Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУС ЯН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 176

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГУС (Hus) Ян [1369 или 1371, м. Гу­си­нец (на тер­ри­то­рии совр. Че­хии) – 6.7.1415, Кон­станц], про­по­вед­ник, один из осн. пред­ста­ви­те­лей т. н. чеш­ской Ре­фор­ма­ции, нац. ге­рой чеш. на­ро­да.

Ро­дил­ся в бед­ной кре­сть­ян­ской се­мье. В 1393 окон­чил Кар­лов ун-т в Пра­ге; ба­ка­лавр тео­ло­гии (1393 или 1394), ма­гистр сво­бод­ных ис­кусств (1396); в 1401–02 де­кан ф-та сво­бод­ных ис­кусств; в 1402–03 и 1409–10 рек­тор Кар­ло­ва ун-та. Ок. 1400 ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки; с 1402 на­стоя­тель и про­по­вед­ник ста­ро­праж­ской Виф­ле­ем­ской ча­сов­ни (ос­но­ва­на в 1391), став­шей впо­след­ст­вии цен­тром рас­про­стра­не­ния цер­ков­ной ре­фор­мы в Че­хии.

Ре­лиг.-фи­лос. и со­ци­аль­ные взгля­ды Г. сфор­ми­ро­ва­лись пре­им. под влия­ни­ем тру­дов Дж. Уик­ли­фа, рас­про­стра­не­ние ко­то­рых в Че­хии на­ча­лось в 1380-х гг. В 1403 праж­ский со­бор­ный ка­пи­тул ука­зал ру­ко­во­дству Кар­ло­ва ун-та на вы­яв­лен­ные в со­чи­не­ни­ях Уик­ли­фа 45 ере­тич. по­ло­же­ний. В ун-те со­сто­ял­ся дис­пут, во вре­мя ко­то­ро­го Г. зая­вил, что мно­гие из по­став­лен­ных Уик­ли­фу в ви­ну по­ло­же­ний не­пра­виль­но по­ня­ты. При этом сам Г. при­зна­вал Биб­лию выс­шим ав­то­ри­те­том для па­пы и цер­ков­ных со­бо­ров, от­стаи­вал не­об­хо­ди­мость воз­вра­ще­ния Церк­ви к идеа­лам ран­не­хри­сти­ан­ской эпо­хи, об­ли­чал си­мо­нию и вне­цер­ков­ную ин­ве­сти­ту­ру. Не­ко­то­рые из идей Г., в ча­ст­но­сти мо­гу­щие слу­жить обос­но­ва­ни­ем про­це­ду­ры се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель, пер­во­на­чаль­но бы­ли под­дер­жа­ны ко­ро­лев­ской вла­стью в ли­це Вац­ла­ва IV.

Ор­га­ни­зо­ван­ные в 1409 праж­ски­ми цер­ков­ны­ми вла­стя­ми пре­сле­до­ва­ния Г. и его сто­рон­ни­ков, в т. ч. в уни­вер­си­тетской сре­де, не при­нес­ли ре­зуль­та­та вслед­ст­вие под­держ­ки Г. ко­ро­лев­ской вла­стью. Кро­ме то­го, пред­при­ня­тая в 1409 ре­фор­ма Кар­ло­ва ун-та спо­соб­ст­во­ва­ла ос­лаб­ле­нию влия­ния нем. про­фес­су­ры, а так­же уси­ле­нию сто­рон­ни­ков идей Дж. Уик­ли­фа. В 1410 па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем XII (1406–15) Г. был от­лу­чён от Церк­ви и вы­зван в Рим, од­на­ко по­кро­ви­тель­ст­во вла­сти по­зво­ли­ло ему про­дол­жить про­по­ведь в чеш. зем­лях. Уси­лив­шая­ся в 1411–12 по­ле­ми­ка во­круг прак­ти­ки ин­дуль­ген­ций, часть до­хо­дов от ко­то­рых по­лу­ча­ла ко­ро­лев­ская каз­на, спо­соб­ст­во­ва­ла пе­ре­ме­не от­но­ше­ния вла­сти к Г. и его сто­рон­ни­кам, ре­ши­тель­но осу­ж­дав­шим прак­ти­ку ин­дуль­ген­ций. По­сле 1411–12 Г. был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть Пра­гу и пе­ре­не­сти про­по­ведь в юж. и зап. об­лас­ти Че­хии. По­след­ний пе­ри­од в дея­тель­но­сти Г. сов­пал с об­щим глу­бо­чай­шим ду­хов­ным и цер­ков­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным кри­зи­сом ка­то­лич. церк­ви – усу­губ­ле­ни­ем Ве­ли­кой схиз­мы, уси­ле­ни­ем влия­ния идей о не­об­хо­ди­мо­сти ре­фор­ми­ро­ва­ния внут­ри­цер­ков­ной жиз­ни. Раз­ре­ше­нию всех этих про­блем был при­зван со­дей­ст­во­вать от­крыв­ший­ся в но­яб. 1414 Кон­станц­ский со­бор, со­зван­ный при не­по­средств. уча­стии имп. Си­гиз­мун­да I. В 1414, по­сле со­бор­но­го осу­ж­де­ния взгля­дов Уик­ли­фа, в Кон­станц был при­гла­шён Г. Не­смот­ря на га­ран­тии его не­при­кос­но­вен­но­сти, дан­ные имп. Си­гиз­мун­дом I, Г. был аре­сто­ван и при­го­во­рён к со­жже­нию (при­го­вор был при­ве­дён в ис­пол­не­ние). 30 ста­тей об­ви­не­ния Г. ка­са­лись гл. обр. его уче­ния о Ев­ха­ри­стии, о том, что на­хо­дя­щие­ся в смерт­ном гре­хе ли­ца не­дос­той­ны вла­деть соб­ст­вен­но­стью и мо­гут быть её лише­ны, о том, что пап­ст­во как осо­бый ин­сти­тут не су­ще­ст­во­ва­ло пер­вые три ве­ка ис­то­рии Церк­ви и она мо­жет обой­тись без ви­ди­мо­го гла­вы. Про­по­ведь Г., а так­же его осу­ж­де­ние и смерть спо­соб­ст­во­ва­ли фор­ми­ро­ва­нию и уси­ле­нию в чеш. зем­лях гу­сит­ско­го дви­же­ния, не­од­но­род­но­го по со­ста­ву уча­ст­ни­ков, со­че­тав­ше­го со­ци­аль­но-эко­но­мич. тре­бо­ва­ния с про­грам­мой по глу­бо­ко­му внутр. об­нов­ле­нию чеш. Церк­ви, фор­ми­ро­ва­нию её «на­цио­наль­ной» иден­тич­но­сти («Че­ты­ре праж­ские ста­тьи»; при­ня­ты в 1420).

В дек. 1999 па­па Рим­ский Ио­анн Па­вел II (1978–2005) вы­ра­зил глу­бо­кое со­жа­ле­ние по по­во­ду «жес­то­кой смер­ти», на ко­то­рую был осу­ж­дён Гус.

Лит.: Руб­цов Б. Т. Я. Гус. М., 1958; J. Hus at the Council of Constance. N. Y.; L., 1965; De Vooght P. L’hérésie de J. Huss. 2 éd. Louvain, 1975; Denis E. Huss et les guerres hussites. N. Y., 1978; Boulier J. J. Hus. Brux., 1982; Bé­ren­ger J. Tolérance ou paix de religion en Euro­pe centrale (1415–1792). P., 2000; Mar­chand P. J. Hus, sa vie, ses doctrines. Nîmes, 2003.

Вернуться к началу