–26 он инициировал выступления крестьян в городах Вальдсхут и Кенцинген. В среде сторонников М. было составлено «Статейное письмо» – наиболее радикальная программа действий восставших. Отряд М. 15.5.1525 был окружён объединёнными княжескими войсками близ г. Франкенхаузен. Сам М. бежал, но был схвачен и после долгих пыток в Хельдрунгене доставлен в Мюльхаузен и казнён. Идеи М. оказали влияние на часть анабаптистов и некоторые др. радикальные течения Реформации.