БЭ́КОН РОДЖЕР
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЭ́КОН (Bacon) Роджер (ок. 1214, Илчестер, графство Сомерсет – 1292 или 1294, Оксфорд), англ. философ и естествоиспытатель; «удивительный доктор» (doctor miralibis). Монах-францисканец; с кон. 1220-х гг. учился в Оксфордском и Парижском ун-тах, где впоследствии преподавал (с 1241 в Париже, с кон. 1240-х – нач. 1250-х гг. в Оксфорде). В 1257, вероятно, за увлечение астрологией и алхимией, отстранён от преподавания и заточён в один из монастырей под Парижем. В 1270-х гг. в Оксфорде, где по решению руководства францисканского ордена вновь был заключён в тюрьму (1278); в 1292, незадолго до смерти, Б. получил свободу. Среди гл. трудов Б. – написанное по просьбе папы Климента IV энциклопедич. «Большое сочинение» («Opus majus»), а также «Малое сочинение» («Opus minus»), «Третье сочинение» («Opus tertium»), «Основы математики» («Communia mathematica»), «Основы естествознания» («Communia naturalium»), компендии по философии и теологии, грамматики греч. и евр. языков и др.
Будучи последователем Аристотеля и учеником Роберта Гроссетеста, Б. противопоставлял бесплодным, по его мнению, теолого-филос. построениям в духе Александра Гэльского и Альберта Великого конкретные достижения опытного естествознания. Его «Opus majus» начинается с рассмотрения стоящих на пути познания четырёх препятствий («язв»): доверия сомнительному авторитету, привычки к традиц. мнению, предрассудков толпы, стремления скрыть невежество под маской всезнания. Выделяя далее три источника познания: веру в авторитет, рассуждение и опыт, он считал, что только посредством опыта разум достигает полного и истинного постижения явлений и потому «экспериментальная наука – владычица умозрительных наук». Опыт же разделяется на внешний – чувственное познание объектов природы и человеческого искусства и внутренний, духовный – мистич. познание истин веры в акте божественной иллюминации («озарения»). Высшей формой знания является теология, а в качестве его осн. «корней» выступают лингвистика (адекватное восприятие текста Писания, произведений отцов Церкви, трактатов Аристотеля и др. возможно лишь при условии знания языков), математика, физика и мораль. При этом математика, чьи истины являются врождёнными и обладают самоочевидной достоверностью, есть «врата и ключ» (porta et clavis) всех др. наук. В физике Б. уделяет особое внимание оптике, или науке о перспективе, развивая учение о передаче не только световых, но вообще всех естеств. воздействий – механич., температурных, звуковых, астрологич. и т. д. – посредством т. н. умножения видов (multiplicatio specierum), т. е. процесса распространения силы действующей причины, мыслимого по аналогии с самоумножением света. Данные астрологии также добываются посредством эмпирич. исследования и могут быть описаны в математических терминах: лучистое распространение воздействий планет подчиняется законам геометрической оптики. В рамках своей моральной философии Б. предлагает проект организации будущего государства (объединяющего в себе все исповедующие христианство народы), которое должно управляться сословием клириков, «священников знания», владеющих достижениями всех наук и возглавляемых папой Римским.
Б. известен также как конструктор разл. приборов и механизмов, возможный изобретатель пороха; особую славу принесли ему смелые догадки относительно будущих изобретений и открытий (идеи создания подзорной трубы, домкрата, безопорного моста, самодвижущихся повозок и кораблей, летательного аппарата, аппарата для подводного погружения, искусственно синтезируемых лекарств, взрывчатых веществ, воен. зажигательных стёкол, газового оружия и др.), в силу чего Б. приобрёл со временем репутацию мага и волшебника.