ГУС ЯН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУС (Hus) Ян [1369 или 1371, м. Гусинец (на территории совр. Чехии) – 6.7.1415, Констанц], проповедник, один из осн. представителей т. н. чешской Реформации, нац. герой чеш. народа.
Родился в бедной крестьянской семье. В 1393 окончил Карлов ун-т в Праге; бакалавр теологии (1393 или 1394), магистр свободных искусств (1396); в 1401–02 декан ф-та свободных искусств; в 1402–03 и 1409–10 ректор Карлова ун-та. Ок. 1400 рукоположен в священники; с 1402 настоятель и проповедник старопражской Вифлеемской часовни (основана в 1391), ставшей впоследствии центром распространения церковной реформы в Чехии.
Религ.-филос. и социальные взгляды Г. сформировались преим. под влиянием трудов Дж. Уиклифа, распространение которых в Чехии началось в 1380-х гг. В 1403 пражский соборный капитул указал руководству Карлова ун-та на выявленные в сочинениях Уиклифа 45 еретич. положений. В ун-те состоялся диспут, во время которого Г. заявил, что многие из поставленных Уиклифу в вину положений неправильно поняты. При этом сам Г. признавал Библию высшим авторитетом для папы и церковных соборов, отстаивал необходимость возвращения Церкви к идеалам раннехристианской эпохи, обличал симонию и внецерковную инвеституру. Некоторые из идей Г., в частности могущие служить обоснованием процедуры секуляризации церковных земель, первоначально были поддержаны королевской властью в лице Вацлава IV.
Организованные в 1409 пражскими церковными властями преследования Г. и его сторонников, в т. ч. в университетской среде, не принесли результата вследствие поддержки Г. королевской властью. Кроме того, предпринятая в 1409 реформа Карлова ун-та способствовала ослаблению влияния нем. профессуры, а также усилению сторонников идей Дж. Уиклифа. В 1410 папой Римским Григорием XII (1406–15) Г. был отлучён от Церкви и вызван в Рим, однако покровительство власти позволило ему продолжить проповедь в чеш. землях. Усилившаяся в 1411–12 полемика вокруг практики индульгенций, часть доходов от которых получала королевская казна, способствовала перемене отношения власти к Г. и его сторонникам, решительно осуждавшим практику индульгенций. После 1411–12 Г. был вынужден покинуть Прагу и перенести проповедь в юж. и зап. области Чехии. Последний период в деятельности Г. совпал с общим глубочайшим духовным и церковно-административным кризисом католич. церкви – усугублением Великой схизмы, усилением влияния идей о необходимости реформирования внутрицерковной жизни. Разрешению всех этих проблем был призван содействовать открывшийся в нояб. 1414 Констанцский собор, созванный при непосредств. участии имп. Сигизмунда I. В 1414, после соборного осуждения взглядов Уиклифа, в Констанц был приглашён Г. Несмотря на гарантии его неприкосновенности, данные имп. Сигизмундом I, Г. был арестован и приговорён к сожжению (приговор был приведён в исполнение). 30 статей обвинения Г. касались гл. обр. его учения о Евхаристии, о том, что находящиеся в смертном грехе лица недостойны владеть собственностью и могут быть её лишены, о том, что папство как особый институт не существовало первые три века истории Церкви и она может обойтись без видимого главы. Проповедь Г., а также его осуждение и смерть способствовали формированию и усилению в чеш. землях гуситского движения, неоднородного по составу участников, сочетавшего социально-экономич. требования с программой по глубокому внутр. обновлению чеш. Церкви, формированию её «национальной» идентичности («Четыре пражские статьи»; приняты в 1420).
В дек. 1999 папа Римский Иоанн Павел II (1978–2005) выразил глубокое сожаление по поводу «жестокой смерти», на которую был осуждён Гус.